Курсовая теория на тему Функциональная грамотность на уроках литературного чтения в 4 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования
функциональной грамотности в начальной школе с использованием творческих
методов. 5
1.1. Понятие «функциональная
грамотность». 5
1.2. Возможности творческого развития в начальной школе. 8
Глава 2.
Особенности и приемы работы над функциональной грамотностью на уроках
литературного чтения в 4 классе. 14
2.1. Основы работы над анализом
текста в 4 классе с целью повышения функциональной грамотности. 14
2.2. Приёмы для формирования
функциональной грамотности. 21
Заключение. 28
Список литературы.. 30
Введение:
Стремительными темпами идёт в наше время развитие
науки, техники, производства. Как в калейдоскопе, меняются «века»: «век
полимеров», «век электроники», «век генетики» … В таких условиях государству
и обществу требуется огромное количество творческих работников высокой
квалификации — тех, кого мы обычно называем талантами. Государственная
национальная программа определяет стратегические направления развития
образования и обеспечения постоянного духовного самоусовершенствования
личности, формирования интеллектуального и культурного потенциала — высшей
ценности нации. Такое направление системы образования предусматривает
воспитание творческого человека, способного не только к трансляции, но и к
созданию мировых образцов духовности и культуры. В настоящее время абсолютной
ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок.
И в качестве глобальной цели рассматривают человека
культуры: личность свободную, гуманную духовную, творческую. Главное в личности
— устремлённость в будущее, к свободной реализации своих потенций, в
особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения
идеального «я». Личность — это уникальная ценностная система, которая
представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только
человеку.
Признание творческой свободы человека является главным
богатством общества. А личность является носителем объективно не
предопределённого, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством
поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе —
возникновение порядка из хаоса.
Основной ценностью гуманистического
личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ
развития человека в культуре.
Функциональная грамотность рассматривается, как
способность использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
Базовым навыком функциональной грамотности является
читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией
(читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Осознанное чтение создает базу не только для
успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией
успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Все методы, используемые педагогом, должны быть
направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою
очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие
его функциональной грамотности.
Функциональная
грамотность — достаточно новое понятие в педагогике. По определению
А.А.Леонтьева, функциональная грамотность – это восприятия графически
оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые
установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Повышение
интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества
творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача
чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в
детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! —
инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.
Эффективность работы учителя определяется тем,
в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих
способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к
познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.
Целью данной работы является
раскрыть понятие развития функциональной грамотности через творчество учеников 4
класса.
Задачи:
— охарактеризовать понятие «функциональная
грамотность»
— рассмотреть возможности развития функциональной
грамотности через творчество учащихся.
Предметом исследования являются
творческие предпосылки ,способствующие формированию навыка функциональной
грамотности.
Объектом исследования является
творческое развитие учащихся через функциональная грамотность.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Функциональная
грамотность осуществляет интеграцию образования с многоплановой человеческой
деятельностью, она не только помогает понять учащимся практическую значимость
получаемых знаний, но и содействует их применению. Благодаря функциональной
грамотности у учащихся вырабатываются такие компетенции как умение выбирать и
использовать различные технологии, способность видеть проблемы и находить пути
их решения, стремление учиться всю жизнь.
Международные
исследования (PISA, TIMSS, PIRLS) проверяют уровень функциональной грамотности
в таких предметных областях как чтение, математика, естественнонаучные
предметы. Функциональная грамотность чтения – предполагает не
элементарное умение читать и писать, а умение работать с текстом. В связи
с этим ставят перед собой задачи научить учащихся:
– анализировать текст,
вычленять необходимую информацию по какому-либо критерию (в том числе основную
мысль, идею, тему, проблему), находить связь и отличие между частями текста
(текстов) или его (их) фрагментами;
— интерпретировать
полученную информацию, делать выводы, строить гипотезы;
— оценивать текст на
предмет достоверности, полноты, актуальности, содержательности и т.д.;
— синтезировать на его
основе новый информационный продукт;
— использовать информацию
из текста для выполнения задания, решения проблемы или передачи в общении
(реальном или виртуальном).
В связи с этим, проблема
формирования функциональной грамотности чтения тесно взаимосвязана с
необходимостью информационной грамотности. Умение работать с новыми
информационно-коммуникационными технологиями, возможность читать таблицы,
карты, схемы, понимать язык символов и пентаграмм, способность критически
оценивать прочитанное – все эти навыки приобретаются и закрепляются в ходе
занятий по всем предметам школьной программы
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
формирования функциональной грамотности в начальной школе с использованием
творческих методов 1.1. Понятие «функциональная грамотность» Если посмотреть на чтение
как процесс, то можно выделить в нем три основные фазы: первая — это восприятие
текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка (или
декодирование), когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее
содержание.
В этом случае чтение включает: просмотр,
установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ
сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ [2,c.45].
Вторая — это извлечение
смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний,
интерпретация текста.
Здесь происходит
упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение,
сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с
собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья — это создание
собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как
собственных в результате размышления. Чтение включает в себя выдвижение гипотез
и высказывание предположений, формулирование суждений, моделирование и
обобщение, применение на практике в жизни, учёбе, профессиональной
деятельности. В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства,
мысли, образы. Это одно из объяснений сосуществования различных точек зрения по
многим вопросам.
Все исследователи сходятся в одном: чтение – это
неоднородный психический процесс, и эта неоднородность рассматривается как одна
из характеристик, делающих его сложным как для овладения, так и для
исследования.
Считается, что механизм чтения состоит в том, что
извлечение информации происходит на основе воссоздания звуковой формы речи.
Следует заметить, что это определение не выявляет специфики чтения на разных
этапах его становления и не учитывает того, что техническое умение (техническое
чтение) должно быть преобразовано в самостоятельную осмысленную деятельность (функциональная
грамотность). В большинстве своем исследования чтения посвящены анализу
механизмов чтения на стадии освоения его техники.
В работах основоположников отечественной
педагогической психологии определена проблема освоения функциональной грамотности
как специфического вида деятельности в условиях школьного обучения (Л. С.
Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, В. В.
Давыдов, А. В. Запорожец, И. И. Ильясов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, А. А.
Леонтьев, и др.). Вместе с тем приходится признать, что исследований,
посвященных анализу функциональной грамотности как специфического вида
деятельности пока еще недостаточно.
Процесс освоения учащимися чтения в начальной школе
включает два последовательных этапа (Д. Б. Эльконин): освоение техники чтения
(первый год обучения в школе) и освоение функциональной грамотности (второй и
последующие годы обучения) [1,c.78].
Если спросить
современного школьника, умеет ли он читать, то этот вопрос вызовет у него
недоумение: кто не умеет читать?! Но читать можно по-разному.
Можно остановиться на
первой фазе чтения – репродуктивной – механическом воспроизведении содержания,
пересказа фактов, фабулы.
По терминологии И.Р.
Гальперина, воспроизвести фактуальную информацию.
Выделение фактуальной
информации используется при просмотровом чтении, но оно не отвечает требованиям
к метапредметным результатам, заложенным в новом стандарте.
Вторая и третья фаза
чтения – это и есть функциональная грамотность, где извлекается из текста
подтекстовая и концептуальная информация.
Подтекст предполагает вчитывание в детали (что
по сути уже является анализом текста). В каждом тексте присутствуют свои
вопросы, есть ключевые детали, “особые” слова (художественные средства),
определённый порядок слов (стилистические фигуры), интонация. Нужно научиться
их “видеть”, устанавливать между ними связь и понимать смысл этой связи. В
результате, выявив факты и скрытые смыслы, мы выйдем на концепт — то главное, о
чём сказал нам автор.
Владение навыками функциональной грамотности позволят
продуктивно учиться по книгам всегда. При изучении учебных предметов
обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с
информацией и пополнят их.
Они смогут
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и
некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов
и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации
в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на
персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые
запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. Они
усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме и в письменной
форме.
Обучающиеся смогут использовать информацию для
установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и
доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях
моделирования и проектирования.
Школьники получат возможность научиться строить
умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной
информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации
на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся
жизненным опытом.