Карнавальные культуры Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Фундаментальные отличия игры от обрядов, ритуалов, аттракционов.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание……………………………………………………………………………………….. 1

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

1.1. Соотнесение игры и элитарного
искусства
……………………………………… 5

1.2. Определение понятий обряда,
ритуала, аттракциона. Особенности функционирования
……………………………………………………………………………… 8

Вывод………………………………………………………………………………………………. 14

Список литературы…………………………………………………………………………… 15

 



  

Введение:

 

Исследование произведений
культуры в настоящее время требует не только профессионального анализа и
практических навыков, но и теоретических обобщений, что особенно актуально,
учитывая многообразие стилей и духовно-визуальные контрасты современных
направлений культуры, изобразительного искусства в частности. Наряду со столь
распространёнными в современных экспозициях предметами «актуального» искусства
исключительно значимо сохранение исконных духовно-художественных устоев, основ
классического искусства, традиций реализма, школы мастерства.

Учитывая вышесказанное,
очевидна актуальность обращения к теоретическим исследованиям и
положениям для ответа на ряд спорных вопросов: должно ли быть создание
произведения искусства связано с традицией; отрицает ли традицию новаторское
для своего времени произведение.

Объект исследованияособенности проявления игры и обрядов,
ритуалов, аттракционов в культурологическом аспекте.

Предмет исследованияразличия в практическом применении
зрелищных мероприятий в человеческой деятельности.

Цель исследования — выявление фундаментальных
различий в проявлении, использовании и функционировании игр, обрядов, ритуалов
и аттракционов.

Задачи исследования:

1. Изучить понятия игры, обряда, ритуала и аттракциона.

2. Рассмотреть характерные для этих понятий особенности
функционирования.

3. Выявить фундаментальные различия путём сопоставления
исторического материала.

4. Определить возможные связи рассматриваемых понятий.
Выявить границы действия.

5. Выявить и определить значение игр, обрядов и ритуалов
для практической жизнедеятельности общества.

Методы анализа — сравнительно-исторический,
культурно-типологический, описательный.

Материал исследования — обряды,
ритуалы и аттракционы, их особенности функционирования.

Практическая значимость работы.
Результаты работы могут быть использованы в процессе преподавания таких
культурологических дисциплин, как «История искусств», а также спецкурсов и
спецсеминаров, посвященных исследованию особенностей зрелищных мероприятий.

Структура работы. Работа состоит из введения,
теоретического освещения проблемы, выводов и списка литературы. Первый пункт включает
в себя структурные особенности игры, во второй входит определение понятий и
особенностей функционирования обрядов, ритуалов и аттракционов.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из всего рассмотренного
материала можно сделать вывод о том, что игра является важнейшей составляющей
всей карнавальной культуры. Она может быть частью как частью элитарного
искусства, так и оккультных единиц.

Обряды и ритуалы в отличие
от игры являются самостоятельными единицами.

Обряды, ритуалы,
аттракционы и игра являются основами образования культуры разных народов,
однако вектор направления у них абсолютно разный.



 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Соотнесение
игры и элитарного искусства

 

Театр — сложный
социокультурный феномен. Но прежде, чем рассматривать эту динамичную систему
элементов как предмет культурологического исследования, необходимо определиться
с её границами. Она не существует изолировано от социокультурного пространства,
т. е. в совокупном единстве своих составных частей выступает элементом более
сложной системы, элементом феномена высшего системного уровня — культуры.
Говорить о четких неизменных границах театра, как социокультурного феномена,
крайне сложно. Они изменялись не только с течением исторического времени, но и
не определены в силу теоретических разночтений авторских и предметных подходов,
а также, вероятно, в силу специфики самого явления. В этой связи в
межпредметном дискурсе целесообразно говорить о социокультурном фронтире
[2] театра, поскольку это понятие включает в себя как некоторую пограничную
определенность, так и динамичность границ, их ландшафтную изменчивость.
Методически существенным здесь является гносеологический принцип разделения:
что является театром, а что составляет природу окружающих его социокультурных
феноменов.

Рассмотрим важнейшие, на
наш взгляд, фронтиры и пересечения игры и театра в контексте современного
межпредметного дискурса. Цель работы не составляет всеобъемлющий обзор
проблематики пересечения и разграничений социокультурных феноменов игры и
театра. Через их соотношения постараемся подчеркнуть сущностные признаки театра
и выделить то, что однозначно им не является.

Слово «театр» пришло из
греческого языка, где театрон — место для зрелищ, дословно означает «посмотри
на меня». Чтобы «посмотрев на меня» зритель остался в восторге, дав «мне»
положительную оценку, «мне» нужно показать ему нечто достойное и уж точно не
«самого себя», потому что «меня» повседневного он неоднократно уже видел, да и
сам таким является. Театр, таким образом, имеет игровую природу в плане
организации своего пространственно-временного континуума
[9],
отличительного от повседневности: он всегда имеет место (пространство) и протяженную
во времени процедуру «смотрин», включающую ценностно-оценочные
эстетико-этические отношения смотрящего (зрителя) и осматриваемого
(коллективного или индивидуального субъекта, дающего представление). В этом
смысле театр, как и игра в заданном Й. Хейзингой определении
[12], имеет свой собственный, отличительный от повседневной жизни хронотоп4.
Принять точку зрения П.С. Гуревича, что игра в отличии от деятельности
непродуктивна
[4], по отношению к театру, как, пожалуй, и к любому
виду искусства, имеющему временную протяженность, было бы наивно. Игра включает
в себя деятельность, только направляет её на изменение окружающего мира не
непосредственно, а опосредовано через изменение субъектов игры и деятельности
(игрока / игроков и зрителя / зрителей), т. е. через производство культуры как
надбиоло-гической программы жизнедеятельности
[13].

Если Й. Хейзинга считает,
что в сущность игры человечество ничего особенного не прибавило на протяжении
своей истории, что игра остается особым занятием высоко организованных
биологических видов, то опираясь на А. А. Ухтомского, стоит его поправить. Игра
в человеческом измерении порождает ценностные отношения, становится
интеллектуальной и только в этом качестве обретает продуктивность, производит
культуру.

Театр, таким образом, не
просто зрелище, а зрелище интеллектуальное, рассчитанное на интеллектуальный
акт признания зрителем за исполнителем достаточной степени интеллекта для
отрыва от повседневности, для придания происходящему особого качества действия:
действия не направленного непосредственно на изменение окружающего мира, но в
то же время не изолированного от действительности, отражающего и
интерпретирующего реальность. Утверждать в приведенном контексте, что театр
заимствуется Европой из Античности, а из Италии другими народами мира, означает
ограничить интеллектуальный потенциал последних. Театр — не греческое
изобретение, назван он греческим словом лишь в контексте увлеченности
интеллектуалов Древнего Рима, а позже и Ренессанса всем антикварным.
Театральность, в смысле постановок театрализованного действия, свойственна всем
культурам, любой ритуал изначально театрализован и интеллектуален
[8].

Вместе с тем, театральное
действие следует отграничить от игры в целом, иначе любая игра будет
восприниматься как театрализация, что расширит понятие театра до бесконечности.
Простой видовой принцип типологизации здесь не приемлем, поскольку так или
иначе игра не покидает театральное действие. Очевидны системные связи игры и
театра: игра явление более общего характера, в то время как театр является и
особенным элементом игры, и использует игру как инструмент. Следует выделить
два системных уровня игры: первый — игра как особая система интеллектуальных
отношений (социальный феномен) представляет более общий системный уровень (над
театрализацией, процессом творения театра); второй — игра является средством
театрализации (театр над игрой), — это частный случай, присущий темпоральным
видам искусства
[6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы