Курсовая теория на тему Формы территориального устройства государств
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА.. 4
ГЛАВА II ХАРАКТЕРИСТИКА УНИТАРНОЙ ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. ВИДЫ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ.. 8
ГЛАВА III ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНОЙ ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. ТИПЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ 11
ГЛАВА IV ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Государственное территориальное
устройство является очень важным элементом характеристики любого государства.
Оно отражает способ, по которому происходило историческое складывание земель, а
также современные отношения между центральной властью и властными органами на
местах.
Актуальность исследования
заключается в том, что эта работа иллюстрирует, каким образом в государстве
выбирается та или иная форма территориального устройства, определяя факторы,
которые на это влияют.
Цель работы – изучить типы
территориального государственного устройства.
Задачи, которые необходимо решить
для достижения поставленной цели.
1)Выявить понятие и выделить
признаки государственного территориального устройства.
2)Рассмотреть и охарактеризовать
специфику унитарной формы государственного территориального устройства.
3) Рассмотреть и охарактеризовать
специфику федеративной формы государственного территориального устройства.
4)Изучить особенности
территориального устройства Российской Федерации.
Предмет исследования –
государственное территориальное устройство.
Объект исследования – типы
государственного территориального устройства.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Дискуссии о преимуществах и
недостатках той или иной формы государственного территориального устройства
велись с глубокой древности. В современном мире принято выделять три формы –
федеративную, унитарную, конфедеративную. Эти три формы различаются уровнем
самостоятельности государствообразующих субъектов, которая возрастает в таком
порядке: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Выбор той или иной формы правления
обусловлен массой факторов, которые имели вес в момент создания государства.
Таким факторами могут являться: внешнеполитическая обстановка, менталитет,
культурные традиции, условия, на которых части государства исторически входили
в состав страны.
Типы государственного
территориального устройства делят на простые и сложные. Простые типы не
допускают наличия самостоятельности у субъектов, из которых состоит
государство. Сложные типы эту самостоятельность допускают. В этом случае,
пределы самостоятельности регулируются конституцией той или иной страны в
каждом конкретном случае.
2.Унитарное государственное
территориальное устройство подразумевает, что государство состоит из
территориальных единиц, которые не имеют какой – либо самостоятельности. Они не
могут принимать свои законы, не имеют своих органов управления, а также не
могут являться частью международной политики, не имеют они также и права выхода
из состава государства.
Исторически, такое
государственное устройство присуще государствам с моноэтническим составом
населения, что связано с историческим ростом централизации, а также
экономическими и политическими потребностями общества в конкретный исторический
период.
Однако, есть полиэтнические
страны, которые имеют унитарную форму, например, Испания и Северная Ирландия.
Здесь сильны межнациональные конфликты, поскольку такая форма устройства не
учитывает интересы малых народов.
3. Федеративная форма
территориально – государственного устройства предполагает, что государство
состоит из субъектов, каждый из которых имеет определенные права, в зависимости
от условий конституции, вплоть до выхода субъекта из состава государства.
Каждый субъект федерации будет
иметь свое правительство, законодательство, бюджет, герб, флаг, гимн,
гражданство, конституцию. Однако, ничего из вышеперечисленного не должно
противоречить федеральной конституции, которая является основным законом
государства.
Также стоит выделить типологию
федераций. Территориальные – в их процессе создания главную роль играла
география. Национальные – основаны по национальному признаку. Комбинированные –
влияли оба фактора. Есть федерации симметричные, в которых субъекты имеют
равные права, и ассиметричные, в которых права у субъектов разные.
4. Идеальным вариантом является
совершенствование самой Конституции Российской Федерации с изменениями и
дополнениями. На этот раз это законно самый чистый, но достаточно длинный и не
всегда реальный. Это толкование Конституционным Судом Российской Федерации
отдельных статей Конституции Российской Федерации и принятие федеральных
конституционных и федеральных законов по темам федерализма, решение которых
допускается в виде законодательного регулирования и в определенной степени
направлено на исполнение и конкретизацию судебных актов толкования российской
Конституции.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ
И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
На протяжении всей истории
развития государства и прав было выражено десятки, если не сотни различных
мыслей и суждений по вопросу о форме государства. Различные подходы и варианты
были предложены для решения этой проблемы. Даже в Древней Греции и Риме
философы и юристы выражали разные, иногда очень противоречивые мнения и
суждения о том, что следует понимать под формой государства, какие формы
государства существуют, как они отличаются друг от друга.
Один из величайших мыслителей
древности, Платон, например, пришел из того факта, что идеальной формой
правления "идеального государства" как государства "лучшим из
благородных" является "законная сила немногих" – аристократия.
Кроме того, он выделял и считал "законную монархию " — королевскую
власть и "незаконную" — олигархию.[1]
Платон создал целое учение о
динамике общественной жизни и сдвиге, основанное на развращении человеческой
природы, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно
этому учению, не могут быть вечными. Государство может ухудшить и,
следовательно, изменить свои формы в одном направлении.
О разнообразии форм государства развил
свои взгляды и ученик Аристотеля-Платон и, следовательно, его критик.
Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в
государстве, Аристотель определил ее на основе числа правящих (одного, немногих
или большинства), как монархию, аристократию или политику-демократию.
Эти формы государства считали их "правильными",
потому что они рассматривали в них общую пользу правителей. Каждая из данных
"правильных" форм может быть легко искажена и превращена в
соответствующие "неправильные" формы – тиранию, олигархию или охлократию.
Правители использовали "неправильные" формы, по словам Аристотеля,
только [1] Бялт В. С. Теория государства и права в схемах :
учеб. пособие для СПО / В. С. Бялт. — М.: Издательство Юрайт, 2018. С 116
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 5
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УНИТАРНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. ВИДЫ УНИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ 10
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ЕЕ ВИДЫ 16
4. ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Территориальная организация государственной власти является одной из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлению регионов к большей самостоятельности.
Всякие перекосы в сфере государственного устройства достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность действий центра по отношению к регионам — путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.
Вопрос государственного устройства — это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна. Есть стабильные государства — с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, «искусственно» созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям (пример Югославии).
Для России форма государственного устройства особенно актуальна в силу исторических и национальных причин. Она прошла эволюцию своего становления от объединения единоплеменных территорий, добровольного или насильственного присоединения народов до образования Российской империи, Советского Союза и их распада.
Федерация в России — это исторический результат поиска путей оптимального государственного устройства.
Современные преобразования в России объективно предполагают разработку научно обоснованной национальной политики, изучение процессов трансформации складывающегося государственного устройства.
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение формы территориального устройства современных государств.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— изучить понятие и основные признаки государственно-территориального устройства;
— дать характеристику унитарной формы государственного устройства. Рассмотреть основные виды унитарных государств.
— рассмотреть основные черты федеративной формы государственного устройства и ее виды;
— проанализировать особенности территориального устройства Российской Федерации;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объектом данного исследования является форма государственного устройства как социальное, общеправовое явление. Предмет исследования составляют различные модели формы государственного устройства.
Методологической базой исследования выступает совокупность разнообразных общетеоретических методов: обобщение, исторический анализ, сравнительно-правовой метод, анализ документов и литературных источников, информационно-правовой и другие методы исследования.
По рассматриваемой проблеме за время исследований накопился значительный эмпирический и теоретический материал, который основывается на создании новых учреждений власти государства, новом статусе законодательных, судебных и исполнительных органов.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Текст работы:
Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное структура государства, раскрывающая характер взаимоотношений его составными частей, центральных и местных органов государственного власти.
Унитарное государство – государство состоящие из одного субъекта государственной власти – центральной. Верховная власть такого государства реализуется через единый аппарат управления, который не делегирует полномочий местным органом власти. Унитарное государство не предоставляет никаких полномочий для национальных меньшинство.
Федерация это особая форма государственного устройства основанная на добровольной ассоциации ранее самостоятельных государств в единое государство. В различных федеративных моделях федерация имеет уникальные особенности, определяемые историческими условиями образования и развития федерации.
Конфедерация – объединение двух или нескольких независимых государств. Государства входящие в конфедерацию имеет полную правосубъектность, они самостоятельно устанавливают политические и экономические отношения с иными государствами.
Общий орган конфедерации носит гибридный характер и принимает декларативные заявления. Фактически конфедерация это низший уровень интеграции государственных образований, который обусловлен полной самостоятельностью народов входящих в конфедерацию.
В настоящий момент Россия считается федеративным государством. Она идет именно в направлении централизации. Все это проявляется непосредственно в формировании федеральных округов, а кроме того в изменении способа формирования Совета Федерации и пр..
Также можно говорить о том, что в нашем государстве до сих пор не существует достаточно сбалансированных отношений между центром и субъектами федерации.
Можно заключить, что Россия является в особенности многонациональным государством, и собственно потому самой естественной формой государственного строя для нее будет именно федеративная.
Главными принципами федеративного строя в нашем государстве можно назвать такие:
— государственная целостность государства;
— единство системы учреждений государственной власти;
— разделение полномочий и предметов ведения между учреждениями государственной власти субъектов России и учреждениями государственной власти России;
— равноправие, а вместе с тем самоопределение народов в России. Проблема последующего развития отечественного федерализма является фундаментальной и ключевой для всей России.
От успешного осуществления данных принципов в огромной степени зависит общественно-политическая стабильность в государстве и обществе, сохранение территориального единства государства, судьбы социальных и экономических преобразований, демократизация всех сторон социальной жизни, формирование правового государства.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Территориальная организация государственной власти является одной из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлению регионов к большей самостоятельности.
Всякие перекосы в сфере государственного устройства достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность действий центра по отношению к регионам — путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.
Вопрос государственного устройства — это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна. Есть стабильные государства — с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, «искусственно» созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям (пример Югославии).
Для России форма государственного устройства особенно актуальна в силу исторических и национальных причин. Она прошла эволюцию своего становления от объединения единоплеменных территорий, добровольного или насильственного присоединения народов до образования Российской империи, Советского Союза и их распада.
Федерация в России — это исторический результат поиска путей оптимального государственного устройства.
Современные преобразования в России объективно предполагают разработку научно обоснованной национальной политики, изучение процессов трансформации складывающегося государственного устройства.
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение формы территориального устройства современных государств.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— изучить понятие и основные признаки государственно-территориального устройства;
— дать характеристику унитарной формы государственного устройства. Рассмотреть основные виды унитарных государств.
— рассмотреть основные черты федеративной формы государственного устройства и ее виды;
— проанализировать особенности территориального устройства Российской Федерации;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объектом данного исследования является форма государственного устройства как социальное, общеправовое явление. Предмет исследования составляют различные модели формы государственного устройства.
Методологической базой исследования выступает совокупность разнообразных общетеоретических методов: обобщение, исторический анализ, сравнительно-правовой метод, анализ документов и литературных источников, информационно-правовой и другие методы исследования.
По рассматриваемой проблеме за время исследований накопился значительный эмпирический и теоретический материал, который основывается на создании новых учреждений власти государства, новом статусе законодательных, судебных и исполнительных органов.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Список литературы:
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Форма территориального устройства представляет собой элемент формы государства, который характеризует внутреннюю государственную структуру, способ его территориального и политического деления, обусловливает определенные взаимоотношения учреждений всего государства с учреждениями его составляющих.
К теоретическому пониманию категории «форма государства» обращалось множество зарубежных и отечественных исследователей. В течение веков, согласно образному выражению А.Б. Венгерова, политико-правовая мысль «продиралась сквозь джунгли многочисленных, порой весьма экзотических устройств тех или иных государств, стремясь выделить самое основное в формах государств, описать, проанализировать, оценить и, по возможности, спрогнозировать их развитие».
На сегодняшний день форму государства можно охарактеризовать в качестве способа организации политической власти, который охватывает форму правления, политический режим и форму государственного устройства. Эти три составляющих необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, нет необходимости изолировать их друг от друга. Необходимо сказать, что предложения о пересмотре подходов к определению формы государства не поддерживаются. В частности, к примеру, не обрело распространения представление о четырехзвенной структуре, которая включает вместе с формой правления, политическим режимом, формой государственного устройства еще и политическую динамику, которая характеризует осуществляемые изменения.
Сформировавшееся понимание этого явления уже долгое время не подвергалось каким-то модификациям, практическая значимость является несомненной. Как обоснованно отмечает А.В. Малько, территория, власть, население являются содержательными характеристиками государства, которые отражают то общее, что свойственно всем государствам, а в понятии «форма государства» проявляется их внутренняя организация, способ устройства, при помощи которых они довольно существенно отличаются друг от друга. Л.А. Морозова, уделяя внимание тому обстоятельству, что в мире не существует абсолютно одинаковых народов и стран, говорит о выработанных теорией государства и права «моделях» форм правления, государственной политико-территориальной организации, государственно-правовых режимов.
С точки зрения Т.Н. Радько, единство составляющих формы государства не говорит о тождестве и не считается абсолютным, неразрывным, каждый из них имеет сравнительную самостоятельность, т.е. может существовать и развиваться сравнительно самостоятельно.
Как уже было сказано выше, форма территориального устройства представляет собой элемент формы государства, который характеризует внутреннюю государственную структуру, способ его территориального и политического деления, обусловливает определенные взаимоотношения учреждений всего государства с учреждениями его составляющих.
Согласно территориальному устройству государства подразделяются на федеративные, унитарные и конфедерации.
Унитарное государство имеет единую территорию, конституцию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц нет самостоятельности. Наряду с этим, все унитарные государства достаточно своеобразны. Условно они делятся на три группы.
Первая группа — это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).
Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).
Третья группа государств — полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).
Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.
Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.
Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).
Конфедерация — союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, — Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.
Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.
В России федерализм выступает двояко — в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов — республик, автономной области, автономных округов.
Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:
1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.
2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.
5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.