Курсовая теория на тему Гарантия независимости судей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПА НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ И ПОДЧИНЕНИЯ ИХ ТОЛЬКО ЗАКОНУ 5
1.1. Сущность конституционных принципов правосудия 5
1.2. Сущность принципа независимости судей и подчинения их только закону 11
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ И ПОДЧИНЕНИЯ ИХ ТОЛЬКО ЗАКОНУ В РОССИИ 16
2.1. Правовые позиции Конституционного Суда РФ относительно реализации принципа независимости судей и подчинения их только закону 16
2.2. Правовые средства и проблемы реализации принципа независимости судей и их подчинения только закону 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Практически с древних времен и до сегодняшнего дня вопросы судебной власти вызывали интерес у исследователей. Кроме многочисленных вопросов, касающихся роли и места судов в государственно-правовом строе, в различных государствах и в различные эпохи появлялся вопрос о видах и характере работы судов, о юридической сущности принимаемых ими решений. Эти вопросы в некоторой степени были отражены в зарубежной и отечественной юридической литературе, однако, невзирая на огромное внимание и усилия, предпринимаемые учеными различных государств, многие уже существовавшие и снова появившиеся вопросы развития и функционирования судебной системы остались нерешенными.
Не является секретом то, что независимая и сильная судебная власть выступает гарантом прав любого человека и обязательным компонентом правового государства. На международном уровне развитие системы судебной власти отражается посредством сравнительного исследования на примере различных государств, в которых отражено влияние государственного механизма на учреждения судебной власти. С нашей точки зрения, это не во всех случаях демократический путь, который необходим для развития государства и его учреждений.
Необходимо согласиться с тем, что в самом общем виде независимость судебной власти — это категория, отражающая исключение влияния на процесс исполнения судебной властью своей функции со стороны внешних факторов. В качестве необходимого элемента независимость включает в себя самостоятельность судебной власти как категорию, выражающую готовность и способность судебной власти выполнять свое предназначение в полном объеме самой, без посторонней помощи.
Независимость судебной власти представляет собой структурно-сложное многоаспектное явление, что обусловлено сложностью организации самой судебной власти. Независимость обнаруживает себя на каждом уровне организации (проявления) судебной власти. Опираясь на все вышесказанное, темы данной работы можно считать весьма актуальной.
Целью данной работы является изучение сущности принципа независимости судей и подчинения их только закону.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— охарактеризовать основные конституционные принципы реализации правосудия;
— изучить сущность принципа независимости судей и подчинения их только закону;
— проанализировать позиции Конституционного Суда РФ относительно гарантий и реализации принципа независимости судей и подчинения их только закону в России;
— выявить проблемы реализации принципа независимости судей и подчинения их только закону в нашей стране.
Объектом исследования является принцип независимости судей и подчинения их только закону. Предметом исследования являются законодательные нормы, регламентирующие реализацию данного принципа в России.
Методологическую базу курсовой работы составляют общенаучные методы: системного анализа, обобщение практических, научных и нормативных материалов, исторический метод; частно-научные методы: логический, сравнительный, технико-юридический и прочие.
Структура данной работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Изучив в данной работе конституционные принципы правосудия, требуется сказать, что принципы правосудия являются общими руководящими, исходными положениями, которые определяют самые значимые стороны этого вида государственной деятельности.
Наиболее важные правовые положения, которые характеризуют российский суд и правосудие, отражаются в Конституции России, закрепляющей присущие правовому государству демократические начала деятельности и организации суда в интересах граждан, государства и общества. Конституционные гарантии позволяют называть демократические основы работы суда конституционными принципами правосудия.
Утвержденные в Конституции России принципы правосудия отражаются и развиваются в федеральных законах, регламентирующих деятельность суда с учетом особенностей сферы судебного производства и национальной специфики отечественной системы права, а также общепринятых международно-правовых норм и международных договоров, ратифицированных Россией.
Конституционные принципы правосудия — это утвержденные в Конституции и законах основные правовые положения, которые выражают сущность и особые свойства правосудия, с принятием во внимание специфику судебной и правовой системы России.
Независимость судебной власти представляет собой сложное, многоаспектное, динамическое явление. Уровень этой независимости зависит от множества факторов.
Поскольку независимость как явление может проявить себя лишь во взаимодействии суда с иными институтами общества, публичной властью и гражданами, его невозможно рассматривать изолированно, как исключительно внутрисудебное явление, что обуславливает необходимость учитывать состояние совершенно внешних по отношению к суду общественных процессов.
Независимость судебной власти генетически вырастает из принципа разделения властей, который развивался и усложнялся параллельно историческому процессу развития демократических обществ.
Независимость проявляется на всех уровнях организации судебной власти. При этом комплексная двойственная природа суда (орган государственной власти и равноудаленный от сторон спора арбитр) предполагает наличие определенных пределов его независимости.
Сложность и многоаспектность судейской независимости обуславливают и хрупкость этого состояния, что предопределяет необходимость установления на каждом уровне организации судебной власти ее гарантий.
Важнейшей гарантией независимости судебной власти в России стал судебный же конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации, который в своих решениях неуклонно направляет вектор развития отечественной судебной системы в сторону более открытого, независимого, справедливого судопроизводства, обеспеченного доверием большинства граждан.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПА НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ И ПОДЧИНЕНИЯ ИХ ТОЛЬКО ЗАКОНУ
1.2. Сущность принципа независимости судей и подчинения их только закону
Независимость судей и повиновение их лишь закону гарантируется ст. 120 Конституции РФ.
Независимость судей, а это означает и судебной власти – одно из важнейших условий существования правового демократического государства, так как без обеспечения данной независимости будет невозможной успешная защита свобод и прав гражданина и человека. Независимость судей выражается в том, что они являются самостоятельными, и вне зависимости от чьей-либо воли, выносят решения по гражданским, уголовным и другим делам, опираясь лишь на Конституцию России и закон. Вмешательство в работу судей приводит к уголовной ответственности.
Статья 8 Гражданского процессуального кодекса России является одной из немногих, которым свойственна ссылка непосредственно на Конституцию России. В диспозиции ч. 1 ст. 8 ГПК РФ почти дословно воспроизводится норма ч. 1 ст. 120 Конституции РФ с единственным дополнением «при реализации правосудия», которого нет в Конституции России (мы считаем, что данное обстоятельство едва ли необходимо толковать в качестве существенного различия в смысловом содержании норм ч. 1 ст. 8 ГПК РФ и ч. 1 ст. 120 Конституции России). Ч. 3 ст. 8 ГПК РФ констатирует наличие специальных конституционных гарантий независимости судей, которых нет в ст. 120 Конституции РФ, но есть в ч. 2 ст. 8 ГПК РФ (исключается постороннее воздействие на судей, запрещается вмешательство в их деятельность). Часть 2 ст. 120 Конституции РФ, в отличие от содержания ст. 8 ГПК РФ, устанавливает правило о приоритете закона над подзаконными актами, что не указывается в ст. 8 ГПК РФ. При подобных обстоятельствах приобретает важное научное значение следующая проблема: является ли конституционный принцип независимости судей общим для всех процессуальных отраслей права? Или его содержание и реализация предполагают определенную специфику (в данном случае в гражданском процессе)? Рассмотрение этой проблемы предполагает не только выяснение конституционной сущности принципа независимости судей, но также учет места принципа независимости судей в системе других принципов гражданского процесса.
В этимологическом понимании «независимый» — это означает «ни от чего и ни от кого не зависящий, свободный, вольный, неподчиненный, ничем не связываемый, самостоятельный.
С точки зрения К.Ф. Гуценко, независимость судей является гарантированной возможностью принимать ответственные решения при реализации правосудия на основе законодательных предписаний, согласно внутреннему убеждению, без какого-либо давления, вмешательства или другого влияния со стороны.
Независимость связаны с выражением судом очевидной для участников процесса непредвзятости при рассмотрении конфликта, всесторонностью и объективностью процесса познания, обоснованностью его результата [13, c. 38].
С точки зрения Г.Д.Садовниковой, независимость судей выражается в том, что они самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли, выносят судебные решения по гражданским, уголовным и другим делам, опираясь исключительно на Конституцию закон. Вмешательство в работу судей приводит к уголовной ответственности.
Понятие «независимость» считается близким таким правовым категориям, как «самостоятельность», «суверенитет» и «автономия». Сравнение понятий «суверенитет» и «независимость» позволяет заключить, что это — качества объектов, а не их признаки. Они являются качественными, а не количественными характеристиками.
С нашей точки зрения, понятие суверенитета является более широким, так как помимо независимости оно подразумевает также полновластие и главенство власти. Юридический смысл суверенитета заключается в «возможности носителя верховной государственной власти самостоятельно и независимо формировать и осуществлять собственную волю» .
В отличие от государства, суды не имеют полноты власти, поскольку связаны конституционной и законодательной компетенцией, процедурами функционирования и другими правовыми установлениями.
При осуществлении своей компетенции суды полностью не зависимы от каких бы то ни было органов, должностных лиц и организаций. В этом контексте термины «самостоятельность», «автономия» и «независимость» можно рассматривать в качестве близких, зачастую тождественных понятий.
Беспристрастность, честность, соответствие установленным стандартам компетентности, поведения и добросовестности способствуют укреплению доверия общества к судебной власти и имеют первостепенное значение для поддержания ее независимости».