Психология развития Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Гендерные особенности подросткового периода

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА&nbsp1.&nbspГендер&nbspкак&nbspсоциально-культурный&nbspфеномен 5

ГЛАВА&nbsp2.&nbspГендерные&nbspособенности&nbspподростков 15

2.1&nbspГендерные&nbspособенности&nbspстановления&nbspподростков&nbspв&nbspпроцессе&nbspсоциализации 15

2.2&nbspГендерные&nbspособенности&nbspсамостановление&nbspподростков #

2.3&nbspГендерные&nbspособенности&nbspобщения&nbspподростков #

ЗАКЛЮЧЕНИЕ #

СПИСОК&nbspИСПОЛЬЗОВАННЫХ&nbspИСТОЧНИКОВ #

  

Введение:

 

Актуальность&nbspисследования.&nbspСовременный&nbspэтап&nbspразвития&nbspобщества&nbspхарактеризуется&nbspсущественными&nbspизменениями&nbspв&nbspсистеме&nbspгендерных&nbspотношений,&nbspвследствие&nbspчего,&nbspс&nbspодной&nbspстороны,&nbspоткрываются&nbspвозможности&nbspдля&nbspих&nbspоптимизации,&nbspа&nbspс&nbspдругой&nbsp-&nbspвозникает&nbspриск&nbspнарушений&nbspформирования&nbspгендерной&nbspидентичности&nbspу&nbspподрастающего&nbspпоколения.

Современные&nbspисследования&nbspв&nbspобласти&nbspфеминистской&nbspи&nbspгендерной&nbspтеории&nbspочень&nbspбольшие.&nbspИнтерес&nbspк&nbspданной&nbspпроблематике&nbspв&nbspнаше&nbspвремя&nbspбольшой,&nbspчто&nbspобъясняется&nbspвысокой&nbspстепенью&nbspактуальности&nbspтемы&nbspи&nbspсуществованием&nbspв&nbspобществе&nbspеще&nbspдостаточно&nbspсильного,&nbspустойчивого&nbspтрадиционного&nbspвзгляда,&nbspкак&nbspна&nbspженщину,&nbspтак&nbspи&nbspна&nbspмужчину.&nbspНесмотря&nbspна&nbspто,&nbspчто&nbspмногие&nbspсовременные&nbspсоциальные&nbspстандарты,&nbspнормы&nbspи&nbspценности&nbspстановятся&nbspболее&nbspгибкими,&nbspсила&nbspгендерных&nbspустановок&nbsp-&nbspдо&nbspсих&nbspпор&nbspявляется&nbspодной&nbspиз&nbspглавных&nbspих&nbspхарактеристик;&nbspобщество&nbspв&nbspбольшей&nbspсвоей&nbspчасти&nbspстойко&nbspвоспроизводит&nbspстереотипы&nbspпрошлого.&nbspВ&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим&nbspдиагностика&nbspизучения&nbspгендерных&nbspстереотипов&nbspпредставляется&nbspнеобходимой&nbspи&nbspвесьма&nbspактуальной.

Гендерные&nbspстереотипы&nbsp—&nbspмеханизмы,&nbspобеспечивающие&nbspзакрепление&nbspи&nbspтрансляцию&nbspгендерных&nbspролей&nbspот&nbspпоколения&nbspк&nbspпоколению.&nbspВ&nbspобщественном&nbspсознании&nbspони&nbspфункционируют&nbspкак&nbspстандартизированные&nbspпредставления&nbspо&nbspмодели&nbspповедения&nbspи&nbspчерты&nbspхарактера&nbspв&nbspсоответствии&nbspс&nbspпонятиями&nbsp«мужское»&nbspи&nbsp«женское».

Процесс&nbspгендерной&nbspсоциализации&nbspопределяется&nbspи&nbspнаправляется&nbspс&nbspпомощью&nbspразличных&nbspсоциальных&nbspи&nbspкультурных&nbspсредств.&nbspДля&nbspэтого&nbspв&nbspкаждом&nbspобществе&nbspсуществуют&nbspопределенные&nbspгендерные&nbspроли.&nbspПод&nbspгендерной&nbspролью&nbspпонимают&nbspсистему&nbspсоциальных&nbspстандартов,&nbspпредписаний,&nbspстереотипов,&nbspкоторым&nbspчеловек&nbspдолжен&nbspсоответствовать,&nbspчтобы&nbspего&nbspпризнавали&nbspкак&nbspмальчика&nbspили&nbspдевочку.

Анализируя&nbspтрансформационные&nbspпроцессы,&nbspпроисходящие&nbspв&nbspсовременном&nbspобществе&nbspв&nbspцелом&nbspи&nbspих&nbspвлияние&nbspна&nbspгендерную&nbspкартину,&nbspстоит&nbspотметить,&nbspчто&nbspгендерную&nbspкартину&nbspсовременного&nbspобщества&nbspтрудно&nbspопределить&nbspкак&nbspоднородную&nbspи&nbspчетко&nbspструктурированную,&nbspона&nbspхарактеризуется&nbspполярными&nbspгендерными&nbspстереотипами,&nbspпоявление&nbspи&nbspфункционирование&nbspкоторых&nbspповлекли&nbspэкономические,&nbspполитические,&nbspкультурные&nbspизменения&nbspобщества,&nbspкоторые&nbspтрансформируются.

В&nbspрамках&nbspтрадиционного&nbspобразования&nbspсуществует&nbspсильное&nbspвлияние&nbspстереотипов&nbspна&nbspвоспитание&nbspи&nbspобучение&nbspдетей.&nbspВ&nbspподростковом&nbspвозрасте&nbspдевочки&nbspоказываются&nbspперед&nbspдилеммой:&nbspразвивать&nbspсвои&nbspспособности&nbspк&nbspматематике,&nbspфизике,&nbspинформатике&nbspдальше&nbspили&nbspотдать&nbspпредпочтение&nbspобщепринятым&nbspнормам&nbspи&nbspстандартам&nbspповедения,&nbspчтобы&nbspбыть&nbspпринятой&nbspокружающими.&nbspВ&nbspто&nbspже&nbspвремя&nbspна&nbspуровне&nbspмежличностных&nbspотношений&nbspмальчики&nbspимеют&nbspгораздо&nbspменее&nbspблизкие&nbspсвязи&nbspи&nbspконтакты&nbspс&nbspдрузьями,&nbspродителями&nbsp-&nbspдействует&nbspтрадиционное&nbsp«табу&nbspна&nbspмужскую&nbspэмоциональность.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspшкола&nbspкак&nbspодин&nbspиз&nbspинститутов&nbspсоциализации&nbspсегодня&nbspвоспроизводит&nbspсформированными&nbspвеками&nbspгендерные&nbspстереотипы.

В&nbspсвою&nbspочередь&nbspпроблема&nbspобщения&nbspотносится&nbspк&nbspчислу&nbspважнейших&nbspдля&nbspчеловека,&nbspи&nbspдля&nbspстаршего&nbspподростка,&nbspсфер&nbspжизнедеятельности.&nbspПсихологи&nbspедины&nbspв&nbspпризнании&nbspзначения&nbspобщения&nbspв&nbspформировании&nbspличности&nbspподростковом&nbspи&nbspюношеском&nbspвозрасте.&nbspЭти&nbspпериоды&nbspвесьма&nbspсущественны&nbspдля&nbspформирования&nbspосновных&nbspструктурных&nbspкомпонентов&nbspличности.&nbspОт&nbspтого,&nbspкак&nbspбудет&nbspскладываться&nbspобщение,&nbspзависит&nbspформирование&nbspбудущей&nbspличности.

Ведущую&nbspроль&nbspв&nbspобласти&nbspисследований&nbspгендера&nbspиграют&nbspзарубежные&nbspпсихологи&nbsp(С.&nbspБем,&nbspШ.&nbspБерн,&nbspТ.&nbspМаерс,&nbspСкинер,&nbspА.&nbspШерриффс&nbspи&nbspдр.).&nbspВ&nbspотечественной&nbspпсихологии&nbspданная&nbspпроблема&nbspрассматривается&nbspв&nbspосновном&nbspв&nbspдвух&nbspнаправлениях:&nbspпсихологическом&nbspи&nbspсоциально-психологическом.&nbspВ&nbspрамках&nbspпсихологического&nbspнаправления&nbspисследования&nbspнаправлены&nbspна&nbspопределение&nbspразличий&nbspмежду&nbspполами,&nbspособенностей&nbspполовой&nbspдифференциации,&nbspформирование&nbspпсихологического&nbspпола&nbsp(Т.&nbspВ.&nbspБендас,&nbspД.&nbspТ.&nbspВоронцов,&nbspЕ.&nbspП.&nbspИльин,&nbspИ.&nbspС.&nbspКлецина,&nbspМ.&nbspИ.&nbspКотова,&nbspД.&nbspВ.&nbspЛогвинова,&nbspи&nbspдр.).&nbspПодчеркивается,&nbspчто&nbspоба&nbspпола&nbspпсихологически&nbspравноценны,&nbspхотя&nbspи&nbspразличны&nbspпо&nbspсмыслу.&nbspНачальной&nbspбазой&nbspвыступает&nbspпринятие&nbspбиологического&nbspдетерминизма&nbspролей,&nbspопора&nbspна&nbspпредставление&nbspо&nbspврожденности&nbspмужского&nbspи&nbspженского&nbspестества&nbspв&nbspчеловеке.&nbspВ&nbspчастности,&nbspотмечается,&nbspчто&nbspполо-ролевая&nbspсфера&nbspличности&nbspдолжна&nbspрассматриваться&nbspкак&nbspбазовая&nbspструктура,&nbspчто&nbspобусловливает&nbspсоциальное&nbspи&nbspпсихологическое&nbspблагополучие&nbspчеловека;&nbspизучение&nbspмеханизмов&nbspстановления&nbspполо-ролевого&nbspсимптомокомплекса&nbspв&nbspонтогенезе,&nbspразработка&nbspконцептуально-методических&nbspсредств&nbspдиагностики&nbspи&nbspоценки&nbspспособствует&nbspпредотвращению&nbspвозникновения&nbspневрозов,&nbspпсихосоматических&nbspрасстройств.

Объект&nbspисследования&nbsp-&nbspполо-ролевое&nbspсамоопределение,&nbspгендерные&nbspстереотипы.

Предмет&nbspисследования&nbsp-&nbspпсихологические&nbspособенности&nbspвлияния&nbspгендерных&nbspстереотипов&nbspна&nbspподростков.

Цель&nbspисследования&nbsp–&nbspрассмотреть&nbspгендерные&nbspособенности&nbspподростков.

Согласно&nbspвыдвинутой&nbspцели&nbspбыли&nbspпоставлены&nbspследующие&nbspзадачи:

1.&nbspНа&nbspоснове&nbspанализа&nbspзарубежных&nbspи&nbspотечественных&nbspтеоретико-экспериментальных&nbspисследований&nbspобобщить&nbspсовременные&nbspпредставления&nbspо&nbspгендере.

2.&nbspПроанализировать&nbspгендер&nbspкак&nbspсоциально-культурный&nbspфеномен.

3.&nbspВыявить&nbspгендерные&nbspособенности&nbspстановления&nbspподростков&nbspв&nbspпроцессе&nbspсоциализации.

4.&nbspРассмотреть&nbspгендерные&nbspособенности&nbspсамостановление&nbspподростков

5.&nbsp&nbspОхарактеризовать&nbspгендерные&nbspособенности&nbspобщения&nbspподростков

Структура&nbspкурсовой&nbspработы.&nbspИсследование&nbspсостоит&nbspиз&nbspвведения,&nbspдвух&nbspразделов,&nbspвыводов,&nbspсписка&nbspиспользованных&nbspисточников,&nbspкоторый&nbspнасчитывает&nbsp22&nbspпозиции.

.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На&nbspсегодня&nbspв&nbspпсихологической&nbspнауке&nbspдостаточно&nbspчетко&nbspпроводится&nbspграница&nbspмежду&nbspпсихологией&nbspпола&nbspи&nbspгендерными&nbspисследованиями:&nbsp«теоретико-методологическими&nbspпринципами&nbspпсихологии&nbspпола&nbspвыступает&nbspбиодетерминистическая&nbspпарадигма,&nbspа&nbspосновой&nbspгендерных&nbspисследований&nbspв&nbspпсихологии&nbspесть&nbspпарадигма&nbspсоциально-конструктивистская»,&nbspсогласно&nbspкоторой&nbspпредставляется&nbspвозможным&nbspутверждение&nbspи&nbspо&nbspразграничении&nbspполо-ролевой&nbspи&nbspгендерной&nbspидентичности&nbspличности,&nbspявляющиеся&nbspследствием&nbspпроцесса&nbspгендерной&nbspсоциализации&nbsp(или&nbspпонимания&nbspих&nbspтождественными).&nbsp

Возрастной&nbspпериод&nbspявляется&nbspважным&nbspэтапом&nbspстановления&nbspполо-ролевой&nbspидентичности,&nbspпотому&nbspчто&nbspименно&nbspв&nbspэтом&nbspвозрасте&nbspпроисходит&nbspактивное&nbspосознание&nbspсути&nbspсвоих&nbspотношений&nbspк&nbspдругим&nbspлюдям&nbspи&nbspсамому&nbspсебе,&nbspрасширяется&nbspи&nbspуточняется&nbspполовое&nbspсамоопределение.&nbspКак&nbspпоказывает&nbspпрактика,&nbspпричины&nbspтрудностей&nbspподростков&nbspи&nbspюношей,&nbspкоторые&nbspможно&nbspсвязать&nbspс&nbspтрудностями&nbspосвоения&nbspновых&nbspотношений,&nbspнового&nbspпериода&nbspв&nbspжизни&nbspчеловека,&nbspмногогранны&nbspи&nbspмогут&nbspбыть&nbspпредставлены&nbspкомплексами&nbspв&nbspсамых&nbspразличных&nbspсочетаниях.&nbsp

Многие&nbspисследователи&nbspотмечают,&nbspчто&nbspтрудно&nbspскладываются&nbspотношения&nbspподростков&nbspс&nbspродителями&nbspи&nbspсверстниками,&nbspтрудно&nbspусваивается&nbspпроцесс&nbspобучения&nbspв&nbspшколе,&nbspа&nbspэто&nbspв&nbspсвою&nbspочередь&nbspтрудно&nbspдифференцировать&nbspот&nbspмежличностных&nbspотношений&nbspсо&nbspсверстниками,&nbspродителями&nbspи&nbspучителями,&nbspтрудностями,&nbspобусловленными&nbspразвитием&nbspсамосознания.&nbspПережитые&nbspтрудности&nbspи&nbspпроблемы&nbspмальчика&nbspили&nbspдевушки&nbspсвязаны&nbspс&nbspнаиболее&nbspважными&nbspизменениями&nbspи&nbspпсихологическими&nbspдостижениями&nbspэтого&nbspвозраста.&nbspВ&nbspто&nbspже&nbspвремя&nbspтрудности,&nbspкоторые&nbspпроявляются&nbspу&nbspподростка,&nbspне&nbspотражают&nbspцеликом&nbspи&nbspполностью&nbspпозиций&nbspи&nbspпоступков&nbspюноши,&nbspк&nbspним&nbspне&nbspмогут&nbspбыть&nbspсведены&nbspвсе&nbspустремления&nbspи&nbspпроявления&nbspего&nbspактивности.

Сегодня&nbspгендерные&nbspстереотипы&nbspменяются,&nbspпо-разному&nbspв&nbspразных&nbspслоев&nbspобщества.&nbspТак,&nbspстереотип&nbspженственности,&nbspкоторый&nbspсложился&nbspеще&nbspв&nbspXIX&nbspст.,&nbspостается&nbspпопулярным&nbspдо&nbspсих&nbspпор&nbsp(особенно&nbspу&nbspмужчин):&nbspженщина&nbspдолжна&nbspбыть&nbspнежной,&nbspкрасивой,&nbspмягкой,&nbspласковой&nbspи&nbspв&nbspто&nbspже&nbspвремя&nbspпассивной&nbspи&nbspзависимой.&nbspНо,&nbspпо&nbspпредставлениям&nbspсовременных&nbspженщин,&nbspим&nbspнадо&nbspбыть&nbspумными,&nbspэнергичными,&nbspпредприимчивыми&nbsp-&nbspт.&nbspе.&nbspиметь&nbspмужские&nbspкачества.

Стереотип&nbspмаскулинности&nbspтакже&nbspизменился:&nbspтрадиционно&nbspв&nbspнего&nbspвходили&nbspфизическая&nbspсила,&nbspподавление&nbspнежности,&nbspфункциональное&nbspотношение&nbspк&nbspженщине,&nbspнесдержанность,&nbspвыражение&nbspгнева&nbspи&nbspстрасти.&nbspСовременный&nbspпортрет&nbspдругой:&nbspинтеллект&nbspценится&nbspвыше&nbspфизической&nbspсилы,&nbspдопускается&nbspпроявление&nbspнежности&nbspи&nbspдушевной&nbspтонкости,&nbspтребуется&nbspобуздание&nbsp«грубых»&nbspчувств,&nbspхотя&nbspу&nbspменее&nbspобразованных&nbspлюдей&nbspстереотип&nbspмаскулинности&nbspостается&nbspболее&nbspтрадиционным&nbsp(например,&nbspкак&nbspу&nbspподростков).&nbsp

Именно&nbspв&nbspподростковом&nbspвозрасте,&nbspкак&nbspподчеркивается&nbspучеными,&nbspпроисходит&nbspстановление&nbspполо-ролевой&nbspидентичности,&nbspкоторая&nbspявляется&nbspвнутренним&nbspпереживанием&nbspсвоей&nbspполовой&nbspпринадлежности,&nbspприобретением&nbspгендерной&nbspроли&nbspи&nbspуподоблением&nbspк&nbspней,&nbspсвоеобразным&nbspединством&nbspполового&nbspсамосознания&nbspи&nbspповедения.&nbspПодростковый&nbspвозраст&nbspопределяет&nbspдальнейшее&nbspразвитие&nbspличности,&nbspориентацию&nbspна&nbspнастоящие&nbspобразцы&nbspЯ-мужчины&nbspи&nbspЯ-женщины&nbspв&nbspновых&nbspпеременных&nbspусловиях,&nbspнаполнение&nbspих&nbspэгалитарными&nbspценностями,&nbspкоторыми&nbspпредусмотрено&nbspформирование&nbspгендерного&nbspсамосознания,&nbspполовой&nbsp«Я-концепции»&nbspи&nbspполо-ролевой&nbspидентификации.

Современный&nbspэтап&nbspразвития&nbspобщества&nbspхарактеризуется&nbspформированием&nbspновых&nbspвзглядов&nbspи&nbspпредставлений&nbspна&nbspтипично&nbspженские&nbspи&nbspмужские&nbspроли,&nbspустоя&nbspпаритетных&nbspотношений&nbspв&nbspполово-типичном&nbspповедении&nbspобоих&nbspполов,&nbspкасаются&nbspпроцесса&nbspстановления&nbspтворческой,&nbspактивной,&nbspсамодостаточной,&nbspнезависимой&nbspот&nbspпола,&nbspандрогенной&nbspличности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА&nbsp1.&nbspГендер&nbspкак&nbspсоциально-культурный&nbspфеномен

Прежде&nbspвсего,&nbspакцентируем&nbspвнимание&nbspна&nbspтом,&nbspчто&nbspв&nbspразные&nbspхронологические&nbspпериоды&nbspразвития&nbspобщества&nbspсодержание&nbspдефиниции&nbsp«гендер»&nbspменялся.&nbspФормирование&nbspсодержания&nbspэтого&nbspпонятия&nbspпроисходило&nbspв&nbspтакой&nbspпоследовательности:

-&nbspгендер&nbspкак&nbspлексико-грамматическая&nbspкатегория;

-&nbspгендер&nbspкак&nbspсиноним&nbspпонятие&nbsp«пол»;

-&nbspгендер&nbsp-&nbspсамостоятельная&nbspдефиниция,&nbspкоторая&nbspозначает&nbsp&nbsp«социальный&nbspпол»;

-&nbspширокое&nbspпонимание&nbspпонятия&nbsp«гендер»&nbspкак&nbspисторико-культурологической&nbspкатегории;

-&nbspформирование&nbspсложных&nbspпонятий&nbspс&nbspгендерной&nbspсоставляющей.

Таким&nbspобразом,&nbspпервоначально&nbspпонятие&nbsp«гендер»&nbspозначало&nbspлишь&nbspлексико-грамматическую&nbspкатегорию,&nbspпо&nbspкоторой&nbspво&nbspмногих&nbspязыках&nbspсуществительные&nbspродами:&nbspженским,&nbspмужским,&nbspсредним.&nbspОднако&nbspв&nbspконце&nbsp80-х&nbspгодов&nbspXX&nbspвека&nbspэта&nbspдефиниция&nbspприобрела&nbspновое&nbspзначение.&nbspВ&nbspотличие&nbspот&nbspпонятия&nbsp«пол»&nbsp(sex),&nbspкоторое&nbspхарактеризует&nbspбиологические&nbspособенности&nbspженского&nbspили&nbspмужского&nbspорганизма,&nbspдефиницию&nbsp«гендер»&nbspначали&nbspиспользовать,&nbspкогда&nbspречь&nbspшла&nbspо&nbspсоциально-культурных&nbspаспектах&nbspсуществования&nbspженщины&nbspи&nbspмужчины.&nbspТакое&nbspразграничение&nbspпонятий&nbspпозволило&nbspсосредоточить&nbspвнимание&nbspна&nbspтом,&nbspчто&nbspмножество&nbspразличий&nbspв&nbspповедении&nbspи&nbspжизненном&nbspопыте&nbspженщин&nbspи&nbspмужчин&nbspявляются&nbspсоциально-культурными&nbspобразованиями,&nbspкоторые&nbspне&nbspзависят&nbspот&nbspбиологических&nbspразличий&nbspмежду&nbspполами.

Мы&nbspсогласны&nbspс&nbspтолкованием&nbspдефиниции&nbsp«гендер»,&nbspпредложенным&nbspС.&nbspХрисановой.&nbspОна&nbspподчеркивает,&nbspчто&nbspсодержание&nbspпонятия&nbsp«гендер»&nbspсосредотачивает&nbspв&nbspсебе&nbspтриаду&nbspтаких&nbspэлементов:

1.&nbspПонятие&nbspо&nbspсистеме&nbspролей&nbspи&nbspотношений&nbspмежду&nbspженщиной&nbspи&nbspмужчиной&nbspв&nbspобществе,&nbspкоторые&nbspопределяются&nbspне&nbspстолько&nbspбиологическими&nbspфакторами,&nbspсколько&nbspсоциальным,&nbspэкономическим,&nbspполитическим&nbspконтекстом&nbspи&nbspосновывается&nbspна&nbspусловиях&nbspконструктивного&nbspсотрудничества&nbsp«обеих&nbspполовин&nbspобщества».

2.&nbspКонцептуальную&nbspоснову&nbspэтого&nbspвзаимодействия,&nbspкоторая&nbspнаряду&nbspс&nbspконструктивностью&nbspотношений&nbspопределяет&nbspих&nbspбесконфликтность&nbspи&nbspконсенсус&nbsp(в&nbspотличие&nbspот&nbspострых&nbspпроявлений&nbspфеминизма).

3.&nbspГендер&nbspпредполагает&nbspне&nbspтолько&nbspконструктивное,&nbspа&nbspеще&nbspи&nbspсправедливое&nbspвзаимодействие&nbspпредставителей&nbspобоих&nbspполов&nbspпо&nbspсозданию&nbspтаких&nbspсоциальных&nbspусловий,&nbspкоторые&nbspдают&nbspимпульс&nbspдля&nbspраскрытия&nbspгражданских&nbspи&nbspиндивидуальных&nbspкачеств&nbspличности&nbspс&nbspцелью&nbspполной&nbspсамореализации.

К&nbspXVII&nbspвеку&nbspпредставления&nbspоб&nbspотличиях&nbspстатей&nbspи&nbspсвязанных&nbspс&nbspними&nbspнорм&nbspповедения&nbspбазировались&nbspна&nbspантропологической&nbspгипотезе,&nbspсогласно&nbspкоторой&nbspмужчина&nbspизмерение&nbspчеловека,&nbspа&nbspпотому&nbspженщина&nbspрассматривалась&nbspкак&nbspсущество,&nbspкоторому&nbspне&nbspхватает&nbspтех&nbspили&nbspдругих&nbspмужских&nbspхарактеристик.&nbspИ&nbspанатомо-физиологические,&nbspи&nbspпсихологические&nbspособенности&nbspженщины&nbspобъяснялось&nbspкак&nbsp«проявление&nbspдефицита&nbspтого,&nbspчто&nbspсвойственно&nbspпредставителям&nbsp«сильного&nbspпола».&nbspПо&nbspмнению&nbspН.&nbspА.&nbspКутовой,&nbspпровозглашение&nbspженщины&nbspнеполноценным&nbspмужчиной&nbspпозволяло&nbspоправдать&nbspее&nbspдискриминацию,&nbspненависть&nbspи&nbspпрезрение&nbspк&nbspженскому&nbspтелу.&nbspЗа&nbspориентацию&nbspисключительно&nbspна&nbspмужчину&nbspкак&nbspполноценного&nbspчеловека&nbspэта&nbspконцепция&nbspв&nbspнаучном&nbspлексиконе&nbspутвердилась&nbspкак&nbspмодель&nbspодной&nbspстати.

В&nbspэпоху&nbspПросвещения&nbspпроблема&nbspобщественной&nbspидентичности&nbspженщины&nbspначинает&nbspрассматриваться&nbspв&nbspконтексте&nbspдискуссий&nbspо&nbspправах&nbspчеловека.&nbspВ&nbspцелом&nbspряде&nbspпроизведений&nbspтого&nbspвремя&nbspформулируются&nbspидеи&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspне&nbspсуществует&nbspспецифических&nbspограничений&nbspума&nbspпо&nbspпризнаку&nbspпола.&nbspВ&nbspэтом&nbspотношении&nbspпоказательно&nbspпроизведение&nbspФрансуа&nbspПулен&nbspде&nbspла&nbspБара&nbsp«О&nbspравенстве&nbspполов»,&nbspв&nbspкотором&nbspпровозглашается&nbspтезис&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspум&nbspне&nbspимеет&nbspпола.

Как&nbspотметила&nbspВирджиния&nbspВульф,&nbspприрода&nbspженщины&nbspполностью&nbspизменилась&nbspвскоре&nbspпосле&nbsp1750&nbspг.&nbspее&nbspначали&nbspхарактеризовать&nbspпризнаками&nbspдиаметрально&nbspпротивоположными&nbspмужскому&nbspполу,&nbspчто&nbspпривело&nbspк&nbspпротивопоставлению&nbspмужчины&nbspи&nbspженщины&nbspв&nbspбинарной&nbspоппозиции.&nbsp«Слабый&nbspпол»&nbspпревратился&nbspв&nbsp«противоположный&nbspпол».&nbspОтличиям&nbspмежду&nbspанатомией&nbspи&nbspфизиологией&nbspмужского&nbspи&nbspженского&nbspтела,&nbspа&nbspтакже&nbspмежду&nbspмужской&nbspи&nbspженской&nbspментальностью,&nbspкоторые&nbspраньше&nbspказались&nbspнезначительными,&nbspначали&nbspоказывать&nbspпринципиального&nbspзначения,&nbspа&nbspряд&nbspпризнаков&nbspи&nbspфункций&nbspженского&nbspтела&nbspсчитать&nbspосновой&nbspженской&nbspнеполноценности,&nbspвторостепенности&nbspи&nbspотсталости&nbsp(по&nbspН.&nbspА.&nbspУгловой).

Значительное&nbspраспространение&nbspполучили&nbspвзгляды&nbspна&nbspженщину&nbspС.&nbspФрейда,&nbspкоторые&nbspбазируются&nbspна&nbspпостулате&nbspо&nbspбиологической&nbspнеполноценности&nbspее&nbspорганизма,&nbspчто,&nbspв&nbspсвою&nbspочередь,&nbspпредопределяет&nbspспецифику&nbspформирования&nbspпсихических&nbspкачеств.&nbspПо&nbspтеории&nbspс.&nbspФрейда,&nbspличность&nbspженщины&nbspопределяется&nbspсамим&nbspфактом&nbspотличия&nbspее&nbspанатомического&nbspстроения&nbspот&nbspстроения&nbspмужчины.&nbsp«Анатомия-это&nbspсудьба»&nbsp-&nbspутверждал&nbspз.&nbspФрейд.

Специфический&nbspмеханизм&nbspдействия&nbspженских&nbspкомплексов&nbspприводит&nbspк&nbspтому,&nbspчто&nbspрезультатом&nbspнормального&nbspразвития&nbspженской&nbspпсихики&nbspи&nbspестественными&nbspкомпонентами&nbspженственности,&nbspпо&nbspмнению&nbspС.&nbspФрейда,&nbspявляются&nbspпассивность,&nbspотсутствие&nbspчувство&nbspсправедливости,&nbspсклонность&nbspк&nbspзависти,&nbspслабые&nbspсоциальные&nbspинтересы,&nbspнеспособность&nbspк&nbspсублимации&nbsp(творческой&nbspдеятельности).&nbspИменно&nbspтезис&nbspЗ.&nbspФрейда&nbspпро&nbspуниверсальные&nbspпсихо-половые&nbspструктуры,&nbspв&nbspкоторых&nbspструктура&nbspженского&nbspпринципиально&nbspотличается&nbspот&nbspмужского&nbspкак&nbspее&nbsp«неполноценная»&nbspкопия&nbsp(пассивная,&nbspнарцистская),&nbspв&nbspзначительной&nbspмере&nbspпомогала&nbspоправдать&nbspвторостепенное&nbspместо&nbspженщины&nbspв&nbspкультуре.

Такое&nbsp«научное»&nbspосмысление&nbspпроблемы&nbspвзаимоотношений&nbspстатей&nbspв&nbspсоциуме&nbspс&nbspпозиций&nbspсоциобиологических&nbspтеорий,&nbspв&nbspкоторых&nbspнаблюдалась&nbspтенденция&nbspк&nbspакцентированию&nbspфундаментальных&nbspбиологических&nbspразличий&nbspмежду&nbspполами,&nbspдало&nbspоснования&nbspдля&nbspобоснования&nbspсоциальной&nbspнеполноценности&nbspженщины,&nbspкоторое&nbspгосподствовало&nbspдо&nbspвторой&nbspполовины&nbspXX&nbspвека.

Как&nbspизвестно,&nbspбиологические&nbspразличия&nbspмежду&nbspполами&nbspсуществуют,&nbspоднако&nbspроли&nbspи&nbspзначению&nbspэтих&nbspразличий&nbspуделяется&nbspмного&nbspвнимания.&nbspУчеными&nbspустановлено,&nbspчто&nbspуже&nbspна&nbspстадии&nbspвнутриутробного&nbspразвития&nbspмозг&nbspмужчин&nbspи&nbspженщин&nbspотличается&nbspпо&nbspфизиологическим&nbspпризнакам.&nbspНапример,&nbspна&nbspмомент&nbspрождение&nbspу&nbspмальчиков&nbspболее&nbspразвито&nbspправое&nbspполушарие&nbspмозга,&nbspтогда&nbspкак&nbspу&nbspдевушек&nbsp–&nbspлевое.&nbspОднако,&nbspкак&nbspотмечает&nbspдоктор&nbspбиологических&nbspнаук&nbspО.&nbspИ.&nbspНиколаева,&nbspполовая&nbspдифференциация&nbspмозга&nbspне&nbspотрицает&nbspего&nbspбипотенциальности&nbsp–&nbspприставка,&nbspозначающая:&nbspсоставлено&nbspиз&nbspдвух&nbspчастей,&nbspимеет&nbspдва&nbspпризнака.&nbspВ&nbspотличие&nbspот&nbspрепродуктивных&nbspорганов,&nbspдифференциация&nbspкоторых&nbspявляется&nbspальтернативной,&nbspмозгу&nbspчеловека&nbspсвойственны&nbspпотенциальные&nbspвозможности&nbspпрограммирования&nbspповедения,&nbspкак&nbspпо&nbspженскому,&nbspтак&nbspи&nbspпо&nbspмужскому&nbspтипу,&nbspреализация&nbspкоторых&nbspзависит&nbspот&nbspусловий&nbspиндивидуального&nbspразвития.

В&nbspобласти&nbspпсихологии&nbspналичие&nbspсущественных&nbspразличий&nbspмежду&nbspмужчиной&nbspи&nbspженщиной&nbspне&nbspвызывают&nbspсомнений,&nbspоднако&nbspэмпирические&nbspданные&nbspпо&nbspэтому&nbspповоду&nbspявляются&nbspнедостаточными&nbspи&nbspпротиворечивыми.&nbspДа,&nbspамериканские&nbspученые&nbspЕ.&nbspМаккоби&nbspи&nbspК.&nbspДжеклин&nbspкритически&nbspпроанализировали&nbspи&nbspобобщили&nbspбольшинство&nbspамериканских&nbspи&nbspзападноевропейских&nbspисследований&nbspпо&nbspполовым&nbspособенностям&nbspвосприятия,&nbspобучение,&nbspпамять,&nbspинтеллект,&nbspкогнитивный&nbspстиль,&nbspмотивация,&nbspсамосознание,&nbspтемперамента,&nbspуровня&nbspактивности&nbspи&nbspдр.&nbspопубликованных&nbspдо&nbsp1973&nbspг.&nbspТочно&nbspустановленных&nbspфактов&nbspоказалось&nbspдаже&nbspменьше,&nbspчем&nbspпринято&nbspдумать.

Результаты&nbspисследований&nbspпоказали,&nbspчто&nbspдевушки&nbspпревосходят&nbspпарней&nbspв&nbspвербальных&nbspспособностях;&nbspмальчики&nbspсильнее&nbspдевочек&nbspв&nbspвизуально-пространственных&nbspспособностях;&nbspу&nbspребят&nbspматематические&nbspспособности&nbspвыше;&nbspмужчины&nbspболее&nbspагрессивные.&nbspИ&nbspнаоборот,&nbspполностью&nbspнеобоснованными&nbspоказались&nbspутверждения&nbspо&nbspтом,&nbspчто:&nbsp

-&nbspдевушки&nbsp«социальнее»&nbspпарней,&nbspлегче&nbspподдаются&nbspвнушению;&nbsp

-&nbspу&nbspдевушек&nbspуровень&nbspсамоуважения&nbspниже;&nbsp

-&nbspдевушки&nbspлучше&nbspрешают&nbspпростые&nbspзадачи,&nbspа&nbspребята&nbspбольше&nbspтяготеют&nbspк&nbspсложным&nbspпознавательным&nbspпроцессам;&nbsp

-&nbspмужской&nbspкогнитивный&nbspстиль&nbspявляется&nbspболее&nbsp«аналитическим»,&nbspчем&nbspженский;

-&nbspна&nbspдевушек&nbspбольше&nbspвлияет&nbspнаследственность,&nbspа&nbspна&nbspпарней&nbsp–&nbspсреда;

-&nbspу&nbspдевушек&nbspне&nbspочень&nbspразвита&nbspпотребность&nbspв&nbspдостижениях;

-&nbspу&nbspдевушек&nbspболее&nbspразвито&nbspслуховое,&nbspа&nbspу&nbspребят&nbsp-&nbspзрительное&nbspвосприятие.

Итак,&nbspкак&nbspметко&nbspвыразился&nbspП.&nbspФролов,&nbspнет&nbspникаких&nbspсомнений&nbspотносительно&nbspтого,&nbspчто&nbspобучение&nbspпосле&nbspрождения&nbspявляется&nbspглавным&nbspфактором,&nbspкоторый&nbspопределяет&nbspмногое&nbspиз&nbspтого,&nbspчто&nbspназывается&nbspмужским&nbspили&nbspженским&nbspповедением,&nbspа&nbspтакже&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspмнение&nbspотносительно&nbspуместности&nbspи&nbsp«присущности»&nbspтого&nbspили&nbspиного&nbspповедения&nbspмальчикам&nbspи&nbspдевочкам&nbspформируется&nbspобществом.&nbspОн&nbspпредполагает&nbspсуществование&nbsp«эффекта&nbspумножения»,&nbspсогласно&nbspкоторому&nbspбиологические&nbspи&nbspсоциальные&nbspфакторы&nbspдействуют&nbspпоочередно,&nbspвзаимно&nbspусиливая&nbspдруг&nbspдруга&nbspв&nbspходе&nbspонтогенеза&nbsp(«взросления»)&nbspчеловека.

Таким&nbspобразом,&nbspразличия&nbspв&nbspповедении,&nbspмышлении&nbspи&nbspпсихологических&nbspхарактеристиках&nbspмужчин&nbspи&nbspженщин&nbspна&nbspсамом&nbspделе&nbspсуществуют.&nbspОднако&nbspвсе&nbspони&nbspни&nbspв&nbspкоей&nbspмере&nbspне&nbspоправдывают&nbspнеравенства&nbspвозможностей&nbspи&nbspподчиненное,&nbspвторостепенное&nbspположение&nbspженщины&nbspв&nbspобществе.&nbspТеория&nbspсоциального&nbspконструирования&nbspгендера&nbspименно&nbspи&nbspобъясняет&nbspпричины&nbspобщего&nbspхарактера&nbspобщественной&nbspсобординации&nbspпо&nbspдоминирующей&nbspроли&nbspмужчин,&nbspрассматривая&nbspих&nbspкак&nbsp«сконструированные»&nbspсамими&nbspлюдьми,&nbspа&nbspне&nbspобусловлены&nbspприродными&nbspразличиями.

Теоретическими&nbspисточниками&nbspконструктивистского&nbspпредставления&nbspо&nbspгендере&nbspявляется&nbspконцепция&nbspсоциального&nbspконструирования&nbspреальности&nbspП.&nbspБергера&nbspи&nbspТ.&nbspЛукмана;&nbspтеория&nbspсоциального&nbspконструирования&nbspамериканского&nbspсоциолога&nbspТ.&nbspПарсонса;&nbspтеория&nbspсоциализации&nbspТ.&nbspПарсонса&nbspи&nbspР.&nbspБэйлса.

Основные&nbspположения&nbspуказанных&nbspвыше&nbspконцепций&nbspбыли&nbspзаимствованы&nbspи&nbspтворчески&nbspразвиты&nbspтеоретиками&nbspфеминизма,&nbspкоторые&nbspв&nbspсвоих&nbspработах&nbspтеоретически&nbspобосновали&nbspнеобходимость&nbspрассматривать&nbspпол&nbspкак&nbspбиологическое&nbspявление&nbspи&nbspкак&nbspсоциально&nbspсконструированный&nbspфеномен.

В&nbspпонимании&nbspгендера&nbspкак&nbspсоциального&nbspконструкта&nbspэто&nbspпонятие&nbspтолкуется&nbspкак&nbspорганизованная&nbspмодель&nbspсоциальных&nbspотношений&nbspмежду&nbspмужчинами&nbspи&nbspженщинами,&nbspчто&nbspконструируется&nbspосновными&nbspинститутами&nbspобщества.&nbspЭтот&nbspподход&nbspосновывается&nbspна&nbspтаких&nbspзасадах:

1)&nbspгендер&nbspконструируется&nbspпутем&nbspсоциализации,&nbspразделения&nbspтруда,&nbspсистемой&nbspгендерных&nbspролей,&nbspсемьей,&nbspсредствами&nbspмассовой&nbspинформации,&nbspкоторые&nbspсоздают&nbsp

2)&nbspгендер&nbspформируется&nbspи&nbspиндивидами&nbsp–&nbspна&nbspуровне&nbspих&nbspсознания&nbsp(гендерной&nbspидентификации),&nbspпринятия&nbspзаданных&nbspобществом&nbspнорм&nbspи&nbspподстраивания&nbspпод&nbspних&nbsp(одежда,&nbspвнешность,&nbspманера&nbspповедения&nbspи&nbspт.&nbspп.).&nbspФормирование&nbspгендера&nbspпроисходит&nbspс&nbspучетом&nbspопределенных&nbspразличий&nbspмежду&nbspмальчиками&nbsp/&nbspдевочками,&nbspмужчинами&nbsp/&nbspженщинами,&nbspкоторые&nbspявляются&nbspкультуральными,&nbspа&nbspне&nbspестественными,&nbspсущностными,&nbspбиологическими.

В&nbspпроцессе&nbspсоциализации&nbspиндивиды&nbspусваивают&nbspопределенные&nbspправила&nbspповедения&nbspи&nbspустановки,&nbspсоответствующие&nbspгендерным&nbspролям.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы