Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формы организации учебной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6

1.1 Характеристика форм организации учебной деятельности обучающихся в психолого-педагогической литературе 6

1.2 Характеристика разнообразных форм организации учебной деятельности обучающихся основных форм учебных занятий 9

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 12

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 14

2.1 Урок как основная форма организации учебной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе 14

2.2 Анализ использования различных форм проведения уроков 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

ГЛОССАРИЙ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

ПРИЛОЖЕНИЯ 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современный мир – мир высоких и скоростных технологий, которые ежедневно меняют нашу жизнь и влияют на все сферы деятельности, в том числе и на образование. Поиск ответа на вопрос «чему и как учить» относится к числу вечных вопросов. Сегодня в стремительно меняющемся мире актуальность этого вопроса выросла многократно.

Первоочередной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Современный ученик должен обладать высоким уровнем знаний и быть широко эрудированным. Комплекс этих компетенций даются всей совокупной системой учебно-воспитательного процесса. В этой связи, задача педагога – не только давать знания, но и целенаправленно влиять на активную позицию учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся – это система действий педагога, которая создает стимулы, побуждающие учащихся активно включаться в работу по овладению учебным материалом, развитию мышления, внимания и других видов познавательной деятельности. Одна из основных задач педагога — прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительном потоке научной информации. От умелого выбора педагогом форм процесса обучения, зависит результативность реализации в данном направлении.

Содержание образования становится индивидуальным опытом личности только в процессе его собственной активной деятельности, которая должна быть рационально организована и проходить в тех или иных организационных формах.

На практике, к сожалению, существует противоречие между возможностями обучения детей через разнообразные формы учебной деятельности и недостаточно используемых эффективных форм организации учебной деятельности.

Таким образом, практическая актуальность темы исследования заключается в том, что существует потребность в применении более эффективном использовании инновационных форм организации учебной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе.

Цель исследования – выявление эффективных форм организации процесса обучения, которые обеспечат полноценное развитие личности учащихся в современной школе.

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

 изучить основные подходы к вопросу применения форм организации учебной деятельности обучающихся в психолого-педагогической литературе;

 проанализировать разнообразные формы организации учебной деятельности обучающихся;

 сделать вывод по внедрению в организации учебной деятельности обучающихся эффективных форм учебной деятельности.

Объект исследования – процесс организации учебной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – эффективные формы организации учебной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования – подбор эффективных форм организации учебной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе будут способствовать полноценному развитию личности учащихся.

В качестве основных методов исследования были использованы: изучение и анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме; обобщение данных.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Форма обучения – это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием обучения, методами, приемами, средствами обучения и видами деятельности учащихся.

В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже применяются групповая и парная формы обучения.

Формы организации учебной деятельности – это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью по определенному, заранее установленному порядку и режиму

Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

Для того чтобы урок был эффективным, нужно при его планировании: четко и конкретно определить цель урока, потому что результат проведения каждого урока в основном зависит от конкретно и правильно поставленных целей урока и путей к их достижению; определить взаимосвязь урока с предыдущими и очередными уроками по тематическому планированию; четко и конкретно определить тип и форму урока для достижения поставленной цели; отобрать важное и соответствующее поставленным целям содержания темы, которую изучают на уроке, и объем изучаемого материала; планируемый результат обучения, знания и умения, которые приобретут учащиеся по ходу урока; приготовление доступных и необходимых материалов и средств обучения; самый основной аспект — учитывать уровень подготовки учащихся и определить ориентацию на сильных и слабых учеников, чтобы обеспечить достижение результатов всем классом, а также индивидуальные интересы и способности учащихся.

Нетрадиционные уроки используются, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке. Уроки дают возможность не только поднять интерес учащихся к изученному предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными самыми необычными источниками знаний.

Эффективность урока зависит от многих факторов, но главную определяющую роль играет учитель, его педагогическая подготовок и методическое мастерство, творческий подход к организации урока.

Введение в практику обучения школьников согласованной и обоснованной системы уроков нетрадиционной формы — существенный фактор усвоения учениками предметных и метапредметных знаний, умений, навыков, формирования у них учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций. Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность.

Итак, возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке. Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Характеристика форм организации учебной деятельности обучающихся в психолого-педагогической литературе

Проблема качества образования начинает пониматься педагогическим сообществом и решаться на путях идеологии «всеобщего управления качеством», охватывающей все виды деятельности в образовательной системе, начиная от качества воспитания и обучения, качества образовательных программ, качества содержания, качества образовательного процесса и кончая качеством самого управления образовательными отношениями [10].

«Качество» и «результат» – эти два понятия являются сегодня главными критериями деятельности современной образовательной организации. «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», – говорил английский писатель Р. Киплинг. Но, к сожалению, современная педагогическая наука однозначно не определила сущность термина «качество образования», а его повышение является одной из важнейших задач российского учительства [8].

Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Данному вопросу исследования посвящены труды: В.К. Дьяченко [5], М.П. Нечаева [9], И.М. Чередова [17], В.А. Сластенина [13], Ш.А. Амонашвили [1] и т.д.

Латинское слово «forma» означает внешнее очертание, наружный вид, структура чего-либо. По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях: форма обучения и форма организации обучения.

Форма обучения – это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием обучения, методами, приемами, средствами обучения и видами деятельности учащихся.

Методы и формы обучения – это способы упорядочения учебной деятельности, касающиеся её внутренней и внешней сторон. Метод – это ответ на вопрос: «Что сделать для достижения учебных целей?». Форма – это ответ на вопрос: «Как сделать?». Так, метод больше связан со средствами деятельности, а форма – с условиями: количеством субъектов обучения; времени и месту её осуществления.

В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М. Чередов) [17].

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые и дифференцированно-групповые формы. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. Бригадная форма подразумевает деятельность специально сформированных временных групп учащихся для выполнения определенных заданий. Широко применялась эта форма в СССР в 20-х – начале 30-х гг. XX в. В основу организации работы были положены бригады, создаваемые из учащихся во главе с бригадиром. Учащиеся работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 недель до 1 месяца.

Кооперировано-групповая форма – деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту специфику, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником, часто на дому [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы