Курсовая теория на тему Функции декораций в пьесе Леонида Андреева «Жизнь Человека»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 6
1.1. Специфика драмы как рода литературы.. 6
1.2. Принципы экспрессионизма как литературного течения. 11
1.3. Высказывания Л. Андреева, критиков и литературоведов
о специфике его драматургических экспериментов. 15
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 21
Введение:
Актуальность данной темы
определяется тем, что Леонид Андреев – один из самых ярких писателей рубежа
19-20 вв., его произведения включены в школьную программу по литературе. Достаточно
полно изучена проза писателя, о драматургии написано меньше. Сам автор называл
свою драматургию «театром панспихизма». Помимо реалистических пьес, Андреев
создавал и пьесы экспрессионистские.
Пьеса «Жизнь человека» —
самая, пожалуй, известная пьеса этого автора. Это философское экспериментальное
произведение, в котором обнаруживаются самые разные традиции, от романтизма до
символизма. Обращает на себя внимание поэтика очень развернутых ремарок – в них
прямо формулируется мысль автора. В пьесе ремарки выполняют разные функции:
обстановочные, характеризующие персонажей и т. д. Но есть особые новаторские
ремарки, их невозможно показать на сцене. Их связывают с раздумьями автора –
драматурга на тему судьбы. Поэтому мы выбрали в качестве темы своей курсовой
работы анализ ремарок в пьесе «Жизнь Человека».
Нам кажется (пока это
гипотеза), что сюжет пьесы Леонида Андреева является иллюстрацией ремарок. Это
было новшеством в драматургии начала 20 века. Именно поэтому будет очень
интересно проанализировать, как Леонид Андреев смог вывести драму как жанр на
новый этап в литературе.
Также очень интересно
посмотреть на театральные эксперименты, связанные с новшествами в драматургии,
и их «следы» в современном театральном искусстве.
Цель данной работы:
выявить функции ремарок в пьесе Леонида Андреева «Жизнь человека»
Задачи курсовой работы:
1) Реферативно осветить
специфику драмы как рода литературы
2) Ознакомиться с
принципами экспрессионизма как литературного течения.
3) Проанализировать
высказывания самого Л. Андреева, критиков и литературоведов о специфике его
драматургических экспериментов.
4) Обнаружить проявление
экспрессионизма в ремарках, сопровождающих действие в пьесе «Жизнь Человека».
Объект исследования:
функции ремарок в пьесе Л. Андреева «Жизнь Человека».
Предмет исследования:
проявление принципов экспрессионизма в ремарках.
Степень изученности драматургии Л. Андреева.
Анализ творчества драматурга предпринят К.Д. Муратовой в работе «Творчество Л.
Андреева», Л.А. Иезуитовой «Творчество Леонида Андреева». Н. Старосельская в
работе «Драматургия Леонида Андреева: модерн 100 спустя» делает подробный
анализ пьесы Андреева. А.В. Богданова в статье «Между стеной и бездной» и Н.
Скороход в книге «Леонид Андреев» описывают жизненный и творческий путь Леонида
Андреева. (+Б. С. Бугров «Леонид Андреев. Проза и драматургия»).
В своём исследовании я
также опираюсь на работы по экспрессионизму И.С. Куликовой «Экспрессионизм в
искусстве», диссертацию Н.С. Пестовой «Лирика немецкого экспрессионизма:
Профили чужести» и монографию «Случайный гость из готики: русский австрийский и
немецкий экспрессионизм» (+ Н. В. Сергеевна «Поэзия немецкого экспрессионизма и
её русская рецепция (1920 годы)», В.Н. Терёхина «Русская культура и
экспрессионизм», «Экспрессионизм в русской литературе первой трети 20 века:
Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика»).
Структура работы: в
первой главе будут освещены следующие теоретические аспекты: 1) специфика драматургии
как рода литературы, ремарки и их функции в пьесе; 2) экспрессионизм, его эстетическая программа,
театральные эксперименты
Во второй главе будет
представлена общая характеристика, история создания и постановка пьесы. Также будет
предпринят самостоятельный анализ ремарок в пьесе Леонида Андреева «Жизнь
человека»
Заключение:
В начале XX века театр
Л.Андреева стал уникальным и необыкновенным явлением. В начале своего
творческого пути, увлекшись философией А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, погрузившись полностью
в их идеи, он пишет такие рассказы как «Бездна», «Красный смех» и др., в
которых отражается вся безысходность человеческого существования. За что с
легкой руки Н.К.Михайловского был назван «писателем отчаяния». Впоследствии
Л.Андреев переключается на драматургию. Отчаяние сменяется позицией социального
пессимизма. Он постепенно, как художник и мыслитель, приходит к заведомой
относительности событий во внешней и политической сферах жизни, которые в свою
очередь не в состоянии переменить природу человека. Разрабатывается новая
театральная эстетика, а сам писатель становится ярким выразителем тенденций
искусства условной драмы, не предполагающей внешней событийности, и все
действия в которой протекают на фоне бутафорских декораций. Главными пьесами становятся
«Жизнь человека» и «Анатэма».
В
финальной картине пьесы, давая описание присутствующих персонажей, автор делает
акцент на отвратительности и ужасности их образов. Лица Пьяниц сравниваются с
масками – с диспропорционально увеличенными или уменьшенными частями лица,
создающими впечатление полной безысходности. Пагубность положения усиливается
за счет описания «свечи жизни», мерцающей сине-могильными бликами. В этой сцене
Л. Андреев описывает также танец, который становится одним из главных мотивов
пьесы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты исследования
1.1. Специфика драмы как рода литературы
Драма — род литературы, предназначенной для постановки на
сцене. Мы идём в театр смотреть спектакль, в котором игра актёров соединена со
словом. Это действо называется драмой, причем действие «совершающееся», а не
«свершившееся».
«Драма называется
"действом", ибо подражает действующим лицам», — объяснял Аристотель
(384 -322 до н. э.). События происходят на сцене на глазах у зрителей.
Главная фигура на сцене — герой. Он сам и его жизнь
раскрываются через действия и высказывания персонажей. Формы словесного
выражения их состояний и действий есть диалог, монолог и реплика. Они передают,
что думают и чувствуют герои, как относятся друг к другу, какие действия
совершают и почему. Для понимания героев важно не только то, что они говорят,
но и как они говорят.
Автор в драме присутствует только в ремарках. В них
сообщается о месте действия, его участниках (портрет, одежда, жесты, интонация
и т. п.), иногда даётся информация о пейзаже, интерьере.
Понятие "драма" употребляется в двух смыслах:
оно называет и род литературы, объединяющий произведения со сходными
признаками, и драматический жанр, имеющий, кроме общих, и специфические черты.
Драматические произведения всех жанров в совокупности называются драматургией.
Своим рождением драма обязана Древней Греции. "Драма
родилась на площади и составляла увеселение народное", — говорил Александр
Пушкин. На народных празднествах во время обрядов исполнялись песни, которые со
временем стали сопровождаться игрой. Из этой игры и песен хора выросли
греческая драма и театр.
Основные черты драмы как рода литературы:
· предназначена для постановки на сцене;