Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Гендерные стереотипы личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Общие представления о гендере и гендерных стереотипах в психологии 5
1.1 Стереотип как социально-психологический феномен 5
1.2 Подходы к пониманию гендерных стереотипов в психологии. 13
Глава 2 Особенности и значение феномена «гендерные стереотипы» 20
2.1 Основные характеристики гендерных стереотипов 20
2.2 Значение гендерных стереотипов в социализации личности 25
Заключение 30
Список литературы 31

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В отношении взаимодействия мужчины и женщины, их профессиональной самореализации, выражения эмоциональных состояний, поведения и др. достаточно давно сложились определенные стереотипы, которые обуславливают их поведение и ожидания окружающих. Под гендерными стереотипами в данном случае можно понимать устойчивые представления общества о «мужском» и «женском»: поведении, интересах, профессиях и даже правах. На протяжении достаточно длительного времени данные стереотипы достаточно жестко определяли особенности социальной жизнедеятельности человека, ограничивая возможности развития его в том направлении, которое выходило за границы гендерных стереотипов.
В настоящее время происходят изменения: часто женщины и мужчины начинают осваивать профессиональные области, которые раньше им были недоступны в силу собственной половой принадлежности. Достаточно часто встречаются семьи, где меняются традиционные «женские» и «мужские» обязанности: женщина делает карьеру и обеспечивает семью, мужчина занимается воспитанием детей и домашним хозяйством. Активно развивается движение феминизма, которое предполагает преодоление гендерных стереотипов в отношении, в первую очередь, женщин.
Таким образом, возникает проблема исследований гендерных стереотипов в динамике, их современного состояния и значения в существовании современного человека.
Цель исследования: изучить современные научные представления о гендерных стереотипах.
Объект исследования: стереотипы, как социально-психологический феномен.
Предмет исследования: особенности гендерных стереотипов в юношеском возрасте.
Гипотеза:
Задачи исследования:
1. Проанализировать понимание и различие феноменов «пол», «гендер» в психологии;
2. Проанализировать представления о гендерных стереотипах в психологической литературе;
3. Эмпирическим путем сравнить особенности гендерных стереотипов юношей и девушек.
Методологической основой исследования являются представления С. Бем о маскулинности и фемининности, как социальных эталонах мужественности и женственности. В ее концепции рассматриваются четыре типа подобных эталонов: маскулинность (набор характеристик, типичных для мужского поведения), фемининный (набор характеристик, типичных для женского поведения), андрогинный и диффузный. Именно выделенные С. Бем наборы «мужских» (маскулинных) и «женских» (фемининных) качества можно считать отображение представлений о гендерных стереотипах общества.
Методы исследования: (эмпирический метод?), анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных.
Выборка: 10 юношей и 10 девушек в возрасте от 18 до 21 года.
Практическая значимость: в психологическом консультировании.

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, гендерные стереотипы представляют собой значимый компонент личностного развития и функционирования ее в социуме, культурных и социальных аспектов. Гендерные стереотипы представляют собой совокупность представлений о том, что характерно для женщин и для мужчин. В данную совокупность включаются и личностные характеристики, и особенности поведения, и социальные роли, и семейные обязанности, и профессиональные предпочтения. Понятие «гендер» базируется на феномене пола и долгое время данные понятия идентифицировались. Однако в современной науке существует четкое убеждение в том, что гендер и пол – это различные категории. Пол включает в себя в основном биологические характеристики человека, обусловленные его биологической дифференциацией полов, гендер же включает в себя социальные и культурные аспекты. Изучением гендерных характеристик, которые рассматривались затем как содержание гендерных стереотипов, активно занималась С. Бем. Она предложила такие понятия, как маскулинность и феминность, в рамках которых описаны типично мужские или женские черты. Современная ситуация характеризуется пересмотром гендерных стереотипов, расширением характеристик и социальных и профессиональных ролей, доступных представителям обоих полов. Однако следует отметить, что данная тенденция развивается достаточно медленно, значительно медленней, чем происходит преобразование непосредственно социума, по этой причине традиционные гендерные стереотипы до сих пор имеют большое значение и влияние на поведение людей и общественное мнение.
Таким образом, гендерные стереотипы, современная их структура, развитие и расширение являются перспективным и актуальным направлением научных исследований.

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Общие представления о гендере и гендерных стереотипах в психологии
1.1 Стереотип как социально-психологический феномен

В житейском сознании пол и гендер часто являются практически идентичными понятиями, синонимами. В науке данные понятия также связывают между собой, однако не идентифицируют. Многие ученые совершают попытки объяснить феномен гендера через его взаимосвязь с категорией пола, что дает возможность составить более полное представление о нем.
Безусловно, первичным следует считать феномен пола. Долгое время биологический пол считался определяющим в поведении человек. Только в ХХ веке появилось представление о том, что пол – сложноорганизованная иерархическая система, становление компонентов которой осуществляется в разные периоды времени, в различные периоды онтогенетического развития .
Ребенок при рождении не воспринимает себя, как мужчину или женщину, формирование идентичности и принятие ролей и особенностей поведения того или иного пола происходит постепенно в процессе развития и воспитания, причем большое значение при этом имеют социальные и культурные аспекты. Таким образом, объяснить только биологическими факторами различия в социальном поведении мужчин и женщин нельзя. В тот момент, когда женщины получили доступ к общественно-производственному труду и образованию, устоявшаяся дифференциация видов труда на «женские» и «мужские» перестала иметь решающее значение. Это привело и к преобразованиям в научной терминологии. С целью преодоления биологического редукционизма, ученые ввели понятие «гендер».
Новый термин «гендер» предполагал сочетание социальных и культурных норм, которое, сточки зрения социума, должны соблюдать индивиды в соответствии с их половой принадлежностью. Однако не биологические параметры пола, а социокультурные характеристики в преобладающей степени детерминируют психологические свойства, алгоритмы поведения, профессиональный выбор мужчин и женщин.
В широком смысле существует мнение, что пол – это биологические и анатомические характеристики женщин и мужчин, а «гендер» предполагает культурные, психологические, социальные и остальные аспекты .
Отдельного внимания заслуживают попытки дифференцировать феномены, учитывая специфику взаимоотношений между частями и целым. Пол включает в себя биологические и социокультурные характеристики, в которых, в свою очередь, должны дифференцироваться социальная и культурно-символическая составляющая. При этом «пол» и «гендер» соотносится между собой не как род и вид, а как целое и часть.
И. И. Халеева придерживается противоположной точки зрения: гендер является более широким феноменом, в структуру которого включены биологический и социальный пол. С точки зрения анализа рассматриваемых понятий целесообразно обратиться к представлениям Дж. Вуд, которая четко разграничивает понятия «естественный пол» и «гендер». Вуд понимает пол как сочетание биологических характеристик, заложенных хромосомным набором и гормональными особенностями. Гендер предполагает разнообразные значения, алгоритмы, модели, которые в глазах социума принадлежат тому или иному полу.
В первой половине XX века, когда были весьма распространены представления З. Фрейда, понятие гендера идентифицировалось проблема с биологическим полом, а гендерная идентичность интерпретировалась, как итог формирования психосексуальной сферы субъекта без учета социальных факторов. Гендерная идентичность, с точки зрения представителя психоаналитической школы, развивается через отождествление себя с родителем одинакового пола в результате действия сексуальных импульсов к родителю другого пола.

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы