Социальная и экономическая география мира Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему География экологических проблем развития экономики России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1 Подходы к решению экологических проблем в регионах России 3
1.1. Действующий комплекс федеральных целевых программ 3
2 О проблемах обеспечения экологической безопасности Российской Федерации 9
2.1. Экологические итоги 2018 г. и решение экологических проблем, порожденных экономикой 9
2.2. Влияние экологических проблем озера Байкал на экономику страны 25
Заключение 33
Список использованных источников 35

 

  

Введение:

 

Актуальность. Экология – одна из наиболее актуальных проблем современности. Вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. В результате истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Зеленая – ориентированная на экологию – экономика для современных зарубежных стран стала необходимостью. В нашей стране подобный курс только начинает набирать обороты. Действительность такова, что без оглядки на экологию уже сейчас сложно вводить новые технологии. Кроме того, производство, негативно влияющее на природу, становится дорогим и экономически необоснованным. Однако для дальнейшего развертывания зеленой экономики в РФ потребуется введение новых регламентирующих и систематизирующих документов федерального уровня при условии ужесточения ответственности за нарушение норм, призванных охранять окружающую среду.
Объект – экологические проблемы.
Предмет – география экологических проблем развития экономики России.
Цель – исследовать географию экологических проблем развития экономики России.
Задачи:
1. Рассмотреть подходы к решению экологических проблем в регионах России.
2. Проанализировать проблемы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В XXI веке проблемы экологии из вторичных проблем превращаются в основные. В большинстве постиндустриальных стран зародился так называемый зеленый курс в экономике, другими словами «зеленая экономика». Этот тип экономики выполняет несколько функций. Во-первых, это рост благосостояния населения и обеспечение социальной справедливости, во-вторых, это защита окружающей среды.
Важными чертами «зеленой экономики» являются сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост доходов населения, эффективное использование энергии.
В перспективе планируется мобилизовать глобальную экономику и увеличить рост инвестиций в природные технологии. Эти меры позволят стимулировать экологизацию многих современных экономик, избежать катастрофических последствий глобального изменения климата и минимизировать использование невозобновимых полезных ископаемых [11].
На сегодняшний день правовое согласование экологической и энергетической политики на международном уровне стало основной проблемой. В свете кардинальных преобразований особая роль отведена четкому определению мирового энергобаланса. Решением этой дилеммы может стать увеличение объемов использования возобновляемой энергетики. Данный способ позволит обеспечить энергетическую безопасность и сократить уровень негативного воздействия на окружающую среду.
В большей степени современные модели экономики удовлетворяют свои энергетические потребности за счет невозобновимых природных ресурсов. Однако еще в 2003 г. в докладе Генерального секретаря ООН «Энергетика и транспорт» отмечалась необходимость использования технологий возобновляемых источников энергии. При этом проведение такого политического курса должно обеспечиваться надлежащим государственным контролем.
Особую роль в сфере экологии принадлежит экологическому надзору. Надзор в сфере охраны окружающей среды имеет фундаментальное значение для обеспечения экологического благополучия. Но сегодня в России можно говорить о низком качестве государственного регулирования охраны окружающей среды. Причиной такого положения дел является то, что эта функция долгое время была раздроблена между целым рядом федеральных органов исполнительной власти.
В России экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах более 54 % городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов на площади более 100 млн. гектаров.
Таким образом, несмотря на упорство бизнеса, будущее планеты за «зелеными» технологиями. Россия активно вступает в международное сообщество, где приоритетом избран путь защиты, а не уничтожения природы. Глобализация заставляет многие страны пересматривать существующий путь в экономике и политике. РФ в данном вопросе не исключение. Уже сейчас можно говорить о сдвиге в лучшую сторону состояния экологии в нашей стране. Но из-за отсутствия благоприятного инвестиционного климата «зеленые проекты» с трудом пробиваются через тернии, «сырьевых игл».

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Подходы к решению экологических проблем в регионах России
1.1. Действующий комплекс федеральных целевых программ

Экономические и экологические проблемы тесно связаны, и решая одни из них, нельзя исключать вторые. Состояние окружающей среды непосредственно формирует потенциал экономической сферы. К примеру, ресурсы для промышленных предприятий добываются в природной среде, и от их количества зависит производительность заводов и фабрик. От размеров прибыли зависит, какая сумма денежных средств будет потрачена на приобретение и установку очистительных сооружений, на мероприятия по устранению загрязнений воды, воздуха, почвы.
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Действующие целевые программы:
Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» за 2018 г.
Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (с изменениями Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 №362).
Государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы за 2018 г.
Госпрограмма «Воспроизводство и использование природных ресурсов» от 28 марта 2019 г.
Государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы за 2017 г.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы.
Россия обладает наибольшими запасами пресной воды в Европе — порядка 4,2–4,5 тысячи кубических километров долговременного среднего объема возобновляемых водных ресурсов и занимает по этому показателю второе место в мире. Общий объем статических водных ресурсов России оценивается приблизительно в 88,9 тысячи кубических километров пресной воды, значительная часть которой сосредоточена в подземных водах, озерах и ледниках [2].
При этом целый ряд регионов испытывает дефицит воды, что связано главным образом с неравномерным распределением водных ресурсов по территории страны: на наиболее освоенные районы европейской части России, где сосредоточено свыше 80 процентов населения, приходится всего 10–15 процентов водных ресурсов. Одновременно практически во всех регионах России в случае непринятия профилактических мер существует опасность сезонных паводков. Значительное водное хозяйство страны обязывает также уделять серьезное внимание состоянию гидротехнических сооружений, системам транспортировки воды и очистных сооружений, существенная часть которых нуждается в модернизации.
Для комплексного решения указанных проблем с 2012 г. в Российской Федерации действует Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012—2020 гг.» (ФЦП «Вода России»), которая реализуется под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и является одним из главных практических инструментов реализации «Водной стратегии Российской Федерации», принятой в 2009 г..
Основные целевые показатели программы, а также полный текст программы доступны на сайте: «Федеральные целевые программы России» Министерства экономического развития РФ.
Главными задачами ФЦП «Вода России» являются:
• гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и объектов экономики.
• охрана и восстановление водных объектов и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
• обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
• масштабное информирование населения о способах экономии воды в рамках личных домохозяйств, в быту; формирование «экологического сознания», ответственного отношения к водным ресурсам страны у молодого поколения.
Программа «охрана окружающей среды» на 2012-2020 гг. включает в себя подпрограммы, в том числе федеральные целевые программы:
1. Регулирование качества окружающей среды.
2. Биологическое разнообразие России.
3. Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды.
4. Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике.
5. Приоритетный проект «Чистая страна».
6. Ликвидация накопленного экологического ущерба.
7. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 гг..
8. Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 — 2020 гг..
Цели программы:
1. повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем.
Задачи программы:
1. обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека.
2. сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации.
3. повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
4. организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике.
5. организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и на архипелаге Шпицберген.
6. снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Создание эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [8].
стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий.
создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также для размещения отходов.
развитие рынка экологических товаров и услуг.
создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями, рост продолжительности жизни городского населения.
сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление численности популяций редких и исчезающих объектов животного и растительного мира России.
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности).
обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
получение новых научных знаний в области изменения климата, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
снижение объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта на 30 процентов.
сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 45.
улучшение экологических условий для 36,4 млн. россиян, проживающих в настоящее время в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7).
снижение объема образованных отходов всех классов опасности на единицу валового внутреннего продукта на 1,3 тонны.
улучшение качества жизни для 1400 тыс. россиян и более посредством ликвидации и рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде.
обеспечение сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
увеличение доли объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в общем количестве объектов животного мира [14].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы