Курсовая теория на тему Функции и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………….. 3
I Конституционно-правовой статус субъектов РФ……………………………………. 6
1.1. Основные принципы федеративного устройства РФ…………………………… 6
1.2. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ…………………… 10
II Компетенция и структура законодательных органов власти субъекта РФ.. 16
2.1. Система и функции законодательных органов власти субъекта РФ…….. 16
2.2. Полномочия законодательных органов власти субъекта РФ……………….. 19
Заключение……………………………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников…………………………………………………….. 27
Введение:
Актуальность
исследования. Российская Федерация по своему территориальному устройству
относится к федеративным государствам. Она состоит из самостоятельных
территориальных образований – субъектов федерации, которые наделены
собственными полномочиями по осуществлению государственной власти, вправе
образовывать собственные властные органы, устанавливать правовые нормы, взимать
налоги. Разграничение компетенции между органами федерации и субъектов
определяется на основании Конституции РФ[1].
При этом по всем вопросам ведения, не поименованным в Конституции, субъекты РФ
обладают правом самостоятельного управления. Таким образом, законодательство
предоставляет субъектам РФ определенную свободу в осуществлении управления. Государство создано
специально для осуществления управленческих функций. Оно появилось тогда, когда
развивающиеся общественные отношения стали нуждаться в более эффективной
системе управления. Государственная власть осуществляется посредством системы
государственных органов, которые наделены определенной компетенцией и состоят
из людей, непосредственно осуществляющих управление. Именно государственные
органы являются реальным воплощением и государственной власти и мер
государственного принуждения.
Система государственных органов в
субъектах РФ строится по определенной общей модели, характерной для принципа
разделения властей. В субъекте образуется законодательный (представительный)
орган, образуется система исполнительных органов. Кроме того, в субъекте РФ
предусмотрена должность высшего должностного лица, который выполняет общие,
руководящие функции. Актуальность исследования системы законодательных органов
субъектов РФ заключается в том, что рассмотрение данного вопроса позволит
определить, каким образом в РФ реализуется модель федеративного устройства,
какими возможностями в сфере власти и управления обладают субъекты РФ.
Объект
исследования – отношения, связанные с организацией власти и управления в
субъектах РФ.
Предмет
исследования – организация законодательной власти в субъектах РФ.
Цель
работы – функции и полномочия законодательных органов власти в субъекте РФ,
установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Для достижения указанной цели должны
быть выполнены следующие задачи:
· охарактеризовать общие принципы федеративного
устройства и организации власти в субъектах РФ,
· выделить принципы разграничения полномочий между
РФ и субъектами;
· проанализировать структуру и функции
законодательных органов субъекта РФ;
· охарактеризовать основные полномочия
законодательного органа власти субъекта РФ.
Нормативную основу исследования
составляют: Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ»[2]
(далее – Закон об органах субъектов РФ).
Теоретическую основу исследования
составляют работы следующих авторов: Козлова Е.И., Шахрай С.М., Безруков А.В. и
др.
Методологию
исследования составляют: описательный, системный, сравнительный и
формально-юридический методы.
Область применения. Материалы исследования
могут быть использованы в учебном процессе по дисциплине
«Конституционно-правовая модель государственной власти субъектов Российской
Федерации».
Структурно
работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком
использованных источников. [1] Официальный текст Конституции РФ с внесенными
поправками от 14.03.2020: опубликован на Официальном интернет-портале правовой
информации http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020. [2]
Собрание Законодательства РФ.1999. № 42. Ст. 5005.
Заключение:
Рассмотрев основные особенности
правового статуса органов законодательной власти в субъекте РФ, можно прийти к
следующим выводам.
1. Федеративное устройство РФ основано на принципах
государственной целостности, единства системы государственных органов власти,
разграничения предметов ведения и полномочий, равенства прав всех субъектов РФ.
Субъектам РФ предоставлена самостоятельность в решении всех вопросов
управления, которые не относятся к ведению РФ или к совместному ведению РФ и
субъектов. Для решения этих вопросов в каждом субъекте РФ образуется система
органов власти, состоящая из высшего должностного лица субъекта РФ, законодательного
органа и системы исполнительных органов.
2. Для РФ характерна федеративная форма
государственного устройства, в которой субъектам федерации предоставляются
возможности создания собственных органов власти и принятия самостоятельных
решений по некоторым вопросам управления, а также принятия собственных законов,
установления налогов, формирования собственных бюджетов и т д. Федеративная форма государственного
устройства установлена исторически и
связана с необходимостью организации
управления на большой территории. В процессе деятельности органов власти
субъектов РФ возникают определенные спорные вопросы, которые связаны прежде
всего с разграничением полномочий между федерацией и субъектами.
3. Орган законодательной власти субъекта РФ
формируется на основе проведения всеобщих выборов на территории
соответствующего субъекта. Он выполняет законодательные и представительские
функции. Одной из основополагающих функций выступает принятие законов, как
основополагающих нормативных актов субъекта РФ, которые регламентируют вопросы,
относимые к совместному ведению РФ и субъекта, а также к исключительному
ведению субъекта РФ. Законодательным органом Республики Мордовия является
Государственное собрание. Государственное собрание выполняет все
законодательные и представительские функции в рамках республики.
4. Органы законодательной и исполнительной власти в
пределах своих полномочий взаимодействуют. Например, представители одной
системы органов могут участвовать в заседаниях, проводимых другими органами
власти. Законодательный орган может участвовать в формировании исполнительного
органа, если это предусмотрено актами субъекта РФ. Указанное взаимодействие
осуществляется в целях повышения эффективности деятельности рассматриваемых
органов.
Фрагмент текста работы:
I КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
СУБЪЕКТОВ РФ 1.1. Основные принципы
федеративного устройства РФ По своему территориальному устройству РФ является федеративным
государством, то есть состоит из равноправных территориальных образований –
субъектов федерации, обладающих некоторой самостоятельностью в управлении. Федеративный характер российского государства
определен в ст. 1 Конституции РФ. Территории субъектов РФ были образованы на
основе сочетания двух принципов: территориального и
национально-территориального.
Национально-территориальный принцип означает, что образование субъекта
тесно связано с национальностью проживающих на территории данного субъекта
граждан. По этому принципу образованы республики и автономные округа. Иные субъекты федерации (края области, города
федерального значения) были сформированы по территориальному принципу, то есть
в зависимости от особенностей административного деления. «Россия представляет
собой уникальное федеративное государство, не имеющее аналогов среди зарубежных
федераций. Современная российская федеративная государственно-правовая система
объединяет самое большое в мире число субъектов федерации, образованных на
основе сочетания национального и территориального принципов, обусловливающих
особенности в правовом положении субъектов РФ»[1].
Принципы
федеративного устройства — это общие начала, на которых строятся
взаимоотношения федерации и субъектов. Они определены в Конституции РФ в
составе основ конституционного строя.
Ст. 5 Конституции РФ закрепляет основные принципы взаимоотношений
федерации и ее субъектов. К ним относятся следующие принципы:
1. государственной целостности,
2. единства системы государственной власти,
3. разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти РФ и субъектов РФ,
4. равноправия и самоопределения народов в РФ,
5. равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с
органами государственной власти.
«Государственная
целостность Российской Федерации означает, что Российская Федерация
представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое
государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым
экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством
федерального права»[2].
Принцип
государственной целостности является одним из основополагающих не только в
свете взаимоотношений федерации и ее субъектов, но и в свете определения самой сущности государственного
механизма. Он означает, что территория
государства является неделимой. Субъекты РФ не являются государственными
образованиями и не могут самостоятельно выходить из состава федерации.
Государственная территория, на которой осуществляется управление, является
единой. Это подчеркивается установлением в конституции принципа единства
экономического пространства и установлением единой денежной единицы – рубля. В
юридической литературе содержится следующее определение суверенитета:
«Государственный суверенитет (от французского souverainete — верховная власть) — это
важнейшее неотъемлемое свойство государства, выражающее верховенство,
независимость, полноту, исключительность и единство государственной власти
данной страны»[3].
Принцип единства
системы государственной власти выражается в
том, что федеральные органы государственной власти образуют единую
систему, обладающую верховенством в управлении, в том числе по отношению к
органам государственной власти субъектов. Наличие двух систем органов
государственного управления в федеративном государстве не отменяет действия
принципа единства государственной власти.
Полномочия органов государственной власти федерации и субъектов четко
разделены. Законы и иные нормативные
акты, издаваемые федеральной властью, обладают верховенством по отношению к
законодательству субъектов. Кроме того, в сфере исполнительной власти органы
федерации и субъектов РФ образуют единую систему. [1]
Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма /
С.В.Нарутто // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 9. — С. 56. [2]
Червонюк В.И Конституционное право России.- М.: Норма, 2016. — С. 88. [3]
Енгибарян Р.В. Конституционное право Учебник для вузов / Р.В.Енгибарян
Э.В.Тадевосян . – М.:Норма, 2017. — С. 120