Курсовая теория на тему Функции значения слова в индивидуальном сознании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Научные подходы к изучению процессов развития значения слова 5
2. Основные пути изменений значения слова в системе языка 9
3. Процесс формирования и развития значения слова в индивидуальном сознании 12
4. Функции семантического развития значения слова в индивидуальном сознании 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Введение:
Актуальность работы. Проблема развития значения слова занимает одно из центральных мест в лингвистических и психолингвистических исследованиях. Ряд работ был посвящен изучению специфики развития смысла в сознании индивидов в нормативных условиях. Такие исследования основаны на экспериментальном материале с участием нормальных, психологически здоровых детей и взрослых.
Масштаб рассматриваемой проблемы позволяет исследователям использовать новые методы, реализуемые путем обращения к условиям данного развития. Условия интеллектуальной деятельности человека, которым посвящено данное исследование, обусловлены необходимостью выявить особенности семантического развития, которые являются привычными и незаметными в норме.
Сравнительные исследования могут пролить свет на детали и закономерности семантического развития в индивидуальном сознании различных социальных групп людей. Решение этой проблемы позволяет моделировать семантические процессы в индивидуальном сознании, уточнить именование ассоциативных стратегий и более четко определить детали «лингвистических норм».
Этот комплекс вопросов непосредственно связан с проблемой организации и конструирования языкового сознания человека, что и определяет актуальность работы.
Объектом данной работы являются функции слова в индивидуальном сознании человека. Предметом данного исследования являются значения в человеческом сознании, связанные с его индивидуальным значением.
Целью работы является выявление специфических обстоятельств развития смысла слова в сознании личности в нормативных условиях. Для достижения целей данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть различные подходы к изучению процессов развития значения слова;
2. Охарактеризовать основные пути изменений значения слова в системе языка;
3. Описать процесс формирования и развития значения слова в индивидуальном сознании;
4. Выделить функции семантического развития значения слова в индивидуальном сознании в условиях нормы.
Теоретическим основанием исследования послужили труды отечественных и зарубежных языковедов: В.В. Виноградова (1977), М.М. Покровского (1959), А.И. Смирницкого (1956), У. Чейфа (1975), Ю.С. Степанова (1975), Л.М. Васильева (1990, 1994), А.А. Уфимцевой (1986), М.В. Никитина (1983, 1988), Дж. Лайонза (2003, 2004), рассматривающих лингвистическую составляющую семантической динамики; работы Ж. Пиаже (1969), Л.С. Выготского (2003), С.Л. Рубинштейна (2000), А.Н. Леонтьева (1977, 1983), А.Р. Лурии (1979, 2004), Н.И. Жинкина (1982), А.А. Леонтьева (1971, 1997), трактующих семантический процесс с психологических и психолингвистических позиций.
Данное исследование также
Заключение:
Современная лингвистика продолжает развиваться, и одной из ее парадигм является антропометрическая парадигма, призванная анализировать «человека в языке и язык в человеке». Итак, в ходе работы было определено, что психолингвистическое значение – это значение лексической единицы, выявленное экспериментальным методом и представленное в языковом сознании носителей языка.
Среди функций семантического развития значения слова нами были выделены следующие:
1) Категоризация;
2) Идентификация;
3) Включение.
Полученные комплексные психолингвистические описания, основанные на различных экспериментальных процедурах, позволяют выявить и определить содержание и характер взаимодействия языковых символов и структур в процессе понимания, хранения и порождения форм смысла. Результаты этих описаний, реально существующих в сознании носителей языка, дают понимание значения слов как единиц индивидуального языкового сознания.
Фрагмент текста работы:
1. Научные подходы к изучению процессов развития значения слова
Вопрос о значении слова всегда был одной из самых сложных проблем в философии, лингвистике и психологии. Решение этой проблемы с помощью психолингвистического подхода представляет еще большие трудности, поскольку перенос внимания на детали значения как личного свойства требует пересмотра логико-рационалистической интерпретации значения, которая уже стала устоявшейся традицией. Поиск последовательной психолингвистической интерпретации этого сложного и многогранного явления пока завершен лишь частично, поэтому пока возможно говорить лишь о существующем поле исследований и возникших в этой области проблемах, предлагаемых решениях, гипотезах и методах проверки, полученных промежуточных результатах и выводах из предварительных результатов.
Перед обсуждением динамики смыслового подхода представляется важным остановиться на некоторых терминах, важных для понимания сложности рассматриваемой проблемы. Во-первых, следует упомянуть об особенностях подхода к анализу языковых явлений с различных научных точек зрения (рис. 1.1).