Курсовая теория Гуманитарные науки История

Курсовая теория на тему Французская революция 18 века: современные дискуссионные проблемы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Современная история о причинах французской революции 7
1.1. Социально – экономические причины французской революции 7
1.2. Духовно – нравственные причины французской революции 12
1.3. Политические причины французской революции 13
ГЛАВА 2. Движущие силы революции и их отражение в современной истории 16
2.1. Движущие силы революции: основные дискуссии и их развитие до двухсотлетнего юбилея французской революции 16
2.2. Движущие силы революции: основные интерпретации, дискуссии и подходы современных историков 18
ГЛАВА 3. Отражение социальных последствий французской революции в современной истории 22
3.1. Основные исторические направления и проблема изучения последствий французской революции 22
3.2. Отмена сословной иерархии и изменения в дворянском сословии как последствия французской революции 24
3.3. Капитализм и становление земельного крестьянства как последствие французской революции 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………35

  

Введение:

 

Актуальность. В начале нашего исследования сразу отметим, что Франция накануне первой революции, в конце XVIII века, являлась одной из самых богатейших и густонаселённых стран Европы (по численности населения уступая только Российской империи – 27 млн. против 30 млн.). Французское королевство в течение всего XVIII века – страна № 2 в мире (после Великобритании) по уровню развития объёма промышленности, трансокеанической колониальной торговли и капиталистического производства .
События Великой французской революции повлияли на все мировые процессы.
Выдающиеся буржуазные революционеры XIX столетия – от Венесуэлы до Ирландии или Индии, – с гордостью апеллировали к именам Дантона и Робеспьера и восхищались «сверхчеловеческим гением» Наполеона. Они не испытывали ни малейших моральных терзаний по поводу гильотины, попранных алтарей, пожаров Вандеи и фанатичных бойцов «больших батальонов», которые заваливали своими трупами австрийцев и англичан. И при первой же возможности старались на практике повторить все это в своих собственных странах.
Тогда это считалось необходимой платой за исторический прогресс, который отождествлялся с новыми буржуазными порядками, установившимся в результате господства капитализма. А Французская республика – с ее триколором, с беспощадным к врагам народа судом присяжных, экспроприацией богом данной феодально-церковной собственности и лозунгом: «Свобода, Равенство, Братство!» – стала моделью для многочисленных освободительных движений, ведущих свою родословную от кровожадных мятежников, революционеров и богоборцев Парижа.
Однако, как отмечал британский историк Хобсбаум, к концу XX века утвердившаяся у власти буржуазия все больше отождествляла себя не с силами революции, а со «старым режимом», превращаясь в новое дворянство своего времени. Правящий класс уже не думал о низвержении старых порядков, а, наоборот, требовал любой ценой сохранить забуксовавшую глобальную рыночную систему – и его штатные пропагандисты явно предпочитали Марию-Антуанетту бунтарям вроде Марата или Сен-Жюста. Их злопыхательские тексты представляют Великую французскую революцию в виде кровавого балагана, где невозмутимые парижские тетушки занимались вязаньем под мерный стук отрубленных палачами голов. Троцкий писал, что большевик 1917 года не узнал бы себя в большевике 1920-х годов – но с еще большим основанием можно сказать, что либерал XIX столетия никогда не узнал бы себя в либерале XXI века.
События постсоветской эпохи усугубили эту тенденцию. Вслед за отказом от лозунгов строительства коммунистического общества последовал отказ от социалистических идей, а затем под вопросом оказался и сам либерализм – который как ни крути, происходит не только от Джона Локка, но и от героев парижский событий 1789 года. И в результате жертвой ревизионизма явились фундаментальные идеи Просвещения, на основе которых развивалось все человечество – как в Новое, так и в Новейшее время, поэтому тема данной работы актуальна.
Характеристика литературы и источников. Первые попытки исторически осмыслить французскую революцию были предприняты в конце XVIII века в публицистике , в злободневных теоретических трактатах . B духе просветительского рационализма большинство буржуазных авторов – в их числе наследник энциклопедистов Кондорce («Эскиз исторической картины успехов человеческого разума», 1794) – осмысливали революцию как великий переворот, ведущий к торжеству разума и естественных прав человека, включая незыблемое право собственности.
Более глубокой была концепция Барнава («Введение во французскую революцию», 1792). Революцию он считал итогом развития «промышленной» «движимой» собственности, возрастания мощи «народа», под которым он имел в виду прежде всего буржуазию. K пониманию французской революции как борьбы общественных классов – богатых и бедных, собственников и несобственников – подошел теоретик утопического коммунизма Бабёф. Важной вехой в изучении истории французской революции явились труды либеральных историков периода реставрации Ф. Минье («История французской революции», 1825) и А. Тьера («История французской революции», 1823—1827). B французской революции они видели борьбу классов – дворянства и третьего сословия, – которая необходимо должна была завершиться установлением политического господства буржуазии, уничтожением средневековых форм общества и государства.
Объект исследования: Великая французская революция.
Предмет исследования: современные дискуссии о событиях французской революции XVIII века.
Методологическая база: сравнительно –сопоставительный метод материала изложения точек зрения о французской революции.
Метод исторической реконструкции событий французской революции подразумевает полное погружение в интересующую нас историческую обстановку, где учитываются абсолютно все. факторы жизнедеятельности.
Историко – системный метод изложения материала о французской революции позволит проанализировать и выявить постепенное накопление исторических знаний по предмету исследования.
Хронологические рамки: мы придерживаемся точки зрения тех историков, которые считают, что своем развитии французская буржуазная революция прошла две фазы: восходящую, вершиной которой была якобинская диктатура, и нисходящую, начало которой было положено 9 термидора. Хронологические рамки моего исследования 1789 — 1794 гг., то есть восходящая линия развития. В этот период на долю католической религии выпало тяжелейшее испытание. В начале ей пришлось бороться с нападками, направленными против церкви, духовенства, как феодального института, впоследствии эта борьба вылилась в религиозный кризис, кризис веры, который мы теперь называем «дехристианизацией». Но, несмотря на эти тяжелейшие испытания, некоторые изменения, католическая религия сумела не только отстоять свои позиции, но и существенно расширила их. Кроме того, для выявления причин негативного отношения революционного государства к католической церкви в своем историческом исследовании мы обратились к предреволюционному времени.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Великая французская революция – самое крупное событие всемирной истории XVIII в., один из решающих рубежей перехода от феодализма к капитализму, один из мощных ускорителей исторического прогресса.
Великая французская революция с самого начала вызвала живейший интерес в передовых слоях русского общества. Целые поколения, направления русской общественной мысли росли и формировались, подвергая внимательному анализу опыт великой революции.
Появляется большое количество статей, монографий, посвященных деятелям революции. В них даются глубокие психологические портреты, описания личной жизни, духовное состояние исторических личностей, подробно останавливаются на периоде формирования взглядов и убеждений, но самое главное, рассматривается конфессиональная политика деятелей, дается ее оценка, анализ.
Из работ последнего времени хотелось бы отметить работы Блуменау С.Ф. Так в одной из своих статьей он правомерно утверждает, что «недовольство на почве религии быстро переходило в отрицание новой политической системы» в годы французской революции .
Великая французская революция 1789 –1799 годов – по –настоящему народная. В ней приняли участие все слои французского общества: городская чернь, ремесленники, интеллигенция, мелкая и крупная буржуазия, крестьяне.
До революции, как и в Средневековье, монархия охраняла разделение общества на три сословия: первое – духовенство, второе – дворянство, третье – все остальные слои населения. Старинная формула чётко определяла место каждого сословия в жизни страны: «Духовенство служит королю молитвами, дворянство – шпагой, третье сословие – имуществом». Первое и второе сословия считались привилегированными – они владели землёй, не платили поземельного налога. Вместе они составляли 4% населения страны.
Таким образом, мы видим, что к концу XX века стала нарастать неудовлетворенность состоянием изучения французской революции, особенно это касается темы религии, возникает объективная необходимость к ее обновлению, пересмотру целого ряда устоявшихся подходов, укоренившихся оценочных стереотипов.
Обозначенная в начале XXI в. потребность в формировании новой интерпретации французской революции, в частности, способствовала возвращению к изучению социальных аспектов, поскольку для формирования новой целостной концепции необходимо учитывать все аспекты революции, и обращению к опыту сторонников классической интерпретации, поскольку только классическая интерпретация обеспечивала высокую степень концептуализации.
Современная англо –американская историография хоть и движется в намеченном в начале XXI в. направлении, однако все еще далека от построения новой интерпретации, т.к. в ней присутствует плюрализм мнений относительно основных концептуальных моментов и продолжающаяся дискуссия относительно социальных аспектов французской революции, которые в разной степени проработаны англо –американскими историками.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Современная история о причинах французской революции
1.1. Социально – экономические причины французской революции

Великая французская революция – это общее название процессов, охвативших Францию в конце 1780 –х – первой половине 1790 –х гг.
Очень хорошо во Франции в дореволюционное время было развито сельское хозяйство. За несколько десятилетий перед падением монархии, в условиях, казалось бы, «застывшей» феодальной системы хозяйствования, зафиксирован почти двукратный рост сельскохозяйственного валового продукта.
Конечно, «первое» сословие – духовенство – и «второе» сословие – дворянство, составлявшие всего 4% от численности населения, владели значительной долей национального богатства. Однако новейшие подсчёты французских и британских исследователей, вопреки мнению как либеральной, так и марксистской историографии, свидетельствуют о том, что в руках господствующих сословий находилось к концу XVIII века менее трети земель страны. Это, конечно, немало, и с современной точки зрения диспропорционально, но всё равно большая часть земельного фонда Франции находилась в руках лично свободных представителей «третьего сословия», причём не только крестьян, но и промышленников, и предпринимателей; кроме того, сохранялись значительные общинные земли свободного коллективного использования.
И, как ни парадоксально прозвучит это для отечественного читателя, но одной из ведущих сил настоящего прогресса и подлинного христианского просвещения французских крестьян в то время была Католическая церковь, особенно её монастырское землевладение. Именно монашествующее и отчасти «белое» духовенство во Франции при «старом режиме» (точно так же, как и в нашем Отечестве), «просвещая» крестьян, вели не антигосударственную и антихристианскую пропаганду (как это делали сторонники идей Руссо и Вольтера), но пропагандировали новые методы землепользования, а также внедряли новые, привезённые «из обеих Америк» и адаптированные к европейскому климату, высокопродуктивные культуры (в частности, картофель).
Десять лет народ Франции воевал, руководствуясь знаменитой формулой «Liberté, Égalité, Fraternité» . Кровавые перевороты, масса людей, отправленных на гильотину, казнь короля Людовика XVI и главного революционера Максимилиана Робеспьера, войны с соседними государствами – все это и многое другое уместилось в маленький по историческим меркам срок с 1789 по 1799 годы.
Декретами от 8 и 10 октября 1789 года был изменён традиционный титул

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы