Социология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Формы профилактики вовлечения молодёжи в неформальные объединения экстремистской направленности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.Теоретические основы работы неформальных объединений
экстремистской направленности. 4

1.1.   Экстремистские
организации как один из видов неформальных молодёжных объединений. 4

1.2. Особенности профилактики и борьбы с проявлениями
экстремизма и терроризма в молодежной среде. 10

Глава 2.Анализ работы программы по профилактике вовлечения
молодежи в экстремистскую деятельность. 18

2.1.Конститурующее исследование по психической тревожности
молодежи. 18

2.2.Программа профилактики работы с молодежью.. 22

2.3.Результаты введения программы по профилактике вовлечения
в экстремистскую деятельность. 25

Заключение. 29

Список литературы. 31

  

Введение:

 

Актуальность. Сегодня экстремизм является одной из наиболее острых
социально-политических проблем российского общества. Растет число преступлений,
совершаемых молодыми людьми, являющимися членами экстремистских или
террористических организаций, а также теми, кто прошел подготовку в лагерях
террористов. Особо стоит выделить экстремистское поведение молодежи, которое
проявляется в совершении насильственных действий по политическим мотивам. Для
молодежи и подростков характерны "юношеский максимализм" и стремление
к подражанию, которые в условиях острого социального кризиса становятся
благодатной почвой для экстремизма. Развитие молодежного экстремизма особенно
опасно, так как оно часто вызвано недостаточной социальной адаптацией, что
приводит к развитию "ненормальных" установок в групповом сознании
подрастающего поколения.

Цель работы – изучить формы профилактики вовлечения молодежи в
неформальных объединения экстремистской направленности.

Задачи работы:

1. Понятие
экстремистской организации как одного из видов неформальных объединений;

2. Выделить
особенности профилактики и борьбы с проявлением экстремизма в молодежной среде;

3. Провести
изучение психической тревожности старших школьников;

4. Разработать
программу для профилактики вовлечения в экстремистскую деятельность;

5. Определить
эффективность работы программы.

Объект исследования – профилактика экстремизма среди школьников.

Предметом исследования является процесс формирования антиэкстремистских
знаний и умений в ходе внеучебной деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основываясь на теоретическом обобщении научной литературы, мы
определили, что экстремизм является одной из наиболее сложных
социально-политических проблем современного российского общества, что в первую
очередь обусловлено разнообразием экстремистских проявлений, неоднородным
составом экстремистских организаций, оказывающих дестабилизирующее влияние на
общественно-политическую ситуацию в стране. Под влиянием социальных,
политических, экономических и других факторов радикальные взгляды и убеждения
легче формируются у молодежи, наиболее подверженной деструктивному влиянию.
Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и
террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в
своих политических интересах. Молодежная среда, в силу своих социальных
особенностей и острого восприятия окружающей среды, является той частью
общества, в которой наиболее быстро накапливается и реализуется негативный
протестный потенциал. В нашем исследовании, основанном на анализе научной
литературы, термин "экстремизм" означает движение, которое защищает
политические, религиозные или расовые убеждения, пытается нарушить стабильность
или ликвидировать существующие структуры и институты незаконными действиями.

Анализ программ профилактики экстремизма и нормативных правовых
актов позволяет сделать вывод о том, что профилактика подросткового и
молодежного экстремизма возможна только в условиях свободы выбора, демократии,
гарантий прав и свобод человека, социального обеспечения. За решение этого
вопроса отвечают государственные структуры, правоохранительные органы и
образовательные организации. В современном обществе необходимо повышать уровень
нравственного и толерантного сознания молодежи, представление о многообразии
нации и традициях России, правовой свободе на фоне миграции народов, с целью
предотвращения экстремистских действий. Важнейшей и приоритетной возможностью
образовательной организации в профилактике подросткового и молодежного
экстремизма является умение выявлять и предупреждать экстремистские тенденции
через развитие духовно-нравственных ценностей, развитие толерантного сознания,
правовых знаний и привлечение внимания учащихся к культурно-историческому
наследию других народов. В своей работе по профилактике подросткового и
молодежного экстремизма мы опирались на такую форму работы, как воспитательные
беседы и игровые мероприятия. В этих формах существует обратная связь с
аудиторией через свободное обсуждение. В ходе беседы возможно вовлечение
молодых людей в выполнение групповых и индивидуальных заданий, что позволяет им
формировать ценностные суждения о проблеме экстремизма. Игровая деятельность
позволяет привлечь подростков в свободной форме к изучению культуры и традиций
разных народов, осознать сходство этих культур с культурой собственного народа.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.Теоретические основы работы неформальных
объединений экстремистской направленности

1.1.
Экстремистские организации как один из видов
неформальных молодёжных объединений В современной России молодежные экстремистские группировки
представляют большую опасность для всего населения. На первый взгляд это
спонтанно собранные объединения подростков, но на самом деле существует
вертикаль власти, безусловное подчинение.

Достоверная информация о характеристиках этих групп может снизить
влияние таких объединений на нестабильную часть молодежи, а в некоторых случаях
предотвратить попадание подростков в ряды антисоциальных групп и их участие в
экстремистских действиях. Для законопослушной молодежи знание уличных
экстремистских организаций дает возможность выбрать правильное поведение при
контакте с представителями этих групп и избежать их агрессивных действий [1].

Существующие молодежные группы стали более агрессивными,
организованными и политизированными. Идет активное укрепление их
межрегиональных связей, предпринимаются усилия не только по выработке общей
стратегии действий, но и по согласованию вопросов тактики поведения.

В последние годы наблюдается довольно широкое вовлечение молодежи в
экстремистские организации и движения. Это связано не только с
неудовлетворенностью материальной стороной жизни. Снижение идеологической
составляющей в образовательном процессе привело к утрате некоторых нравственных
ориентиров молодежи. Традиционные нравственные ценности российского
менталитета, такие как патриотизм, интернационализм и религиозная
толерантность, подверглись масштабной деструктивной обработке извне (часто в
форме манипулирования общественным сознанием). Именно молодые люди, не
способные критически подходить к содержанию публикаций в СМИ из-за отсутствия
жизненного опыта, в наибольшей степени подвергались такому влиянию. В
результате следует отметить дезориентацию части молодежи, отсутствие
духовности, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития
страны, а также потерю чувства сопричастности и ответственности за ее судьбу.

В целях профилактики экстремизма среди молодежи необходимо проводить
различие между экстремистскими группами и неформальными молодежными
объединениями. В неформальных объединениях нет четкого членства, и они обычно
рассматриваются как образования, объединяющие молодых людей на основе
субкультуры (лат. sub – "под" + культура) [12, c. 62].

Существующие неформальные подростково-молодежные объединения можно
условно типологизировать на: гедонистически-развлекательные ("удовольствие
и развлечение"); спортивно-соревновательные; карьерно — ориентированные;
эскапистские ("бегство от мира"); мистические ("введение в
тайну", связанные с духовными поисками); коммерциализированные
(сформированные для получения прибыли); субкультуры социального вмешательства
(все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение существующей
социальной системы или ее элементов); лидерство-управление, примыкающее к ним;
криминально ориентированные.

Молодежные неформальные объединения-это спонтанно сформированные
сообщества, которые создают свою собственную структуру. У них нет установленных
извне норм, которые не закреплены в уставах и инструкциях, а спонтанно
возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами
и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и
ценностные ориентации. Неформальные люди имеют разный уровень организации. В
одних объединениях нет четкой структуры ни на каком основании, в других есть
стабильный состав, лидер, ведущее ядро, есть распределение ролей.

Неформальные объединения возникают на основе субъективных
потребностей, интересов и устремлений индивидов. Интерес может быть настолько
специфическим, индивидуальным или извращенным, что он не находит поддержки в
существующих структурах, что не позволяет вам группировать много людей. Это
становится основой ее идеологии, элементами своеобразной культуры значительной
части молодежи, ее эталоном, нормой поведения. Система норм и ценностей, не
зафиксированная в уставах и инструкциях, отличающих группу (объединение) от
других образований, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких
факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или
место жительства.

Неформальные молодежные объединения в основном небольшие (от 10 до
30 человек), но при проведении музыкальных, спортивных и т.д. мероприятий их
количество резко увеличивается. Их состав смешан по возрасту и полу,
большинство из них-молодые мужчины.

По степени общественной опасности/полезности молодежные неформальные
движения (субкультуры) условно подразделяются на радикальные (экстремистские),
агрессивные, социально опасные, неагрессивные и просоциальные. В тех случаях,
когда движение состоит из различных разнонаправленных крыльев, определение
производится на основе приоритетного вектора движения. В то же время некоторые
движения могут быть классифицированы сразу по нескольким категориям, например,
агрессивные формирования часто могут быть социально опасными [8, c. 62].

Неправильно рассматривать неформальные группы как силу, которая
обязательно противостоит формальным группам, просто потому, что неформальные
отношения, а следовательно, и группы, неизбежно возникают внутри каждой
формальной организации, как бы "встроены" в нее. Неформальность не
является признаком незаконности, противостояния официальным властям,
скандальности, экстремизма. Другое дело, что на практике в деятельности
государственных и общественных организаций часто много формализма и бюрократизма,
что в массе неформальных группировок есть те, кто ведет себя вызывающе,
исповедует экстремизм, встает на путь противоправных действий.

Экстремистская деятельность молодежных неформальных объединений
осуществляется в отношении государственных структур, отдельных политиков,
объединений, социальной системы или социальных групп, религиозных общин,
религиозных деятелей, наций, национальностей и т.д. Отсюда виды экстремистских
молодежных неформальных объединений: совершение противоправных действий в
политических целях-политические, экономические цели-социально-ориентированные,
религиозные и духовно — религиозные, мотивированные национальной враждой и
ненавистью-национальные, экологические, культурные. И это не единственные
разновидности групп. Очень трудно провести четкую грань между
вышеперечисленными типами, поскольку они могут действовать сообща и усиливать
друг друга.

Экстремистские (радикальные) организации обычно заявляют, с чем они
борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать.
Например, группы "скинхедов" формируются, в большинстве случаев, из
числа молодых людей, живущих по соседству или обучающихся в одном учебном
заведении. "Неформальные" лидеры, изначально имеющие хулиганские
мотивы для совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан,
объединяют вокруг себя молодежь, а позже, пропагандируя идеологию радикальных
структур, подстрекают людей, не имеющих стабильного мировоззрения, к совершению
преступлений на национальной почве и расовой вражде. Эксперты отмечают, что
наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся
общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего
профессионального образования с несформированной и легко поддающейся влиянию
психикой.

Существует большое количество классификаций неформальных
подростковых ассоциаций по различным признакам. В настоящее время наиболее
актуальным вопросом работы с подростковыми группами является сохранение
общественного спокойствия и профилактика правонарушений. На основе
психолого-педагогических критериев подростковые образования можно разделить на
просоциальные, антисоциальные и антисоциальные, деятельность которых имеет
социальную, нейтральную и антисоциальную направленность соответственно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы