История социологии Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Формы социальной жизни в социологии Ф. Тённиса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Феномен «социальной жизни» в концепции Ф. Тенниса 5

1.1. Основы формальной социологии Ф. Тенниса 5

1.2. Понятие о «социальной жизни» Ф. Тенниса 7

2. Общность и общество в социологии Ф. Тенниса 15

1.2. Социальная воля и типология форм социальной жизни Ф. Тенниса 15

2.2. Понятие общности и общества, соотношение терминов 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

  

Введение:

 

Современная немецкая социология несет в себе много следов влияния различных академических дисциплин, из которых было набрано нынешнее поколение немецких социологов. Она отражает современную философскую мысль различных школ. Одной из самых важных и влиятельных фигур современности является Фердинанд Теннис, на которого большое влияние оказали Гоббс, Спенсер и сэр Генри Мэн. Его самый важный вклад состоит в фундаментальной дихотомии «сообщество» и «общество». Первое относится к естественным, органическим группам; последнее к искусственным и сознательным и преднамеренным группировкам. В соответствии с этим различием он рассматривает социологию как способную к разделению на две большие области: общую и специальную социологию. Первый имеет дело с социальной жизнью в любой форме, сознательной или бессознательной. Она включает в себя социальную биологию и социальную психологию. Специальная социология состоит из чистой, прикладной и эмпирической социологии. Она имеет дело главным образом со структурными формами социальной жизни, рассматриваемыми через понятия сообщество и социум. Три его наиболее важные работы «Сообщество и общество» (1887), «Обычай» (1909), «Критика общественного мнения» (1922) представляют собой всестороннее исследование социальной жизни и общественного мнения. Социальная жизнь, в учении Ф. Тенниса — одна из основных форм существования современного общества. Она, в отличие от экономической, политической, духовно-идеологической жизни — материальна. Социальная жизнь состоит в обеспечении существования, в практическом воплощении создаваемых средств и способов социальной активности. Вследствие материальности социальная жизнь объективна, хотя и не вся, а только та, которая не может вестись людьми как им хочется. Это их производственная деятельность и та социальная деятельность, без которой они не могут существовать, сохранять свой род, то есть социальные и другие формы жизни существуют не только относительно независимо, но и совместно. Основанием для этого является единое производство, только для социальной жизни его сторона, характеризуемая технологическими особенностями производственной деятельности, а для экономической (политической, духовно-идеологической) жизни сторона, характеризуемая зависимостью производственной деятельности от формы собственности. Связь с разными сторонами производства служит причиной противоречивого развития форм социальной жизни.

Именно своими рассуждениями о формах социальной жизни Ф. Теннис занял заметное место в социологической мысли, которая была актуальна в начале этого столетия и сейчас.

Степень научной разработанности. Социальная жизнь в рассуждениях Ф. Тенниса привлекала внимание многих как и зарубежных, так и отечественных ученых: W.J.Cahnman, O.Klose, E. G.Jacoby, I.Fischer, K.Lang, D.Lindenfeld, М. Межвич, Г. Осипов, А.Ф. Филиппов.

Объектом данного исследования выступила концепция Ф. Тенниса о формах социальной жизни.

Предмет исследования – особенности интерпретации форм социальной жизни в научных концепциях Ф. Тенниса.

Цель исследования – изучить основные аучных походы к формам социальной жизни в научных изысканиях Ф. Тенниса.

Задачи исследования:

1. изучить феномен «социальной жизни» в концепции Ф. Тенниса,

2. обобщить формы социальной жизни в научных воззрениях Ф. Тенниса,

3. описать особенности дихтомии форм социальной жизни: сообщество и обзщество.

Основными методами выступили: теоретический анализ и обобщение, историко-теоретический, историко-сопоставительный, систематизмация.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, социальная жизнь — форма существования современного общества. Она заключается в обеспечении существования, в практической реализации созданных средств и методов социальной деятельности. Это их производительная деятельность и та социальная активность, без которой они не могут существовать: политическая, духовная и идеологическая. Связь с различными аспектами производства является причиной противоречивого развития форм социальной жизни.

Поскольку для Тенниса Gemeinschaft и Gesellschaft являются «нормальными типами» или примерами чистой социологии, концепциями, которые он не ожидал найти в чистом виде в реальном обществе. Ожидания Тонниса оправдались.

Даже в обществах, известных гарантированием свобод своих граждан, таких как Соединенные Штаты с их Биллем о правах или Франция во время Французской революции, все еще существует определенный уровень общественного сознания. Это сознание можно увидеть в реакции общественности на различные действия, такие как возмущение против крупных компаний, руководство которых было финансово безответственным, что привело к потере не только рабочих мест, но и пенсионных накоплений многих сотрудников.

В то же время идеального Gemeinschaft не существует. Даже в самых простых деревенских обществах третьего мира существует определенное разделение труда, а также политические разногласия.

Хотя концепция Gemeinschaft, предложенная Теннисом, вызвала большой общественный интерес в период после Первой мировой войны, когда растущая индустриализация вызвала недовольство общества. Gemeinschaft нереалистично рассматривался как более чистый, более «совершенный» тип общества, к которому многие интеллектуалы выступали за возвращение. Однако это было основано на неправильном понимании работы Тонниса, ненадлежащем применении его концепций к реальной ситуации.

Таким образом, ошибочно рассматривать эти классификации как примеры реальных обществ и стремиться сделать любое общество чисто Gemeinschaft или чисто Gesellschaft. Общество, которое может гармонично сочетать две формы ассоциации, может оказаться наиболее удовлетворяющим и эффективным.

Современные мысли Тенниса в основном вдохновлены проблемой современности, и ядром его современной мысли является трансформация сообщества в общество. Теннис раскрывает развитие и изменения от традиционных сообществ к современному обществу, выделяя различия между сообществом и социумом с точки зрения эволюционных причин, сочетая связи, стиль жизни и распределение полномочий. Его мысль о современности является разумным инструментом для диагностики современного общества. Сегодня мысли Тенниса о современности по-прежнему имеют большое значение. Например, в диагнозе «виртуального общества», который в настоящее время реализуется, Теннис выразил, что это виртуальное общество было чисто «вымышленным», а контакт между отдельными членами является незнакомым и нереальным. Живя в современном реальном обществе, как современный человек, мы также можем понять глубокое влияние современных мыслей Тенниса.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Феномен «социальной жизни» в концепции Ф. Тенниса

1.1. Основы формальной социологии Ф. Тенниса

Теннис стремился построить социологию как аналитическую дисциплину, которая должна способствовать исследованию наиболее общих черт социального процесса, различных форм социального существования. Он исходит из того, что первым звеном в общественной жизни является сообщество, а не индивид, отстаивает приоритет «национального» духа над индивидуальным.

В своей главной работе «Община и общество» Зиммель разработал формальную, в некоторой степени геометризированную концепцию социологии, которую он назвал чистой социологией. Чистая или общая социология является теоретической дисциплиной, которая стремится выработать систему общих понятий и типов, необходимых для описания и понимания конкретных явлений. Она разрабатывает формализованную систему внеисторических «чистых» категорий, с помощью которых контролируется линия развития «общности» и «общества».

Теннис полагал, что формальная, «незамутненная» интересами индивидов и целями групп и классов дедукция различных форм социальной жизни позволит достичь универсального и общезначимого социального познания. В его работе присутствует понятие «теорема» — как утверждение прав понятийного конструктивного мышления в противовес эмпиризму и иррационализму. Орудиями объективации были абстрагирование, идеализация, конструирование идеальных типов. Полученные типы не абсолютизировались, не приписывались действительности. Они служили понятийными «мерками» — прикладывались к живой действительности социальной жизни, открывая возможности для социологического изучения. То есть, сконструированные понятия и эмпирическая действительность не отождествлялись. Началом социологии становилась абстракция, в основе которой лежит понятийная

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы