Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формы организации учебного сотрудничества младших школьников на уроке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Сущностные характеристики учебного сотрудничества
младших школьников на уроке
. 6

1.1. Понятие учебного сотрудничества младших школьников на
уроке
. 6

1.2. Возрастные особенности организации
учебного сотрудничества
младших школьников на
уроке
. 13

Глава 2. Методические особенности организации учебного
сотрудничества младших школьников на уроке
. 21

2.1. Характеристика форм организации учебного сотрудничества
младших школьников на уроке
. 21

2.2. Формы
организации учебного сотрудничества младших школьников, используемые учителями
практиками на уроке
. 30

Заключение. 33

Литература. 34

  

Введение:

 

Перед современной
психолого-педагогической наукой стоит вопрос о коренном переосмыслении роли учителя
и учащихся в образовательном процессе, а именно о гуманизации обучения. В
настоящее время перед преподавателями стоит задача управления всей группой
учащихся и индивидуальной деятельностью учащихся.

Выполнить эту задачу в рамках
традиционной концепции учебного процесса невозможно. Зачастую традиционный
учебный процесс не может быть человекоориентированным, что в дальнейшем не
будет способствовать полноценной реализации дифференцированных методов обучения
школьников.

Иными словами, в современных школах
подлинная гуманизация образовательного процесса предполагает глубокое
проникновение в сферу социального взаимодействия учащихся со сверстниками и
взрослыми, а также разработку более качественных сервисов, способствующих
реализации потенциала учащихся.

Как видно из вышеизложенного,
изучение конкретных проблем взаимодействия школьников на занятиях имеет
основное теоретическое и практическое значение.

Многие педагогические методики и
учебные программы включают в себя реализацию принципа педагогического
сотрудничества, при котором учитель становится таким же субъектом обучения, как
и учащиеся. Сотрудничество на занятиях идет в русле человекоориентированного,
человеко — культурного подхода.

Под сотрудничеством на занятиях мы
понимаем особую форму взаимодействия детей и педагогов, которая раскрывает
личностный потенциал учащихся, осуществляет обмен информацией между собой, а
также «аномалии» во взаимодействии участников.

Мы считаем, что сотрудничество
означает возникновение образовательного диалога между участниками.

Анализируя психологию и
педагогическую науку, мы можем выделить два аспекта сотрудничества в классе:
образовательное взаимодействие между учениками и преподавателями.

В психолого-педагогических науках
развитие учебного сотрудничества выделено в отдельный вопрос на протяжении
сравнительно длительного времени. Труды Л.С. Выготского, П. Я. Гальперина, А.
Н. Леонтьева, С. Л. и Д. Б. Эльконин — это основа для выделения данного вопроса
как самостоятельного вопроса и его дальнейшего развития.

Исходя из вышеизложенного, можно
определить, что педагогическое сотрудничество является актуальной проблемой не
только в психолого-педагогической литературе, но и в наше время. В современных
школах перед учителями стоит задача организации сотрудничества между учащейся
молодежью в соответствии с вышеуказанным маршрутом.

Актуальность данного исследования
обусловлена изменением организационных требований к образовательной
деятельности детей младшего школьного возраста с введением федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС
НОО).

Важнейшей задачей учителей начальных
классов на сегодняшний день является повышение качества и эффективности учебной
деятельности путем формирования у учащихся, метапредметных и личностных
результатов. Это достаточно непросто для педагогов, и часто возникает вопрос:
как реализовать новые требования к образованию детей?

Использование различных форм работы с
учащейся молодежью в аудиторной и внеаудиторной деятельности является одним из
путей повышения качества и эффективности деятельности начального образования и
успешности последующего обучения в школах.

ФГОС НОО устанавливает требования к
результатам освоения обучающимися программы: «самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории»
[1].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в настоящее время исследователи используют такие понятия, как «учебное
сотрудничество» при описании учебной работы, которая непосредственно основана
на взаимодействии субъекта воспитательной деятельности.

В педагогическом словаре учебное
сотрудничество определяется как направление педагогической мысли и практической
деятельности, направленное на демократизацию и гуманизацию учебного процесса;
совместная деятельность преподавателей и учеников, основанная на
взаимопонимании и гуманистическом духе, единстве их интересов и устремлений,
целью которой является личностное развитие учеников в учебно-воспитательном
процессе.

Организация учебного сотрудничества в
процессе школьного обучения во многом зависит от личностно-психологических и
возрастных особенностей младших школьников.

Важнейшей целью образования является развитие личности
ребенка в соответствии с основным видом деятельности в каждой возрастной
группе.

При формировании знаний учащихся на основе учебной
деятельности и обучении их сотрудничеству лучше всего использовать групповую
форму учебной работы учащихся, которая в последнее время прочно вошла в
школьную практику. Она представлена в воспитательной работе в виде «малых»
групп, объединяющих нескольких учащихся и позволяющих им действовать как единое
целое в совместной деятельности.

Учителя-практики отмечают,
что есть дети, которые стесняются высказываться при всём классе. В более узком
кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить, они знают, что их
выслушают, при необходимости объяснят и помогут. Научиться работать в паре
легче, чем в группе, поэтому начинать целесообразно именно с парной работы.
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Сущностные характеристики учебного сотрудничества
младших школьников на уроке

1.1. Понятие учебного
сотрудничества младших школьников на уроке

В сфере современного образования
все чаще поднимается вопрос о гуманизации образования, являющейся стержневой
составляющей новой педагогической идеи, предполагающей пересмотр и переоценку
всех компонентов педагогического процесса в соответствии с его функцией.
Гуманизация образования означает уважение к личности, доверие к ней, принятие
ее личных целей, требований и интересов; создание наиболее благоприятных
условий для раскрытия и развития ее способностей к полноценной жизни на каждом
возрастном этапе. Основным способом гуманизации образования является
формирование кооперативных отношений между всеми участниками педагогического
процесса, проявляющихся в различных формах совместной деятельности.

В настоящее время исследователи
используют такие понятия, как «учебное сотрудничество» при описании учебной
работы, которая непосредственно основана на взаимодействии субъекта
воспитательной деятельности.

«Групповая работа», «совместная
учебная деятельность», «совместная образовательная деятельность», «коллективное
распределение образовательной деятельности» и так далее.

В последнее время в отечественной
науке термин «образовательное сотрудничество» стал все чаще употребляться как
наиболее полный, относительно направленности других понятий, он обозначает
взаимодействие нескольких сторон внутри учебной группы и взаимодействие
педагога с группой.

Анализ литературы показывает, что
до настоящего времени не выработано единой точки зрения на определение термина «учебное
сотрудничество», поскольку этот феномен изучался с разных точек зрения. Рассмотрим
более подробно исследования разных авторов, чтобы определить сущность этого
понятия.

В педагогическом словаре учебное
сотрудничество определяется как направление педагогической мысли и практической
деятельности, направленное на демократизацию и гуманизацию учебного процесса;
совместная деятельность преподавателей и учеников, основанная на
взаимопонимании и гуманистическом духе, единстве их интересов и устремлений,
целью которой является личностное развитие учеников в учебно-воспитательном
процессе [28].

Подавляющее большинство
психологов и педагогов А. С. Белкин, А. Б. Добрович, И. В. Дубровина, И. А.
Зимняя, Е. В. Коротаева и др. считают, что сотрудничество — это форма
взаимодействия людей.

Е. В. Коротаева пришла к выводу,
что «в словарях и энциклопедических изданиях психологии, философии (то есть
науки, связанной с педагогикой) слово «сотрудничество» фактически не
учитывается. Такие понятия, как « обучение сотрудничеству», «сотрудничество», «коллективная
совместная деятельность», «коллективное творчество» и так далее, чаще всего
обращаются в сфере образования» [35].

Такие ученые, как Ш. А.
Амонашвили, В. Г. Моралов, А. Ситаров -считают, что сотрудничество — это
процесс взаимодействия субъектов, целью которого является координация взаимных
усилий участников в процессе участия и достижения результатов [40].

Сотрудничество закладывает основу
для важных способов поведения и деятельности человека, которые обеспечивают
самореализацию при взаимодействии с другими людьми.

Т. В. Луговая отметила, что
процесс сотрудничества — это координация, совместная и ценностная деятельность
участников основных видов деятельности, ведущая к достижению общих целей и
результатов, решению основных задач. Сотрудничество также является одной из
ценностей культуры, которая закладывает фундамент для важных способов
человеческой деятельности и поведения, обеспечивая самореализующиеся
особенности во взаимодействии с другими людьми [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы