Курсовая теория на тему Гармонизация личности обучающихся средствами народного танца в школе искусств.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Народный танец как средство
развития личности и формирование ее базовой культуры.. 7
1.1 Личность. Внутренняя и внешняя гармонизация. 7
1.2 Влияние народного танца на внутреннюю и внешнюю гармонизацию личности 16
Вывод по первой главе. 23
Глава 2. Народный танец как средство внешней
и внутренней гармонизации личности 24
2.1 Характеристика народного танца и его
возможностей в гармонизации личностного развития обучающихся в школе искусств. 24
2.2 Роль народного танца в гармонизации личности обучающихся. 28
Вывод по второй главе. 32
Заключение. 34
Список используемой литературы.. 35
Введение:
Актуальность темы. Находясь на стыке тысячелетий в условиях
интенсивных и глобальных перемен, человечество ищет пути выхода из кризисных и
конфликтных ситуаций. На первый план выступают вопросы быстрой и гибкой
адаптации к быстро меняющимся условиям. Интенсивность и глубина происходящих в
обществе перемен отражается на эмоциональной сфере каждого человека. Поэтому
сейчас как никогда человеку любого возраста и профессии необходимы знания об
общении и эмоциях, овладение навыками, а также приобретение опыта их
гармонизации. Из поколения в поколение человечество искало и предлагало
множество путей гармоничного развития будущей личности. И в наше время
используются различные способы и приемы для достижения данной цели.
Именно в двадцатом веке танец стал
современным искусством, приобрел новый смысл и новую роль. Разумеется, у него
сохранились все остальные возможности. Это по-прежнему зрелище, приятное времяпрепровождение,
социальный ритуал и т.д., но именно как современное искусство, актуальное
художественное высказывание он оформился недавно. Существуют и другие линии
развития танца. Он становится спортом (спортивные и бальные танцы), он
становится частью терапии (танцтерапия), основой социальной (молодежной)
самоидентификации (хип-хоп и т.д.), но к современному искусству они не
относятся.
Огромное влияние на становление
личности всегда оказывает культура, которая является отражением развития любого
общества, а уровень воспитания в обществе напрямую зависит от культурных
показателей. Все, что мы называем «культурным достоянием», влияет на развитие
личности самым благоприятным образом. Так, Н. Ю. Сергеева отмечает: «в эпоху
Древнего мира наглядно прослеживается использование формирующих, корректирующих
возможностей искусства для решения задач воспитания и обучения человека,
гармонизации его душевных состояний, адаптации к условиям жизни в таинственном
мироздании» [24]. С течением времени данная мысль не утратила своей
актуальности, напротив, занятие любым видом искусства, в частности народным
творчеством, имеет высокий воспитательный потенциал для развития личности.
Хореография — средство эстетического
воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним
воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития
и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность физического развития,
что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем
подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая
проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным
развитием многих физиологических функций человеческого организма:
кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических
возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе,
предотвращает появление различных психологических комплексов.
Народный танец в современном мире выступает,
с одной стороны, в качестве искусства, а с другой стороны, он является частью
образовательной системы, которая формирует всесторонне развитую личность.
Данный вид хореографического
искусства положительно влияет на воспитанников как в физическом плане (занятия
народным танцем требуют большой выносливости, ловкости и сбалансированно
развитой системы опорно-двигательного аппарата человека) так и на воспитание
моральнонравственных качеств, поскольку в процессе занятий погружает в
культурную среду русского народа, со всеми его традициями и нравственными
устоями.
Заключение:
Гармонизация личности — это баланс
между внутренним и внешним миром человека, который объединяет биологический,
психологический, социокультурный и философско-космологический аспекты. Исходя
из этих понятий, можно сделать вывод, что самым эффективным способом
гармонизации личности, является изучение народного танца. Народный танец — Народный танец – коллективное
художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный
опыт и знания.
На сегодняшний день традиционным
является использование танца как средства выражения эмоций, снятия
психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования
творческой активности и т. д. Язык танца — это, прежде всего, язык человеческих
чувств, если слово что-то обозначает, то танцевальное движение выражает, и
выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит
выявлению всей образной структуры произведения.
Таким образом, мы можем говорить о том,
что народный танец имеет большой воспитательный потенциал, который выражается в
целостном процессе становления личности на основе традиционной культуры нашего
общества с ее семейными, духовными и моральными нормами. Каждый танец, отмечает
в одной из своих статей
Р. Ж. Султан, «несет в себе различные
символы, разгадав которые мы постигаем красоту и величие народа, их истинное и
правдивое описание исторических событий, а также житейскую мудрость,
сохраненную годами и перенесенную в танец» [29]. Нельзя не согласиться с этим
утверждением, а также необходимо отметить, что в процессе занятий народным
танцем формируется личность с высокими творческими возможностями, богатой
внутренней культурой и способностью к самоопределению и самоидентификации себя
в современном мире.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Народный танец как средство развития личности
и формирование ее базовой культуры
1.1 Личность.
Внутренняя и внешняя гармонизация По мнению А. Н. Леонтьева, личность —
это феномен общественного развития, конкретно-живая личность, обладающая
сознанием и самосознанием. Структура личности — это комплексное системное
образование, совокупность социально значимых психических характеристик,
отношений и действий индивида, которые сложились в процессе онтогенеза и
определяют его поведение как поведение осознанного субъекта деятельности и
общения. Он также считает, что личность представляет собой саморегулирующуюся
динамическую функциональную систему непрерывно взаимодействующих свойств,
отношений и действий, которые развиваются в процессе онтогенеза человека. Ядром
формирования личности является самооценка, которая основана на оценках человека
другими людьми и его оценке этих других. В более широком, традиционном
понимании человек — это личность как субъект социальных отношений и
сознательного действия. В структуру личности входят все психологические
характеристики человека и все морфофизиологические характеристики его тела —
вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность
и стойкость такого широко распространенного понимания в литературе, очевидно,
объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В более узком
смысле — системные качества личности, определяемые его вовлеченностью в
социальные отношения, формирующиеся в совместной деятельности и общении.
А. Н. Леонтьев говорит: «Личность —
это качественно новое образование. Оно сформировано благодаря жизни в
обществе». [1, с. 23]. Следовательно, человек может быть только человеком, и
только по достижении определенного возраста. Во время деятельности человек
вступает в отношения с другими людьми — в социальные отношения, и эти отношения
приобретают форму личности.
Со стороны самого человека его
становление и жизнь как личности действуют прежде всего как развитие,
трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление
довольно сложное и требует пояснений. Это не совпадает с традиционной трактовкой
— в более широком смысле. Суженная концепция позволяет нам выделить очень
важный аспект человеческого существования, связанный с социальной природой его
жизни. Человек как социальное существо приобретает новые качества, которые
отсутствуют, если мы относимся к нему как к изолированному, несоциальному
существу. И каждый человек с определенного времени начинает вносить
определенный вклад в жизнь общества и личности. Таким образом, помимо
представлений о личности и личности, возникает понятие социально значимого.
Хотя это важное социально неприемлемое: преступление — это такой же личный
поступок, как и героический поступок. Для психологической конкретизации понятия
личности необходимо ответить хотя бы на вопросы о том, что называется
новообразованием, личностью, как происходит формирование личности, как кажется
с позиции субъекта, роста и функционирование его личности. Е. Е. Соколова
определяет следующие критерии сформировавшейся личности:
— наличие иерархии в мотивах в
определенном смысле — как способность преодолевать собственные прямые порывы
ради чего-то другого — способность опосредовать поведение… Предполагается,
что мотивы, с помощью которых преодолеваются прямые мотивы, имеют социальное
происхождение и значение (просто передаваемое поведение может быть основано на
спонтанно сформированной иерархии мотивов и даже на «спонтанной морали»:
субъект может не осознавать о том, что именно это заставляет его действовать
определенным образом, «но действовать вполне морально»;