Курсовая теория на тему Гендерные особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ
СТРАХОВ. 6
1.1. Подходы к определению природы и проявлений страха в
психолого-педагогической науке. 6
1.2. Характеристика страхов у детей дошкольного возраста:
факторы и причины возникновения. 11
Выводы по I главе. 15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 17
2.1. Гендерные характеристики и полоролевые различия. 17
2.2. Специфика проявления страхов у мальчиков и девочек. 21
Выводы по II главе. 27
Заключение. 29
Список литературы. 31
Введение:
Актуальность исследования. На
современном этапе развития общества все более актуальным становится применение
гендерного подхода при изучении проблем эмоционального неблагополучия в детской
среде.
Дошкольный
возраст является наиболее продуктивным в плане развития эмоциональной сферы
дошкольников. В период дошкольного детства происходит формирование основ для
развития образовательных, нравственных, культурных и мировоззренческих
приоритетов, которые и являются предпосылками эмоционального развития.
Существует и фактор эмоциональных нарушений в поведении дошкольников, вызванных
современными реалиями социально-информационной среды.
Формализованное
общение с родителями, нивелирование детской субкультуры, ограничение игровых
форм освоения действительности и избыток информации, неадекватной для
восприятия детьми дошкольного возраста, — являются источниками формирования и
закрепления у детей негативных эмоциональных состояний — страхов, тревожности,
беспокойства и т.д. В свою очередь, актуализация страхов сопровождается
нарушениями адекватного психического развития, что отрицательно воздействует на
становление личности ребенка. Наряду с этим, повышенного внимания требуют
вопросы выявления гендерных особенностей проявления страхов у мальчиков и
девочек.
Таким
образом, проблема изучения особенностей развития, причин формирования и
специфики проявления страхов является достаточно актуальной, и
психолого-педагогическая литература представлена обширными сведениями о видах,
особенностях и причинах детских страхов, однако отмечается недостаток
исследований по проблеме изучения особенностей проявления страхов у детей
дошкольного возраста в контексте гендерного подхода.
Данной
проблемой занимались многие ученые. Так, А.И. Захаровым впервые в истории
мировой и отечественной практики рассматривались причины возникновения и
развития у детей ночных и дневных страхов; Р.В. Овчаровой, Ю.В. Щербатых, И.
Вард изучались отдельные виды страха у детей. С позиций
психолого-педагогического подхода страхи рассматривались с точки зрения
важности протекания психических процессов плане обучения и воспитания, что
отмечалось Л.И. Божович, А.И. Захаровым, В.С. Мухиной и А.М. Прихожан.
Проблемами
детских страхов занимались многие ученые, определяя страх как «психическое
состояние» (О.М. Дьяченко); как «аффективное состояние» (З. Фрейд); как
«эмоциональное состояние» (И. Раншбург, А. Роббер, Э. Эриксон); как «чувство»
(В. М. Блейхер, И.В. Крук, А. Фромм); как «эмоцию» (С.Ю. Головин, А.И. Захаров,
К. Э. Изард, К.К. Платонов, М.Г. Ярошевский); как «ощущение» (С.С. Степанов);
как «рефлекс» (И.П. Павлов).
В
настоящее время существует противоречие
между необходимостью изучения детских страхов и недостатком исследований в
области изучения гендерных особенностей проявления детских страхов, что
обусловило выбор темы исследования «Гендерные особенности проявления страхов у
детей дошкольного возраста».
Объект исследования:
детские страхи.
Предмет исследования: гендерные особенности проявления страхов у детей
дошкольного возраста.
Цель исследования:
изучить гендерные особенности проявления страхов у
детей дошкольного возраста.
Задачи
исследования.
1. Осуществить теоретический обзор научных подходов к
определению природы и проявлений страха в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику страхов у детей дошкольного
возраста, описать факторы и причины возникновения страхов у детей.
3. Охарактеризовать гендерные характеристики и
полоролевые различия между мальчиками и девочками.
4. Выявить специфику проявления страхов у мальчиков и
девочек в контексте гендерных различий.
5. Обобщить полученные выводы.
Методы исследования: теоретические: теоретико-методологический анализ
литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, классификация.
Структура работы. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Страхи имеет ярко выраженную возрастную
специфику, обнаруживающуюся в его источниках, содержании, формах проявления
компенсации и защиты. В качестве основных причин формирования страха у ребенка
выделяют личностную тревожность родителей; отсрочку подкрепления; смену
социального окружения и привычной обстановки; рассогласование актуальных
потребностей ребенка в признании и имеющимся социальным положением; наличие
нереализуемых угроз; отсутствие ролевой идентификации с родителем; раннюю рационализацию
чувств ребенка, психическое заражение
страхами в процессе общения со сверстниками и родителями; депривацию возрастных
потребностей.
Страхи могут возникать вследствие неправильных типов
семейного воспитания, конфликтных взаимоотношений между родителями;
традиционализма семейных отношений; при наличии недоверия к ребенку со стороны
родителей; непоследовательности тактик воспитания; ситуациях повышенной
ответственности перед родителями; и т.д.
Основными страхами дошкольников младшего и
среднего дошкольного возраста являются страхи разлуки с родителями, страхи
темноты, страхи одиночества, страхи медицинского характера и т.д. К старшему
дошкольному возрасту появляются социальные страхи осознания собственной роли в
социуме.
Основными формами проявления детских
страхов являются физиологическая, поведенческая и когнитивная. Физиологический
критерий традиционно признан одним из самых надежных индикаторов страха.
Различия между мальчиками и девочками
охватывают генетический, физический, когнитивный, психологический и коммуникативный
уровни. Полоролевые стереотипы, зависящие от генетических предпосылок,
постепенно формируются в социальной и культурной среде. В старшем дошкольном
возрасте присутствует сопряженность характеристик эмоциональной сферы и половой
принадлежности. Адаптационные механизмы отличаются большей выраженностью у
мальчиков по сравнению с девочками, чему способствует активизация процесса
присвоения социального опыта при формировании связанных с полом личностных
особенностей. У девочек отмечается более высокий уровень тревожности, более
выраженная степень значимости эмоций, особенно в межличностных отношениях.
Мальчики подвержены более жесткой регламентации при демонстрации эмоциональных
переживаний. Однако мальчики могут превосходить девочек по эмоциональности в
области проявления негативных эмоциональных переживаний.
Гендерные особенности страхов у детей
дошкольного возраста имеют свои проявления, зависят от гендерных ролей, и обусловлены
характером внутрисемейных отношений. Для девочек свойственно большее количество
страхов, чем для мальчиков, а также большая интенсивность проявления страхов,
что обусловлено их эмоциональностью. У девочек распространен страх смерти,
мальчики испытывают страх перед смертью родителей, кроме того, выражены страхи
пожара, стихий, родительских наказаний, страшных снов. Типичные для детей
обоего пола страхи по-разному проявляются у детей в разном возрастном
диапазоне.
Для достижения эффективных результатов при
работе с детьми организация работы по преодолению страхов детей должна
выстраиваться в таких направлениях, как снижение уровня личностной тревожности;
обучение техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также
развитие навыков саморегуляции; формирование конструктивных поведенческих
реакций в проблемных для детей ситуациях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ
СТРАХОВ 1.1. Подходы к определению природы и проявлений страха в
психолого-педагогической науке В настоящее время исследование детских страхов является актуальной
проблемой, что детерминировано различными факторами. Возникновение страхов в
дошкольном детстве можно классифицировать как одну из причин развития личности
дошкольника.
В зарубежной психологии проблема страхов постоянно находится в поле
зрения ученых и практиков — К.Е. Изард [14], Ч.Д. Спилбергер [31], З. Фрейд [33],
Э. Эриксон [36], и др.). В отечественной науке количество публикаций по данной
проблематике довольно ограничено и представляет собой главным образом обзор
зарубежных исследований. Отечественные работы исследователей: Г.М. Бреслав [5],
В.И. Гарбузова [10], А.И. Захарова [12, 13], Б.И. Кочубей [22], Е.В. Новиковой
[22], А.М. Прихожан [27], и др., посвящены проблеме возрастных страхов и
детской тревожности.
Существенный вклад в изучение детских страхов внесли В.А. Абраменкова
(вопросы социальной психологии детства); В.И. Гарбузов [10], А.И. Захаров [12]
(проблемы нервно-психологического здоровья детей); O.A. Карабанова [8], A.C. Спиваковская
(роль семьи в возникновении и проявлении детских страхов); A.M. Прихожан [27]
(взаимосвязь тревоги и страха); и др. Страхи изучаются с позиции понимания
важности того, насколько сильно негативные эмоциональные состояния детей влияют
на нормальное протекание психических процессов в учебно-воспитательной
деятельности (Л.И. Божович [4], Л.С. Выготский [9], В.И. Гарбузов [10], А.И.
Захаров [12], A.M. Прихожан [27], A.A. Реан [28] и др.).
Детские страхи всегда являлись предметом изучения ученых разных наук,
которые пытались дать этому понятию научную трактовку. Например, З. Фрейд под
страхом рассматривал определенное состояние аффекта, совокупный синтез
определенных ощущений с иннервациями разрядки напряжения и их последовательным
восприятием [33]. Страх выступает в качестве эмоционального состояния,
возникающего при появлении потенциальной угрозы биологическому либо социальному
благополучию индивида, при этом подобное состояние акцентировано на сам
источник опасности, несмотря на ее действительную угрозу либо воображаемую [19,
с. 548].
С точки зрения А.И. Захарова [12, 13], страх представляет собой
фундаментальную эмоцию, которая способна вырабатываться под влиянием стимула,
расцениваемого как потенциально угрожающий. Страх ученым исследовался с позиций
естественного фактора, являющегося неотъемлемым в развитии индивида.
Классификация страхов производится ученым согласно характеру, степени
реальности и интенсивности. В соответствии с характером возникновения страхи
дифференцированы на природные, социальные, ситуативные и личностные; по степени
реальности, соответственно, страхи подразделяются на реальные и существующие
только в воображении; по степени интенсивности страхи классифицируются на
острые и хронические.
Согласно Г. Крайгу, страх можно рассматривать как фундаментальную
эмоцию, являющуюся предпосылкой для научения, однако для эффективности процесса
научения страх не должен быть интенсивным [25]. К. Изард [14], А. И. Захаров
[12], М. И. Чистякова, Л. С. Выготский [9] считали страх одной из самых мощных
человеческих эмоций. Эмоция страха детерминирована характером защиты, что
предопределяет эффект самосохранения в ситуации угрозы жизни и благополучию. И.
П. Павловым страх описывался с точки зрения пассивно-оборонительной реакции,
основанной на естественных рефлексах.
Однако страх обладает и позитивными функциями, которые исследовались
такими учеными, как В.И. Орлов, Е.И. Рогов, И.Н. Степанова. Например, В.И.
Орловым отмечалось то, что страху свойственна охранительная и регуляторная функции, Е.И. Роговым
указывалось на отрицательное воздействие страха на человека, поскольку данная
эмоция способна осуществлять и координировать деятельность и поведение человека.
По мнению И.Н. Степановой, страх является средством познания окружающей
реальности, способствует формированию избирательно-критического отношения к
окружающему, играет социализирующую роль в личностном формировании [32].
Философско-психологический уровень рассмотрения проблемы «страхов» (А. Кемпински, Р.
Мэй, Ч. Спилбергер, М. Хайдегер, К. Ясперс) ориентирован на рассмотрение страха
в рамках экзистенционализма [31]. И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, У. Джеймсом,
Г.К. Ланге в рамках психофизиологического уровня производился анализ механизмов
возникновения страха во его взаимосвязи с психической и психофизической
активностью [11].
В контексте психолого-педагогического подхода эмоция страха исследуется
при изучении воздействия отрицательных эмоциональных состояний на
функционирование психических процессов, особенно в условиях учебы, что отмечали
такие ученые, как Л.И. Божович [4], В.К. А.И. Захаров [13], А.М. Прихожан [27],
А.А. Реан [28] и др.
Феноменология страха описана в исследованиях многих ученых, и сам страх
учеными рассматривается при изучении эмоциональных явлений. Так, Э. Клаперед,
П. М. Якобсон [37] занимались исследованием страха как чувства, П.М. Вильсон,
Д. Риттер — рассматривали страх в качестве базовой эмоции человека [5]; Ж.
Ньюттеном [26] страх описывался с точки зрения мотивирующего начала; А.М.
Прихожан [27] отмечала возможность описания аффективно-личностного характера
страха.
Л.С. Акопян [1] была
разработана