Курсовая теория Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая теория на тему Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения функционально-смысловых типов речи  5

1.1.
Особенности функционально-смысловых типов речи. 5

1.2. Описание
как функционально-смысловой тип речи в современной лингвистике  9

Глава 2.
Анализ повествования и рассуждения как функционально-смысловых типов речи. 13

2.1.
Повествование как функционально-смысловой тип речи. 13

2.2.
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. 14

Заключение. 19

Список
используемой литературы.. 21

  

Введение:

 

Как
известно, текст (устный или письменный) является ведущей единицей речи. В его
составе на логико-семантической основе выделяются функционально-смысловые типы
речи (ФСТР), имеющие стабильную семантику, выражающуюся в соответствующей
языковой структуре.

Функционально-смысловые
типы речи в российском языкознании предметом исследования стали еще в риториках
XIX в. (сам термин не употреблялся). Они рассматривались в разделе частной
риторики и квалифицировались как отдельные виды прозы или элементы
прозаического сочинения. От ученых получали разные наименования: способы
изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы
и др. Термин функционально-смысловой тип речи в научный оборот вводит в 1974 г.
О. А. Нечаева, работа которой и положила начало активному изучению
функционально-смысловым типам речи.

Актуальность работы. В
настоящее время функционально-смысловые типы речи являются объектом внимания
ряда исследователей. Так, Л. К. Граудина и Е. Н. Ширяев указывают, что
функционально-смысловые типы речи могут представлять собой различные типы
монолога. Это может быть повествование – информация о развивающихся действиях,
описание – информация об одновременных признаках объекта, рассуждение –
информация о причинно-следственных отношениях.

По
мнению Н. Ю. Штрекер, функционально-смысловой тип речи – это текст с определенным
обобщенным значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка
события, явления; причинно-следственные отношения и т. д.), выражаемый определенными
языковыми средствами.

Н.
С. Валгина при вычленении функционально-смысловых типов речи главным считает учет
соотношения логико-смыслового и функционально-синтаксического принципов. Она
исходит из того, что характер изложения материала в тексте может быть
различным, но он всегда логически оправдан практикой человеческого мышления.
Исследователь уверена, что в формировании функционально-смысловых типов речи
большую роль играет характер тематических компонентов текста, а «форма и
функция ремы» формируют его тип. Методика Н. С. Валгиной используется и другими
авторами, в частности Т. Е. Жерноклетовой, О. В. Тозик.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, во внешнем облике речи, в ее строе очень многое зависит от той задачи,
которую ставит перед собой говорящий. Одно дело описать какой-либо предмет или
явление, другое — рассказать о нем, третье — объяснить его причины. В каждом из
этих случаев строй речи будет существенно меняться. В процессе развития
мышления, речи выработались наиболее экспрессивные, экономные и точные способы,
схемы, словесные структуры для соответствующих языковых задач. Поэтому уже
издавна выделяют такие важные, существенные компоненты речи, как описание,
повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть
функционально-смысловыми типами речи (ФСТР), что подчеркивает их зависимость от
назначения речи и ее смысла.

Термин
«функционально-смысловой тип речи» введен в научное обращение профессором О. А.
Нечаевой в 1974 году. Согласно ее концепции выделяются следующие
функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение,
которые имеют конкретное значение, выражающееся в соответствующей языковой
структуре. Это традиционная концепция, которой придерживаются и такие ученые,
как М. Р. Львов, Г. Я. Солганик (к упомянутым трем добавляет еще определение и
объяснение), В. В. Одинцов (добавляет к описанию, повествованию, рассуждению
определение (объяснение), характеристику как разновидность описания и сообщение
как вариант повествования), Т. Трошева выделяет такие типы речи, как описание,
повествование, рассуждение, предписание, констатация.

Основными
критериями повествования, описания, рассуждения для О.А. Нечаевой становятся
общесмысловое значение высказываний, входящих в каждый из этих типов, системы
языковых средств, выражающие определенный тип речи, например, значения, вид,
модальность глаголов, порядок слов, однородность или неоднородность слов и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
функционально-смысловых типов речи

1.1. Особенности функционально-смысловых
типов речи Функционально-смысловые
типы речи – коммуникативно-обусловленные и характеризуемые речевой системностью
типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно
относят Описание, Повествование и Рассуждение[1].

Функционально-смысловые
типы речи различаются между собой по коммуникативно-прагматической функции,
типу логического содержания, структуре, используемому набору языковых средств.
Описание реализует задачу автора представить предметы в их качественной определенности
путем перечисления их признаков; повествование – передать последовательность
событий (эти типы речи объединяются в группу представляющих, по классификации
В.В. Одинцова); рассуждение – убедить читателя в существовании
причинно-следственных связей между явлениями. С общим значением синхронности в
описании, диахронности в повествовании, каузальности в рассуждении связаны
структурно-композиционные характеристики функционально-смысловых типов речи.

При
объединении в группу предложений, представляющих определенный
функционально-смысловой тип речи, существенную, структурообразующую роль играет
видо-временное соотношение глаголов в тексте. Значение синхронности выражается
обычно глаголами несовершенного вида (чаще всего настоящего или прошедшего
времени). Благодаря их «непредельности» создается некая длительность действий,
которая и позволяет последним быть одновременными. Глаголы совершенного вида
выражают значение недлительности, сменяемости действий, что и соответствует
повествованию. Движение во времени может выражаться сменой форм времени
глагола. Перечислительный смысл описательного текста передается обычно
параллельной связью предложений, в повествовании последовательно происходящие
события выражаются с помощью цепной связи. [1] Нечаева О.А.
Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Улан-Удэ, 1974

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы