Курсовая теория на тему «Фресковые росписи Сандро Боттичелли в Сикстинской капеле (1481-83). Программа и художественное решение»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ИСТОРИЯ РОСПИСИ СИКСТИНСКОЙ
КАПЕЛЛЫ.. 4
1.1 Общая программа и художественное
решение росписи Сикстинской капеллы 4
1.2 Мастера, принимавшие участие в
росписи капеллы в
1480-х годах. 5
2. ФРЕСКИ СЕКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ.. 7
2.1 «Искушение Христа» Сандро
Боттичелли. 7
2.2 «Сцены из Жизни Моисея» Сандро
Боттичелли. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
Иллюстрации 26
Введение:
При упоминании Сикстинской
капеллы в памяти в первую очередь всплывает знаменитая роспись потолка и
алтарной стены Микеланджело в Ватикане. В названии знаменитой ватиканской
капеллы (рис. 1) увековечено имя ее кватрочентистского заказчика — понтифика
Сикста IV (в миру — Франческо делла Ровере) — выдающегося религиозного и
политического деятеля, а также одного из наиболее ярких меценатов эпохи
Возрождения в Риме. Этой капелле посвящено бесчисленное множество исследований
([3; 6; 7; 8; 18] и др.)
Актуальность исследования
обусловлена тем, что особое место в монументальной живописи последней трети
века занимают три библейские композиции Боттичелли в Сикстинской капелле в
Ватикане (1481-1482). Превосходно вписываясь в один из самых обширных и
торжественных фресковых ансамблей 15 века, в создании которого участвовали
также Гирландайо, Перуджино, Пинтуриккио, Синьорелли и Росселли, композиции
Боттичелли выделяются своей драматической насыщенностью, взволнованностью
языка, нервной стремительностью развития действия.
Цель работы: Представить
анализ художественных особенностей фресок, исполненных С. Боттичелли и его
мастерской.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
1. Проследить историю создания росписей
Сикстинской капеллы;
2. Охарактеризовать общую
программу фресок Сикстинской капеллы, выполненных мастерами XV века;
3. Охарактеризовать
стилистические особенности фресок, созданных мастерской С. Боттичелли.
Объект исследования:
Фресковые росписи Сандро Боттичелли и его мастерской, выполненные в Сикстинской
капелле (1481-1483).
Предмет исследования:
Художественные особенности фресок С. Боттичелли в Сикстинской капелле
Ватикана. Анализом и изучением особенностей
фресковой росписи Сандро Боттичелли занимались ученые-искусствоведы в разный
период времени: Н.Ю. Счилина (2016), У.П. Доброва (2017), И.Ю. Руднева (2019),
П. Волкова (2020), А. Чудова (2020), С.И. Козлова (2020), И.В. Костычева
(2020), Е.И. Тараканова (2021), Н. Сорокина (2022) и многие другие.
Методы исследования: метод
формально-стилистического анализа, метод иконографического анализа.
Структура работы: работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обозначены цель и
задачи работы, объектно-предметная область исследования, методы и методология,
а также обоснована актуальность работы.
Первая глава посвящена изучению
истории росписи Сикстинской капеллы. Основным мастерам и художникам, которые
занимались фресковой росписью.
Во второй главе рассмотрены
основные фрески, которые украшают Сикстинскую капеллу, в частности работы
Сандро Боттичелли.
Заключение служит завершением
работы, в нем представлены основные выводы по работе и по творчеству Сандро
Ботичелли.
Заключение:
В данной работе мы рассмотрели
Боттичелли как классического и крайне значимого художника эпохи Возрождения.
Нами были перечислены содержательные и формальные нормативы ренессансного
идеала. На страницах данной работы мы показали, что произведения Боттичелли
полностью им соответствуют. Это можно проиллюстрировать например тем, что когда
художники XV-XVI вв. изображают библейские персонажей в костюмах и интерьере
своего времени, то это нисколько не смущает зрителя. Но когда то же самое
проделывает художник XIX века, то такое поведение вызывает у этого зрителя
резко негативную реакцию. Локальный натурализм в смысле копирования элементов
имеется как в том, так и в другом случае. Почему же в первом случае этот
натурализм увеличивает выразительность картины, а во втором, напротив,
значительно ее снижает? Очень точный ответ на поставленный вопрос дал Гофман
еще в первой четверти XIX века: «Тогда… священная история входила в жизнь
людей, тесно сплеталась с нею: каждому казалось, что чудесное произошло у него
на глазах… Поэтому священное событие, над которым задумывался благочестивый
художник, сливалось для него с окружающей действительностью; ему казалось, что
оно происходило среди людей его времени, и он изображал его таким, каким оно
представлялось его воображению».
Гармоничность картин Боттичелли
доказывает то, насколько художник был проникнут ренессансным идеалом
благородного человека. В настоящее время Боттичелли признается выдающимся живописцем
большинством искусствоведов. Но как относились к Боттичелли его современники?
На это трудно ответить, потому что свидетельства того времени чрезвычайно
редки. Но в манускриптах Леонардо назван по имени только один художник, и этот
художник «наш Боттичелли». Слова Леонардо никогда не бывают случайны. В этом
упоминании оставлено важное свидетельство того, что Боттичелли умели ценить
проницательные люди тех времен.
«Из тени в свет перелетая…» —
эта фраза описывает полностью всю его жизнь. Его темная, не известная нам,
биография жила параллельно с жизнью его знаменитых работ. Они являются светлой
частью «темного» художника. О них говорят многие, и так же много это значит для
нас. Только через них мы можем его познать.
Фрагмент текста работы:
1.
ИСТОРИЯ РОСПИСИ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ
1.1
Общая программа и художественное решение росписи Сикстинской капеллы Сикстинская капелла – это папская
капелла в Ватиканском дворце, возведенная в 1473-81 годах архитектором Джованни
деи Дольчи для папы Сикста IV (отсюда и ее название). Она славится своими
фресками эпохи Возрождения.
Сикстинская капелла представляет
собой прямоугольное кирпичное здание с шестью арочными окнами на каждой из двух
главных (или боковых) стен и бочкообразным сводчатым потолком [2]. Внешний вид
часовни тусклый и без украшений, но ее внутренние стены и потолок украшены
фресками многих флорентийских мастеров эпохи Возрождения. Фрески на боковых
стенах капеллы были написаны с 1481 по 1483 год. На северной стене находятся
шесть фресок, изображающих события из жизни Христа, написанные Перуджино,
Пинтуриккио, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайои Козимо Росселли. На южной
стене – шесть фресок, изображающих события из жизни Моисея Перуджино,
Пинтуриккио, Боттичелли, Доменико и Бенедетто Гирландайо, Росселли, Луки
Синьореллии Бартоломео делла Гатта. Над этими работами небольшие фрески между
окнами изображают различных пап. Для больших торжественных случаев нижние части
боковых стен были покрыты серией гобеленов, изображающих события из Евангелий и
Деяний Апостолов. Они были разработаны Рафаэлем и сотканы в 1515-19 годах в
Брюсселе.
Наиболее важными произведениями
искусства в часовне являются фрески Микеланджело на потолке и на западной стене
за алтарем. Фрески на потолке, известные под общим названием Сикстинский
потолок, были заказаны папой Юлием II в 1508 году и были написаны Микеланджело
в период с 1508 по 1512 год. Они изображают события и персонажей из Ветхого
Завета. Фреска Страшного суда на западной стене была написана Микеланджело для
папы Павла III в период с 1534 по 1541 год. Эти две гигантские фрески являются
одними из величайших достижений западной живописи10-летняя очистка и
реставрация потолка Сикстинской капеллы, завершенная в 1989 году, удалила
накопление грязи, дыма и лака за несколько веков. Очистка и реставрация
Страшного суда была завершена в 1994 году [4]. Потолочные росписи Сикстинской
капеллы Микеланджело стали олицетворением искусства Высокого Ренессанса,
периода, который обычно считается охватывающим десятилетия между 1490 и 1530
годами. Как собственная часовня папы, Сикстинская капелла является местом
проведения основных папских церемоний и используется Священной коллегией
кардиналов для избрания нового папы, когда есть вакансия.
1.2
Мастера, принимавшие участие в росписи капеллы в
1480-х годах Сикстинская капелла была
построена по приказу папы Сикста IV, от которого она получила название, между
1477 и 1481 годами по проекту архитектора Баччо Понтелли. Часовня была
построена на фундаменте ранее существовавшей Палатинской капеллы. Намерение
папы состояло в том, чтобы создать великолепное место, где соответствующие
литургические церемонии могли бы проходить в присутствии самых важных личностей
в Риме. Знаменитые флорентийские художники того периода, такие как Сандро
Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо, посланные владыкой Флоренции
Лоренцо Медичи, который хотел примириться с папой, украшали стены часовни,
начиная с 1481 года [1].
Снаружи Сикстинская капелла
выглядит впечатляюще: она имеет размеры храма Соломона, возведенного в
Иерусалиме в X веке до нашей эры (40,23 м в длину, 20,70 м в высоту и 13,41 м в
ширину). Она находится внутри ватиканских дворцов без какого-либо внешнего
доступа: таким образом, несмотря на значительный размер, ее нелегко увидеть
снаружи. Лучший способ увидеть ее внешнюю структуру-купол Святого Петра.
Пропорции трех сторон (M 40.23×20.70×13.41)
придают интерьеру сильную вертикальность. Мраморный барьер, украшенный Мино да
Фьезоле, отделяет часть, предназначенную для священников, от части,
предназначенной для верующих. Пол сделан из полихромных инкрустаций, из
мрамора, вывезенного из остатков Древнего Рима. Южная стена и северная стена
показывают цикл фресок, касающихся, соответственно, историй Моисея и историй
Христа, чтобы показать преемственность между Ветхим и Новым Заветом. Эти фрески
были реализованы между 1481 и 1483 годами известными художниками (Перуджино,
Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо)
и являются первоначальным живописным украшением капеллы. Первоначально потолок
был украшен простым голубым небом, усеянным золотыми звездами, нарисованными
Пьером Маттео Д’Амелией, в соответствии со средневековой традицией. Творения Микеланджело
выполнены позже: они датируются 1508-1512 (потолок) и 1536-1541 (Страшный суд
на стене алтаря).
Две боковые стены разделены на
три полосы. Нижняя полоса украшена искусственным занавесом, промежуточная
полоса содержит 12 панелей с циклом фресок об историях Моисея и Христа, а
верхняя полоса, на уровне окон, содержит портреты пап-мучеников. Хотя этот цикл
фресок был реализован несколькими разными художниками, от Перуджино до
Боттичелли и Пинтуриккио, результат гармоничен и унитарен, из-за уникальной
размерной шкалы были приняты схожие пагинации и общие тональности [3].
Поводом, который подтолкнул папу
Юлия II, племянника Сикста IV, к заказу нового украшения потолка, была широкая
трещина, которая сильно повредила небо, нарисованное Пьерматтео д’Амелия.
Микеланджело уже работал на Юлия II: фактически он ваял гробницу папы, и ему не
нравилось прерывать эту работу. Кроме того, он чувствовал себя скульптором, а не
художником, хотя его ученичество в магазине Гирландайо, где он изучил технику
фрески. Он сказал, что Рафаэль больше подходит для этой работы, чем он.
Отношения между художником и папой римским стали бурными. Наконец, Юлий II
встретил Микеланджело в Болонье в 1507 году и заставил его принять работу.