Курсовая теория на тему Формы существования права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Онтология права как учение о бытии и существовании права 5
1.1. Интегративная парадигма онтологии права 5
1.2. Логика и классические ценности права 10
2. Основные формы существования права 14
2.1. Система абсолютных и базовых прав человека 14
2.2. Право в эпоху духовно-нравственного кризиса в понимании П. Сорокина 17
Заключение 20
Список использованных источников 22
Введение:
Актуальность темы исследования. Философия права, как и ее старшая сестра «большая философия», или философия в традиционном смысле слова, включает в себя все ее разделы: онтологию, гносеологию, антропологию, аксиологию и др. Их особенности в том, что они представляют собой проекции соответствующих разделов «большой философии» в специфическую предметную область социальных и духовных явлений, называемых правом. То же относится и к онтологии права.
Онтология — это философское учение о бытии, и одним из самых ее фундаментальных вопросов является так называемая проблема существования. С. Л. Франк в книге «Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии» обозначил эту проблему так: «Что, собственно, означает „есть“? Что мы хотим выразить, когда говорим, что это — или что-либо — есть?» . Бытие как центральная категория онтологии — это все существующее, рассмотренное с точки зрения единства. Но что собой представляет это «все существующее», как мы понимаем, что существует, а что — нет?
Бытие права (его объективная природа и собственная сущность) представлено в принципе формального равенства, включает в себя и выражает всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга объективных свойств и сущностных характеристик права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей.
Теоретическую основу исследования составили учебники, научные статьи таких ученых как А.Б. Бабаев, С.В. Бошно, Е. Булыгин, А.Б. Венгеров, Ю.А. Дмитриев, О.С. Иоффе, С.И. Захарцев, В.П. Сальников, Е.Г. Зинков, О. А. Красавчиков, В.В. Лазарев, С.В. Липень, В.П. Малахов, В.В. Суханов, Н.И. Мартишина, В.С. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, В.Н. Протасов, Б. Рассел, О.М. Степанян, Ю.К. Толстой, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Р.О. Халфина, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершеневич, Г.В. Шпренгер и др.
Объектом исследования является правокак важнейшая правовая категория в контексте форм своего существования.
Предметом исследования выступают научные концепции ученых, исследовавших вопросы существования права и их формы.
Целью работы является исследование проблемы существования права и его основных форм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
— раскрыть проблему онтологии права как учения о бытии и существовании права;
— охарактеризовать основные формы существования права, в частности, правовую норму, правоотношение и правосознание;
— рассмотреть иные формы существования права.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, можно говорить о несомненной актуальности философско-правовой проблематики для феноменологии в той мере, в какой данное направление философской мысли может быть обращено к исследованию и интерпретации социальных процессов в системе общества и государства. Однако расширение предметной сферы до социально-политического измерения инициирует необходимость дополнительного самоопределения феноменологической философии. Здесь опасность представляет возможность сближения с методологическими установками диалектической философской парадигмы. Также следует добавить, что не представляется возможным ожидать от феноменологической философии снятия противоречия между концепциями позитивного и естественного права.
Несколько по-другому выглядит теоретическое исследование взаимосвязи философско-правовой проблематики и феноменологической философии, если от вопроса о значении философии права для феноменологии перейти к вопросу значения феноменологии для философии права.
Как мы уже говорили, философско-правовая дискуссия выходит за пределы феноменологической философии, что говорит о наличии иных, внеположенных феноменологии теоретических парадигм в системе философско-правовой мысли, что, однако, не умаляет роли феноменологии в той теоретической дискуссии, которая разворачивается вокруг проблемы определения онтологического статуса права. Содержательная корреляция между онтологическим аспектом учения о праве и идеалистическим типом философствования является основанием исторической взаимосвязи между онтологическим рассмотрением философско-правовой проблематики и конкретными направлениями философского идеализма.
Фрагмент текста работы:
1. Онтология права как учение о бытии и существовании права
1.1. Интегративная парадигма онтологии права
Онтология есть объективное представление о всем многообразии сущности явления, включая его форму, содержание, представление об отдельных элементах его системы, а также понимание его функциональной роли как элемента более крупной системы. Уяснение онтологии близких явлений открывает обширные возможности для познания феноменов сходной природы, ранее всесторонне не изученных в науке. По нашему мнению, подобной комплементарной парой может являться право и государственная власть.
С точки зрения современной постнеклассической науки, основанной на принципах прагматичности, социальной актуальности, теоретического плюрализма и междисциплинарного подхода, существующая в юриспруденции оппозиция представлений о понимании права являет собой пример фундаментальной проблемы языка науки — крайней субъективности взглядов, отвергающих необходимость ревизионизма и поискаинтегративных направлений преодоления существующих недостатков узких теорий. Вопрос о понимании права на современном этапе имеет мировоззренческое значение для правоведения, так как он определяет ценностные установки, функции, взаимосвязи, морфологию и содержание множества правовых по своей природе явлений, включая государственную власть. Вопрос о типе правопонимания как о ключевой парадигме юриспруденции, концентрирующей однородные частные теории права, несмотря на свою фундаментальность, не менее противоречив в части оснований проведения классификаций, объема и количества предлагаемых классов.
Применяя комплексный критерий, объединяющий принцип субстанциональности и историзма к познанию правовой материи, мы можем говорить о наличии трех узких и нескольких широких (интегративных) типов понимания права. Вполне очевидно, что с диалектико-материалистической точки зрения, в полной мере отвечающей требованиям общефилософского методологического подхода в период постнеклассической науки, узкие трактовки права представляют собой идеалистическую метафизику, преувеличивающую значение одних факторов и отдающую на веру генезис и действие механизма права. Вполне очевидно, что позитивное право не может возникнуть и совершенствоваться из неоткуда, т. е. вне общественных отношений, которые творятся человеком, а не нормой закона. Равным образом социологические или психологические представления о праве не позволяют отграничить его от неюридических, деформированных, узкогрупповых установок и отношений, не обладающих унифицированными, общеобязательными, нормативными чертами юридического права.