Курсовая теория на тему Гендерные особенности подросткового периода
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Гендер как социально-культурный феномен 5
ГЛАВА 2. Гендерные особенности подростков 15
2.1 Гендерные особенности становления подростков в процессе социализации 15
2.2 Гендерные особенности самостановление подростков #
2.3 Гендерные особенности общения подростков #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ #
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ #
Введение:
Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется существенными изменениями в системе гендерных отношений, вследствие чего, с одной стороны, открываются возможности для их оптимизации, а с другой - возникает риск нарушений формирования гендерной идентичности у подрастающего поколения.
Современные исследования в области феминистской и гендерной теории очень большие. Интерес к данной проблематике в наше время большой, что объясняется высокой степенью актуальности темы и существованием в обществе еще достаточно сильного, устойчивого традиционного взгляда, как на женщину, так и на мужчину. Несмотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, сила гендерных установок - до сих пор является одной из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика изучения гендерных стереотипов представляется необходимой и весьма актуальной.
Гендерные стереотипы — механизмы, обеспечивающие закрепление и трансляцию гендерных ролей от поколения к поколению. В общественном сознании они функционируют как стандартизированные представления о модели поведения и черты характера в соответствии с понятиями «мужское» и «женское».
Процесс гендерной социализации определяется и направляется с помощью различных социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определенные гендерные роли. Под гендерной ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика или девочку.
Анализируя трансформационные процессы, происходящие в современном обществе в целом и их влияние на гендерную картину, стоит отметить, что гендерную картину современного общества трудно определить как однородную и четко структурированную, она характеризуется полярными гендерными стереотипами, появление и функционирование которых повлекли экономические, политические, культурные изменения общества, которые трансформируются.
В рамках традиционного образования существует сильное влияние стереотипов на воспитание и обучение детей. В подростковом возрасте девочки оказываются перед дилеммой: развивать свои способности к математике, физике, информатике дальше или отдать предпочтение общепринятым нормам и стандартам поведения, чтобы быть принятой окружающими. В то же время на уровне межличностных отношений мальчики имеют гораздо менее близкие связи и контакты с друзьями, родителями - действует традиционное «табу на мужскую эмоциональность. Таким образом, школа как один из институтов социализации сегодня воспроизводит сформированными веками гендерные стереотипы.
В свою очередь проблема общения относится к числу важнейших для человека, и для старшего подростка, сфер жизнедеятельности. Психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.
Ведущую роль в области исследований гендера играют зарубежные психологи (С. Бем, Ш. Берн, Т. Маерс, Скинер, А. Шерриффс и др.). В отечественной психологии данная проблема рассматривается в основном в двух направлениях: психологическом и социально-психологическом. В рамках психологического направления исследования направлены на определение различий между полами, особенностей половой дифференциации, формирование психологического пола (Т. В. Бендас, Д. Т. Воронцов, Е. П. Ильин, И. С. Клецина, М. И. Котова, Д. В. Логвинова, и др.). Подчеркивается, что оба пола психологически равноценны, хотя и различны по смыслу. Начальной базой выступает принятие биологического детерминизма ролей, опора на представление о врожденности мужского и женского естества в человеке. В частности, отмечается, что поло-ролевая сфера личности должна рассматриваться как базовая структура, что обусловливает социальное и психологическое благополучие человека; изучение механизмов становления поло-ролевого симптомокомплекса в онтогенезе, разработка концептуально-методических средств диагностики и оценки способствует предотвращению возникновения неврозов, психосоматических расстройств.
Объект исследования - поло-ролевое самоопределение, гендерные стереотипы.
Предмет исследования - психологические особенности влияния гендерных стереотипов на подростков.
Цель исследования – рассмотреть гендерные особенности подростков.
Согласно выдвинутой цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа зарубежных и отечественных теоретико-экспериментальных исследований обобщить современные представления о гендере.
2. Проанализировать гендер как социально-культурный феномен.
3. Выявить гендерные особенности становления подростков в процессе социализации.
4. Рассмотреть гендерные особенности самостановление подростков
5.  Охарактеризовать гендерные особенности общения подростков
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников, который насчитывает 22 позиции.
.
Заключение:
На сегодня в психологической науке достаточно четко проводится граница между психологией пола и гендерными исследованиями: «теоретико-методологическими принципами психологии пола выступает биодетерминистическая парадигма, а основой гендерных исследований в психологии есть парадигма социально-конструктивистская», согласно которой представляется возможным утверждение и о разграничении поло-ролевой и гендерной идентичности личности, являющиеся следствием процесса гендерной социализации (или понимания их тождественными). 
Возрастной период является важным этапом становления поло-ролевой идентичности, потому что именно в этом возрасте происходит активное осознание сути своих отношений к другим людям и самому себе, расширяется и уточняется половое самоопределение. Как показывает практика, причины трудностей подростков и юношей, которые можно связать с трудностями освоения новых отношений, нового периода в жизни человека, многогранны и могут быть представлены комплексами в самых различных сочетаниях. 
Многие исследователи отмечают, что трудно складываются отношения подростков с родителями и сверстниками, трудно усваивается процесс обучения в школе, а это в свою очередь трудно дифференцировать от межличностных отношений со сверстниками, родителями и учителями, трудностями, обусловленными развитием самосознания. Пережитые трудности и проблемы мальчика или девушки связаны с наиболее важными изменениями и психологическими достижениями этого возраста. В то же время трудности, которые проявляются у подростка, не отражают целиком и полностью позиций и поступков юноши, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления его активности.
Сегодня гендерные стереотипы меняются, по-разному в разных слоев общества. Так, стереотип женственности, который сложился еще в XIX ст., остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми - т. е. иметь мужские качества.
Стереотип маскулинности также изменился: традиционно в него входили физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине, несдержанность, выражение гнева и страсти. Современный портрет другой: интеллект ценится выше физической силы, допускается проявление нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных людей стереотип маскулинности остается более традиционным (например, как у подростков). 
Именно в подростковом возрасте, как подчеркивается учеными, происходит становление поло-ролевой идентичности, которая является внутренним переживанием своей половой принадлежности, приобретением гендерной роли и уподоблением к ней, своеобразным единством полового самосознания и поведения. Подростковый возраст определяет дальнейшее развитие личности, ориентацию на настоящие образцы Я-мужчины и Я-женщины в новых переменных условиях, наполнение их эгалитарными ценностями, которыми предусмотрено формирование гендерного самосознания, половой «Я-концепции» и поло-ролевой идентификации.
Современный этап развития общества характеризуется формированием новых взглядов и представлений на типично женские и мужские роли, устоя паритетных отношений в полово-типичном поведении обоих полов, касаются процесса становления творческой, активной, самодостаточной, независимой от пола, андрогенной личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Гендер как социально-культурный феномен
Прежде всего, акцентируем внимание на том, что в разные хронологические периоды развития общества содержание дефиниции «гендер» менялся. Формирование содержания этого понятия происходило в такой последовательности:
- гендер как лексико-грамматическая категория;
- гендер как синоним понятие «пол»;
- гендер - самостоятельная дефиниция, которая означает  «социальный пол»;
- широкое понимание понятия «гендер» как историко-культурологической категории;
- формирование сложных понятий с гендерной составляющей.
Таким образом, первоначально понятие «гендер» означало лишь лексико-грамматическую категорию, по которой во многих языках существительные родами: женским, мужским, средним. Однако в конце 80-х годов XX века эта дефиниция приобрела новое значение. В отличие от понятия «пол» (sex), которое характеризует биологические особенности женского или мужского организма, дефиницию «гендер» начали использовать, когда речь шла о социально-культурных аспектах существования женщины и мужчины. Такое разграничение понятий позволило сосредоточить внимание на том, что множество различий в поведении и жизненном опыте женщин и мужчин являются социально-культурными образованиями, которые не зависят от биологических различий между полами.
Мы согласны с толкованием дефиниции «гендер», предложенным С. Хрисановой. Она подчеркивает, что содержание понятия «гендер» сосредотачивает в себе триаду таких элементов:
1. Понятие о системе ролей и отношений между женщиной и мужчиной в обществе, которые определяются не столько биологическими факторами, сколько социальным, экономическим, политическим контекстом и основывается на условиях конструктивного сотрудничества «обеих половин общества».
2. Концептуальную основу этого взаимодействия, которая наряду с конструктивностью отношений определяет их бесконфликтность и консенсус (в отличие от острых проявлений феминизма).
3. Гендер предполагает не только конструктивное, а еще и справедливое взаимодействие представителей обоих полов по созданию таких социальных условий, которые дают импульс для раскрытия гражданских и индивидуальных качеств личности с целью полной самореализации.
К XVII веку представления об отличиях статей и связанных с ними норм поведения базировались на антропологической гипотезе, согласно которой мужчина измерение человека, а потому женщина рассматривалась как существо, которому не хватает тех или других мужских характеристик. И анатомо-физиологические, и психологические особенности женщины объяснялось как «проявление дефицита того, что свойственно представителям «сильного пола». По мнению Н. А. Кутовой, провозглашение женщины неполноценным мужчиной позволяло оправдать ее дискриминацию, ненависть и презрение к женскому телу. За ориентацию исключительно на мужчину как полноценного человека эта концепция в научном лексиконе утвердилась как модель одной стати.
В эпоху Просвещения проблема общественной идентичности женщины начинает рассматриваться в контексте дискуссий о правах человека. В целом ряде произведений того время формулируются идеи о том, что не существует специфических ограничений ума по признаку пола. В этом отношении показательно произведение Франсуа Пулен де ла Бара «О равенстве полов», в котором провозглашается тезис о том, что ум не имеет пола.
Как отметила Вирджиния Вульф, природа женщины полностью изменилась вскоре после 1750 г. ее начали характеризовать признаками диаметрально противоположными мужскому полу, что привело к противопоставлению мужчины и женщины в бинарной оппозиции. «Слабый пол» превратился в «противоположный пол». Отличиям между анатомией и физиологией мужского и женского тела, а также между мужской и женской ментальностью, которые раньше казались незначительными, начали оказывать принципиального значения, а ряд признаков и функций женского тела считать основой женской неполноценности, второстепенности и отсталости (по Н. А. Угловой).
Значительное распространение получили взгляды на женщину С. Фрейда, которые базируются на постулате о биологической неполноценности ее организма, что, в свою очередь, предопределяет специфику формирования психических качеств. По теории с. Фрейда, личность женщины определяется самим фактом отличия ее анатомического строения от строения мужчины. «Анатомия-это судьба» - утверждал з. Фрейд.
Специфический механизм действия женских комплексов приводит к тому, что результатом нормального развития женской психики и естественными компонентами женственности, по мнению С. Фрейда, являются пассивность, отсутствие чувство справедливости, склонность к зависти, слабые социальные интересы, неспособность к сублимации (творческой деятельности). Именно тезис З. Фрейда про универсальные психо-половые структуры, в которых структура женского принципиально отличается от мужского как ее «неполноценная» копия (пассивная, нарцистская), в значительной мере помогала оправдать второстепенное место женщины в культуре.
Такое «научное» осмысление проблемы взаимоотношений статей в социуме с позиций социобиологических теорий, в которых наблюдалась тенденция к акцентированию фундаментальных биологических различий между полами, дало основания для обоснования социальной неполноценности женщины, которое господствовало до второй половины XX века.
Как известно, биологические различия между полами существуют, однако роли и значению этих различий уделяется много внимания. Учеными установлено, что уже на стадии внутриутробного развития мозг мужчин и женщин отличается по физиологическим признакам. Например, на момент рождение у мальчиков более развито правое полушарие мозга, тогда как у девушек – левое. Однако, как отмечает доктор биологических наук О. И. Николаева, половая дифференциация мозга не отрицает его бипотенциальности – приставка, означающая: составлено из двух частей, имеет два признака. В отличие от репродуктивных органов, дифференциация которых является альтернативной, мозгу человека свойственны потенциальные возможности программирования поведения, как по женскому, так и по мужскому типу, реализация которых зависит от условий индивидуального развития.
В области психологии наличие существенных различий между мужчиной и женщиной не вызывают сомнений, однако эмпирические данные по этому поводу являются недостаточными и противоречивыми. Да, американские ученые Е. Маккоби и К. Джеклин критически проанализировали и обобщили большинство американских и западноевропейских исследований по половым особенностям восприятия, обучение, память, интеллект, когнитивный стиль, мотивация, самосознание, темперамента, уровня активности и др. опубликованных до 1973 г. Точно установленных фактов оказалось даже меньше, чем принято думать.
Результаты исследований показали, что девушки превосходят парней в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; у ребят математические способности выше; мужчины более агрессивные. И наоборот, полностью необоснованными оказались утверждения о том, что: 
- девушки «социальнее» парней, легче поддаются внушению; 
- у девушек уровень самоуважения ниже; 
- девушки лучше решают простые задачи, а ребята больше тяготеют к сложным познавательным процессам; 
- мужской когнитивный стиль является более «аналитическим», чем женский;
- на девушек больше влияет наследственность, а на парней – среда;
- у девушек не очень развита потребность в достижениях;
- у девушек более развито слуховое, а у ребят - зрительное восприятие.
Итак, как метко выразился П. Фролов, нет никаких сомнений относительно того, что обучение после рождения является главным фактором, который определяет многое из того, что называется мужским или женским поведением, а также в том, что мнение относительно уместности и «присущности» того или иного поведения мальчикам и девочкам формируется обществом. Он предполагает существование «эффекта умножения», согласно которому биологические и социальные факторы действуют поочередно, взаимно усиливая друг друга в ходе онтогенеза («взросления») человека.
Таким образом, различия в поведении, мышлении и психологических характеристиках мужчин и женщин на самом деле существуют. Однако все они ни в коей мере не оправдывают неравенства возможностей и подчиненное, второстепенное положение женщины в обществе. Теория социального конструирования гендера именно и объясняет причины общего характера общественной собординации по доминирующей роли мужчин, рассматривая их как «сконструированные» самими людьми, а не обусловлены природными различиями.
Теоретическими источниками конструктивистского представления о гендере является концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана; теория социального конструирования американского социолога Т. Парсонса; теория социализации Т. Парсонса и Р. Бэйлса.
Основные положения указанных выше концепций были заимствованы и творчески развиты теоретиками феминизма, которые в своих работах теоретически обосновали необходимость рассматривать пол как биологическое явление и как социально сконструированный феномен.
В понимании гендера как социального конструкта это понятие толкуется как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, что конструируется основными институтами общества. Этот подход основывается на таких засадах:
1) гендер конструируется путем социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации, которые создают 
2) гендер формируется и индивидами – на уровне их сознания (гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (одежда, внешность, манера поведения и т. п.). Формирование гендера происходит с учетом определенных различий между мальчиками / девочками, мужчинами / женщинами, которые являются культуральными, а не естественными, сущностными, биологическими.
В процессе социализации индивиды усваивают определенные правила поведения и установки, соответствующие гендерным ролям.