Курсовая теория на тему Гендерные роли в древнегреческой мифологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
863731
Введение:
Интерес
к проблеме гендерных отношений остается одной из основных тем и проблем
современности. Традиционные мужские и женские социальные роли пересматриваются
практически во всем мире. Если век назад была наиболее актуальна проблема
феминизма, но сейчас конфликт между мужским и женским, стремление сломать
стереотипы и традицию поведения и отношений обостряется, что приводит к
стремлению объяснить природу этих изменений, найти корни проблемы, проследить
путь трансформации мышления и восприятия гендера в истории. Этим и
обуславливается актуальность нашей работы.
В
переходный период социальные роли претерпевают изменения, и этот процесс находит
отражение в мифологических системах, изучению которого и посвящена данная
курсовая работа.
Объектом
исследования курсовой работы являются гендерные роли и их изменения.
Предметом
– гендерные роли в греческой мифологии переходного периода.
Цель
данной работы – изучить изменения гендерных ролей на примере мифологической
системы Древней Греции.
В
соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
· проследить динамку изменений гендерных
ролей в античной мифологии;
· изучить функции античных богов и богинь;
· определить специфику переходности и
причины смены гендерных ролей и их становления в период государственности.
Методология
исследования. Проблемой гендера занимаются разные науки: психология, философия,
социология, культурология, лингвистика. Мифология, хоть и уделяет этой теме
внимание, но в целом является скорее источником для информации и опыта для
исследователей вышеуказанных наук. Гендер в мифологии любого народа определенно
является базой для формирования отношений между мужчиной и женщиной и
распределения их ролей в социуме. По сути, именно такой подход мы и применим в
нашем исследовании, определив переходность как черту от старого мировосприятия
к новому и к формированию функциональных различий Богов и Богинь как матрицу
гендерных ролей.
Как
мы уже сказали выше, тема гендера рассматривалась в разных науках. Нельзя
сказать, что на эту тему написано мало исследований. Но нужно оговориться, что
изучением гендера в его современном понимании в целом занялись вплотную в ХХ
веке, хотя противопоставлению мужского и женского уделялось достаточно места в
любую эпоху. Степень изученности темы
в рамках мифологии, культурологии или литературоведения гораздо более низкая. В
нашем исследовании мы будем опираться на труды А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи,
М. Элиаде, чья область исследования: мифология, философия, культура, И.Я.
Бахофена – историка религии и права, впервые поднявшего вопрос изучения матриархата
в свете истории семьи и общества, а также на статьи современных исследователей
вопроса гендера в разных аспектах, таких как Е.В. Вдовиной, О.А. Ворониной, Ю.О.
Дорофей, Н.А. Копыловой, В.В. Мархинина, А.Е. Наговицына, Ю.С. Обидиной, Л.Л. Селивановой.
Курсовая
работа имеет стандартную структуру: она состоит из введения, двух глав,
включающих параграфы и выводы по каждой главе, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Завершив
наше небольшое исследование, мы пришли к выводам, которые представим ниже.
Античная
мифология как мифологическая система постепенно выкристализовывается и
оттачивает внутри себя определенные гендерные функции, которые, в отрыве от
божественного, становятся критериями поведения в обществе, гендерными ролями –
мужскими и женскими, которые систематизируют социум, порождая определенные
стереотипы, проходящие через эпохи и поколения и в целом сохраняющиеся на
протяжении столетий во многом неизменными. Эта неизменность дает право говорить
о культурной ментальности, присущей грекам не только античного периода, но и
современности.
Пройдя
пусть от матриархата к патриархату, мифологическая система выстроила женский
тип поведения, который сводится к семейственности, моногамии, деторождению и
воспитанию детей, хранению очага и домашнему хозяйству. Мужчины же занимаются
внешним миром, обеспечением пропитания, открытием миров и военным делом, ремеслами,
науками и искусствами.
При
этом нужно все же иметь в виду, что «Своеобразие отношений между полами в
греческой античности заключалось и в том, что физическая и душевная близость
могла реализоваться и между мужчинами (и в дружбе, и в любви), и между
женщинами (лесбийская любовь), и между мужчинами и женщинами. Предосудительным
не считалось ни то, ни другое, ни третье. Причем телесная красота ценилась
равно: и в женщине, и в мужчине. Впрочем, и душевная тоже».[1]
Патриархальная
система гарантирует здоровую жизнедеятельность общества, обозначая функции
жизнеобеспечения и научая жизни в гармонии с собой, с природой и с обществом. Но
все же «семья в общеполисном целом тоже не являлась доминирующей ценностью, как
и количество детей, хотя домашнее хозяйство велось и требовало активного
участия женщин. Но семья как ценность была все же второстепенной в отношении к
социальному слою, тем более к полису»[2].
Положение
греческих женщин отличалось от их положения на Востоке: оно подчиненное, но не
столь зависимое. Положение женщины в древнегреческом обществе зависело от ее
социального статуса. В речи Демосфена говорится: у нас есть куртизанки для
развлечения, любовницы, чтобы о нас заботиться, и жены, чтобы рожать законных
детей. Участие жен ограничено кругом домашних обязанностей и задачами
воспитания детей до семилетнего возраста. В политической жизни женщины
практически не участвовали. В остальных сферах жизнедеятельности женщины, не
состоявшие в браке, проявляли себя достаточно свободно. Это как раз те самые «куртизанки»,
гетеры, о которых говорил Демосфен. Но важно отметить также, что именно в
Древней Греции культуру представляли несколько выдающихся женщин, занимавшихся
поэзией или философией, прославившихся своей красотой. Женская красота и
очарование ценились высоко. [1]
История культуры
повседневности … – URL:
https://litgid.com/read/istoriya_kultury_povsednevnosti_uchebnoe_posobie/page-10.php [2]
История культуры
повседневности … – URL:
https://litgid.com/read/istoriya_kultury_povsednevnosti_uchebnoe_posobie/page-10.php
Фрагмент текста работы:
I. Динамика изменения гендерных ролей в
древней греческой мифологии 1.1. Изменение гендерных ролей в переходный период
развития мифологических систем Термин
«гендер» пришел к нам из английского языка и обозначал грамматический род,
мужской или женский. Но в ХХ веке он вышел за пределы лингвистики и вошел в
психологию благодаря Роберту Столлеру, который в 1968 году опубликовал
исследование «Пол и гендер» («Sex and Gender»). Использование двух разных
терминов было необходимо для того, чтобы разделить социальное и биологическое значения
мужского и женского. В дальнейшем понятие «гендер» стали представлять еще шире
для определения социального неравенства женщин и мужчин их положения в обществе
и разграничения их ролей. Таким образом, правильно было бы уточнить, что мы
используем современный термин для изучения исторических реалий.
Гендерные роли в мифологических системах античности
развиваются в период родоплеменного общества, в частности в период
доклассический (дофессалийский, доолимпийский). А.А. Тахо-Годи отмечает, что ученые
«применяют к нему (периоду – примечание наше) также название хтонического, от
греческого слова «chthon» – «земля», так как в эти архаические времена земля
мыслилась всеобщей матерью, которая всех порождает и вскармливает»[1].
Это был период матриархата, в который женщина играла важнейшую роль, поскольку
именно она могла породить все, что существовало в природе. Она была самой
природой, даже вполне могла обойтись без мужского участия: Гея (Хтон) сама из
себя родила Урана, который впоследствии стал ее супругом, произвела на свет
горы и нимф, а потом и море Понт. Более того, вместе с Ураном она порождает не
гармоничную природу, а ужасных титанов. [1] Тахо-Годи А.А. Греческая
мифология. — М.: Искусство, 1989. — с. 22.