Курсовая теория на тему Функции права: понятие и система
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ПОНЯТИЕ
ФУНКЦИЙ ПРАВА И ИХ СИСТЕМА.. 4
2.ХАРАКТЕРИСТИКА
СОБСТВЕННО-ЮРИДИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРАВА 13
3.ХАРАКТЕРИСТИКА
СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРАВА.. 18
4. ФОРМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПРАВА.. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Право возникает как результат объективной потребности
усложнившегося, внутренне противоречивого общества, Своим регулирующим
воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок
в обществе.
Возникнув в силу объективных
причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом
взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое
детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие.
Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня
данного общества и развивается вместе с ним. В то же время право вбирает в себя
все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии,
впитывает достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно
приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает
возможность активно воздействовать на него.
С помощью права в обществе обеспечивается, необходимый
правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия. Словом, право
служит своеобразным обручем, удерживающим общество от саморазрушения.
Право как искусство добра и справедливости, воплощение достижений
мировой культуры и цивилизации несет в общество информацию о добром и
справедливом и постоянно подпитывает его гуманистическими идеалами и
ценностями. В то же время оно вытесняет из общества чуждые ему отношения и
привычки.
Право служит мерой общественной и личной свободы. Подобно тому как
не бывает рек без берегов, точно так же нет и быть не может безмерной,
безграничной свободы. Свобода без границ — это своеволие, вседозволенность,
беспредел, т.е. отрицание свободы. В границах права, правовых норм люди, их
объединения и организации могут свободно действовать и поступать по своему
усмотрению.
Правовые нормы выполняют важную и необходимую функцию согласования
различных интересов людей, их объединений, больших и малых коллективов, а также
нахождения и принятия согласованных, компромиссных решений. Именно значение
права для государства, общества и каждого конкретного человека определяется
актуальность выбранной темы.
Объект исследования – теоретические основы функций права,
отношения, складывающиеся при реализации правом своего назначения. Предмет
исследования – функции права и формы их реализации.
Цель работы – рассмотреть понятие, классификацию и значение
функций права.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотрение различных подходов к определению функций права и их
классификации
2. Охарактеризовать функции права
3. Определить формы реализации функций права.
Методологическую основу
исследования составили общенаучные методы анализа и синтеза, системный,
функциональный, а также частно- научные методы – сравнительно-правовой и
формально-юридический.
Теоретическую основу
представленного исследования составили труды таких ученых, как Д. Н. Бахрах, Н.
Н. Вопленко, М. В. Васильев, Е. И. Грузинская и другие ученые. Нормативную базу
исследования составляют Конституция РФ[1],
Федеральные законы, и другие нормативные акты. [1] Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Российская газета
от 25 декабря 1993 г. № 237
Заключение:
В юридической науке и практике традиционно различают право в
объективном и субъективном смысле.
Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально
определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и
направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это
законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные
договоры данного периода в конкретном государстве, Оно объективно в том смысле,
что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не
принадлежит ему.
Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная
удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают
конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование
и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат
ему и зависят от его воли и сознания.
Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех
или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические
возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.
Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет
личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства —
признавать и защищать эти права.
Подразделение права на объективное и субъективное коренится в
самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле
юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.
Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных,
формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую
волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и
обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных
отношений.
Наиболее существенным
признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его
тесная связь с государством этот признак выражается в том, что:
1) государство официально устанавливает право, обеспечивает его
исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого
существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений,
судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.;
2) право, будучи нормативным выражением государственной воли,
регулирует общественные отношения в классовых, общесо.циальных либо иных интересах. Согласно этому, право служит орудием
проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации
его разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществления его задач
и функций;
3) право имеет
общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого
социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного
поведения.
Так же можно добавить, что функции
права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль
права в упорядочении общественных отношений. С помощью понятия функции права
можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.
Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от
того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесо.циальных (более широких). Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить,
например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные
отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическая (регламентирует
политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы
и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает
специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у
субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает способом
связи между субъектом и объектом управления).
На специально-юридическом
уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и
охранительную функции. Регулятивная
функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с
помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и
государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило,
правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные
средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности,
инициативы, предприимчивости.
Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений — обязанностей,
запретов, наказании, приостановлении — и имеет вторичный характер. Она
производив от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и
зашита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития
тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для
того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые
ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.
Фрагмент текста работы:
1.ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА
И ИХ СИСТЕМА
Категория «функция» юриспруденции знакома давно, с рубежа 19-20
веков, когда начала применяться к характеристике социальной роли права и
государства. Функции права важны для изучения, на это указывает то, что изучая
любой правовой институт, мы возвращаемся к ним.[1]
Обращаясь к функциям права мы в том числе рассматриваем и функции правового
воздействия, именно поэтому необходимо уяснить, каковы смысловые нагрузки несет
понятие «функции государства». Проведем анализ, что берет верх у функций права:
регулирование или правовое воздействие[2].
А.М. Вит.ченко считает правовое воздействие самостоятельной категорией, так
же как и регулирование, которое через неюридические формы влияет на поведение
людей[3].
При формулировании понятия «право» говорится о регулировании общественных
отношениях и появляются сомнения регулирует ли их право или воздействует. Но
данное обстоятельство не является противоречием, так как понятийный аппарат
воспринимается разными субъектами по-разному.
Функции права равнозначны
функциям правового воздействия. Право и влияет на общественные отношения и
регулирует их. Естественно, функции права подразумевают правовое воздействие,
которое автоматически содержит в себе и правовое регулирование. Следовательно,
проводить разграничения между функциями правовой системы и функциями права не
стоит[4].
В таком изложении, на наш взгляд, те авторы,
которые применяют термин «функции правовой системы», приводят не достаточно
аргументов. Правовая система состоит из различных конструкций, которые самодо.статочны и имеют свою функциональную
характеристику. Поэтому в [1] Малько А. В. Теория
правовой политики. М., 2017. [2] Алексеев С. С.
Механизм правового регулирования. М., 2016. С. 5. [3]Витченко А. М. Механизм
правового регулирования отношений, его понятие и структура // Вопросы теории
государства и права /под ред. М. И. Байтина. Саратов, 2018. Вып. 1. С. 14 20. [4]Реутов В. П.
Функциональная природа системы права. Пермь, 2017. С. 7