Курсовая теория на тему Гендерные аспекты эмоций.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы гендерных
различий в эмоциональной сфере. 5
1.1.Изучение пола и гендера в психологии. 5
1.2. Психологические подходы к изучению эмоций человека. 10
1.3.Особенности эмоциональной сферы юношеского возраста. 19
Выводы по первой главе. 25
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей
эмоциональной сферы у лиц юношеского возраста. 27
2.1. Обоснование эксперимента, выборки и методик исследования. 27
2.2. Результаты исследования гендерных особенностей в
эмоциональной сфере юношей и девушек. 28
2.3 Исследование взаимосвязи гендерной идентичности и
особенностей эмоциональной сферы.. 31
Выводы по второй главе. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ. 39
Введение:
Актуальность работы. В каждом обществе, благодаря накопленному опыту предыдущих
поколений и устойчивым представлениям касательно поведения мужчин и женщин, их
психологических особенностей, характеров и моральных качеств, функционируют
гендерные стереотипы.
Так, на протяжении многих
веков женщине предписывалось вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, а
мужчине – добывать пропитание, быть защитником, опорой и поддержкой для своей
семьи. Современная жизнь диктует новые условия, и сейчас далеко не все слои
населения одинаково воспринимают исторически сложившуюся патриархальную картину
мира.
Поэтому сегодня для
детального понимания потребностей и особенностей поведения мужчин и женщин,
актуально изучение гендерных характеристик (роли, стереотипы и черты).
Теоретическая база исследования.
Появляющиеся в отечественной психологии работы, посвященные различным
гендерным проблемам, свидетельствуют о возрастающем интересе российских ученых
к данному разделу психологической науки. Изучением гендерных различий в
выражении эмоциональных состояний личности занимались такие ученые, как Э.
Маккоби, К. Джеклин, К. Хорни, Л. В. Куликов, Л. П. Баданина, А. М. Прихожан,
В. Д. Кузакова, М. С. Пономарева, К. Н. Суханова, П. А. Ковалева.
Исследование В. А.
Семченко, А. И. Киколова, Ю. Е. Сосновиковой, А. А. Прохорова, Т. А. Немчина и
других психологов показывают, что психические состояния занимают важное место в
жизни. Эмоции и состояния неразрывно связаны. И те, и другие имеют
интегрированные функции и обеспечивают реагирования человека как целостности
личности (в ее духовной, психической и телесной единствах) на текущую ситуацию,
на все воздействия, направленные на нее. Любое состояние вмещает в себе
определенные эмоции как неотъемлемую составляющую. Эмоциональные состояния – это
класс состояний, в которых эмоциональные характеристики выходят на первый план.
Проблема психических состояний до конца еще не изучена.
Целью работы является теоретическое и
эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы, связанных с
гендером и полом.
Задачи исследования:
– проанализировать
научную литературу по проблеме эмоциональной сферы личности;
– исследовать гендерные
различия личностных особенностей юношеского возраста;
– теоретически и
эмпирически исследовать особенности эмоциональной сферы юношей и девушек.
Предмет работы – эмоциональная сфера личности. Объект работы – особенности эмоций, связанных с гендером и полом.
Гипотеза – особенности различий эмоциональных проявлений у юношей и девушек.
Методика исследования. Исследование проводилось с применением комплекса методик: методика
«ЭмИн» (Д. В. Люсин) применялась с целью выделения таких компонентов эмоционального
проявления, как понимание чужих эмоций, управление чужими эмоциями, понимание
своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии; метод опроса с
помощью опросника «Распределение ролей в
семье» осуществился с целью определения
гендерной идентичности молодых людей в связи с эмоциональной сферой.
Структура
работы. Работа состоит из
Заключение:
ГЛАВА 1.
Теоретическое обоснование проблемы гендерных различий в эмоциональной сфере
1.1.Изучение пола и гендера в психологии
На изучение соотношений
«мужского» и «женского» начал обратили внимание еще древние философы, как
Аристотель, Платон, Пифагор, которые определили, что мужское – это форма, а
женское – материя.
Социальное назначение
мужчин и женщин рассматривали Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо. Различия мужского и женского отражены в
философских трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А. И. Герцена, Н. А.
Добролюбова, И. Ильина, В. Розанова, В.Соловьева, П. Флоренского, А. Хомякова,
Н.Г. Чернышевского, которые рассматривали эти различия на основе духовности.
С различных точек зрения
рассматривали в науке понятие «пол». Как биологическое и социальное свойство
человека изучает педагогика. В связи с
генной обусловленностью вытекает биологический аспект, а в связи с проявлением
в поведении и действиях человека – социальный. Формирования пола происходит в
соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановке (общества).
Половое сознание
представляет собой систему знаний, личностных смыслов и значений, которые
одновременно формулируют и формируют переживание и мотивацию человеком своего
бытия как представителя пола. Пол пронизывает все бытие человека и вместе с
возрастом и характером составляет самое общее впечатление о личности.
Гендер – это система
культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для
выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом[1]. Сам
термин «гендер» был введен Робертом Столлером в 1968 году. В дальнейшем он стал
изучаться многими исследованиями в различных направлениях.
Отечественные ученые
данный феномен рассматривают как сложный социокультурный процесс формирования
(конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении,
ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт
гендера.
Н. И. Абубакирова при
помощи лингвистического анализа разводит понятия «пол» и «гендер»,
формируя гендер как некое социальное
отношение. С помощью этого понятия исследователь пытается избегать чисто
биологической характеристики пола, указывая на то, что существуют мужские и
женские социальные роли, успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное»
вхождение в социум.
Социокультурная
характеристика понятия «гендер» представляет интеграцию его социальных и
культурных качеств и показывает зависимость представлений о мужественности и
женственности человека от исторической эпохи, социального, культурного и
политического строя общества.
Каждое общество, исходя
из присущих ему ценностей, определяет гендерные роли, предъявляя нормативные
предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.
Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение
индивида.
Тому или иному
биологическому полу и социокультурному гендеру, присуще глубинное ощущение
гендерной идентичности, самосознание представителя этого пола в социальном окружении.
В отличие от биологического пола, она не
наследуется на генетическом уровне, а начинает формироваться с детского
возраста в процессе взаимодействия ребенка с его окружением.
В виде социокультурного
конструктора представляет гендер Т. П. Дежина, показывая, что гендерные
параметры поведения являются «процессуальными», возникая и исчезая в
определенных социальных и межличностных контекстах, и, следовательно, не
являются неизменными, а представляют собой изменение, процесс».
Гендерная психология как
отрасль психологического знания находится в начале своего формирования, что
затрудняет окончательное определение ее предмета, сущностные особенности.
Многие ученые считают ее направлением социальной психологии. По структуре
социальная психология гендера наиболее подготовлена для рассмотрения
психологии гендерных отношений, поскольку она трактует отношения типа «личность
– личность», «личность – группа», «группа – группа», «личность – общество» и
«личность – культура». Определенные социально-психологические исследования
гендера как в зарубежной, так и в отечественной науке больше связаны не с
изучением реальных проблем, а с продвижением принципа равных прав обоих полов.
Это обусловлено заинтересованностью социально-психологических исследований
гендера проблематикой женского движения и политики гендерного равенства.
В отечественной науке гендерная психология как отрасль научного знания
сформировалась на пересечении дифференциальной психологии – области психологии,
изучающей типологические различия и индивидуальные особенности человека в его
психическом состоянии, поведении, деятельности, поступках, интеллекте и
способностях, а также систематизирующей различные методы их диагностики, и
количественно оценивающая эти различия в сферах жизнедеятельности человека; и
психологии развития – отрасли психологии, которая исследует психологические
изменения человека с взрослением, психику и организм человека во все возрастные
периоды и на всех стадиях с учетом биологических, антропологических, социологических
и психологических [1] Абубакирова
Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. – 1996. – №6. –
С. 123 – 125.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
Теоретическое обоснование проблемы гендерных различий в эмоциональной сфере
1.1.Изучение пола и гендера в психологии
На изучение соотношений
«мужского» и «женского» начал обратили внимание еще древние философы, как
Аристотель, Платон, Пифагор, которые определили, что мужское – это форма, а
женское – материя.
Социальное назначение
мужчин и женщин рассматривали Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо. Различия мужского и женского отражены в
философских трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А. И. Герцена, Н. А.
Добролюбова, И. Ильина, В. Розанова, В.Соловьева, П. Флоренского, А. Хомякова,
Н.Г. Чернышевского, которые рассматривали эти различия на основе духовности.
С различных точек зрения
рассматривали в науке понятие «пол». Как биологическое и социальное свойство
человека изучает педагогика. В связи с
генной обусловленностью вытекает биологический аспект, а в связи с проявлением
в поведении и действиях человека – социальный. Формирования пола происходит в
соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановке (общества).
Половое сознание
представляет собой систему знаний, личностных смыслов и значений, которые
одновременно формулируют и формируют переживание и мотивацию человеком своего
бытия как представителя пола. Пол пронизывает все бытие человека и вместе с
возрастом и характером составляет самое общее впечатление о личности.
Гендер – это система
культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для
выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом[1]. Сам
термин «гендер» был введен Робертом Столлером в 1968 году. В дальнейшем он стал
изучаться многими исследованиями в различных направлениях.
Отечественные ученые
данный феномен рассматривают как сложный социокультурный процесс формирования
(конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении,
ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт
гендера.
Н. И. Абубакирова при
помощи лингвистического анализа разводит понятия «пол» и «гендер»,
формируя гендер как некое социальное
отношение. С помощью этого понятия исследователь пытается избегать чисто
биологической характеристики пола, указывая на то, что существуют мужские и
женские социальные роли, успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное»
вхождение в социум.
Социокультурная
характеристика понятия «гендер» представляет интеграцию его социальных и
культурных качеств и показывает зависимость представлений о мужественности и
женственности человека от исторической эпохи, социального, культурного и
политического строя общества.
Каждое общество, исходя
из присущих ему ценностей, определяет гендерные роли, предъявляя нормативные
предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению.
Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение
индивида.
Тому или иному
биологическому полу и социокультурному гендеру, присуще глубинное ощущение
гендерной идентичности, самосознание представителя этого пола в социальном окружении.
В отличие от биологического пола, она не
наследуется на генетическом уровне, а начинает формироваться с детского
возраста в процессе взаимодействия ребенка с его окружением.
В виде социокультурного
конструктора представляет гендер Т. П. Дежина, показывая, что гендерные
параметры поведения являются «процессуальными», возникая и исчезая в
определенных социальных и межличностных контекстах, и, следовательно, не
являются неизменными, а представляют собой изменение, процесс».
Гендерная психология как
отрасль психологического знания находится в начале своего формирования, что
затрудняет окончательное определение ее предмета, сущностные особенности.
Многие ученые считают ее направлением социальной психологии. По структуре
социальная психология гендера наиболее подготовлена для рассмотрения
психологии гендерных отношений, поскольку она трактует отношения типа «личность
– личность», «личность – группа», «группа – группа», «личность – общество» и
«личность – культура». Определенные социально-психологические исследования
гендера как в зарубежной, так и в отечественной науке больше связаны не с
изучением реальных проблем, а с продвижением принципа равных прав обоих полов.
Это обусловлено заинтересованностью социально-психологических исследований
гендера проблематикой женского движения и политики гендерного равенства.
В отечественной науке гендерная психология как отрасль научного знания
сформировалась на пересечении дифференциальной психологии – области психологии,
изучающей типологические различия и индивидуальные особенности человека в его
психическом состоянии, поведении, деятельности, поступках, интеллекте и
способностях, а также систематизирующей различные методы их диагностики, и
количественно оценивающая эти различия в сферах жизнедеятельности человека; и
психологии развития – отрасли психологии, которая исследует психологические
изменения человека с взрослением, психику и организм человека во все возрастные
периоды и на всех стадиях с учетом биологических, антропологических, социологических
и психологических [1] Абубакирова
Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. – 1996. – №6. –
С. 123 – 125.