Курсовая теория на тему Формы организации обучения в современной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ПОНЯТИЕ О ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. 6
1.1. Форма организации обучения. 6
1.2. Методы обучения. 7
1.3. Формы организации группового обучения или обучающие
системы. 8
2. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ.. 14
3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ… 19
3.1. Урок. 20
3.1.1. Уроки по изучению нового учебного материала. 21
3.1.2. Уроки по формированию и совершенствованию навыков и
умений. 23
3.1.3. Урок обобщения и систематизации знаний. 24
3.1.4. Уроки контроля и коррекции знаний, навыков и умений. 25
3.1.5. Комбинированное занятие. 27
4. ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКУЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 30
4.1. Экскурсия. 30
4.2. Домашнее задание. 33
4.3. Факультативные и дополнительные занятия. 42
4.4. Другие формы внеклассной деятельности. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 50
Введение:
Ключевым вопросом в
решении задачи повышения эффективности образовательного процесса является
развитие познавательного интереса школьников. Ее особая значимость состоит в
том, что обучение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено
не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения
ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер
деятельности всегда связан с активностью субъекта. Правильно подобранные формы
организации учебного процесса могут помочь активизировать познавательную
деятельность учащихся, сформировать их активную позицию на уроке.
Слово «форма» происходит
из латинского языка и означает внешний вид, внешний контур. Таким образом,
форма в обучении означает внешнюю сторону организации образовательного процесса
и отражает характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
Множество
учёных исследовало фoрмы
организации обучения в современной школе. Эта тема была исследована на
протяжении веков самыми знаменитыми педагогами мира. Из отечественных учёных основу концепции развивающего обучения разработали
такие психологи, как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г.,
рассматривающих личность как субъект деятельности. В дидактике эти идеи
развивают Давыдов В.В., Лернер И.Я., Матюшкин А.М., Эльконин Д.Б.,
рассматривающие ученика как равноправного субъекта обучения, взаимодействие
учителя и ученика на уроке как субъект–субъектные отношения.
Дьяченко В.К.[1],
Куписевич Ч.[2],
Махмутов М.И.[3], Харламов И.Ф. ещё в 80-е годы ХХ столетия касались
этой темы. В соверменной педагогике формы организации обучения рассматриваются
в учебниках по педагогике (Реан А. А., Бордовская Н. В.[4], Смирнов
С.А., Подласый, И.П., Коджаспирова Г. М.[5], Князева
В.В.[6],
Крившенко Л.П. и др.), различных научных статьях (Шабаева Н. В.,
Соколова Л. Н., Банникова О.В., Бобырев А.В.).
Актуальнoсть темы oбуслoвлена пoстoянным
сoвершенствoванием фoрм организации обучения в современной школе с целью
непрерывнoгo улучшения педагогического процесса и соответствию его
государственным нормам. Также актуальность темы обусловлена модифицированием образовательной парадигмы, что
заключается в переходе от простого усвоения знаний к личностно-ориентированной,
индивидуальной, нацеленной на развитие наиболее выраженных способностей и
задатков детей. Эти реформы кардинально перестроили путь всего образовательного
процесса.
Цель исследoвания: теoретический анализ всех наибoлее
значимых и интересных фoрм организации обучения в современной школе для
разрабoтки дальнейших практических рекoмендаций в их испoльзoвании.
Задачи
исследования
состоят в ответах на следующие вопросы:
— в чем разница между
методом обучения и формой обучения?
— какие формы организации
учебной деятельности известны?
— какие формы обучения
применяются в современной школе? Каковы основные признаки каждого из них?
— как классифицируют
уроки в современной научной литературе? Какая классификация наиболее удобна?
— выявить и обосновать правила
выполнения домашних заданий, которые ученики
должны знать и соблюдать;
— выявить и обосновать наиболее
эффективные формы организации современной образовательно-воспитательной работы
для обучения в школе;
— объяснить для чего
нужны формы внешкольной воспитательной работы.
— изучить основные требования
к современному уроку. [1]
Дьяченко
В.К. Организационная структура образовательного процесса и ее развитие/ В. К.
Дьяченко. — М.:1989. – 125 с. [2]
Куписевич Ч.
Основы общей дидактики / Ч. Куписевич [Пер. с польского. О.В. Долженко]. —
М.:1986. – 225 c. [3]
Махмутов
М.И. Современный урок/ М. И. Махмутов. — М.:1983. – 95 c. [4]
Бордовская, Н. В. Психология и педагогика : учеб. для студ. вузов / Н.
В. Бордовская,
С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2017. — 624 с. [5] Коджаспирова Г.М.
Педагогика: учебник для академического бакалавриата/ Г. М. Коджаспирова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c. [6] Князева В.В.
Педагогика: учебник/ В. В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
Заключение:
В результате проведённого
теоретического анализа литературы мы виявили, что в дидактике формы организации
учебного процесса раскрываются через методы взаимодействия учителя и учащихся
при решении учебных задач. Они решаются с помощью различных способов управления
деятельностью, общением и отношениями. В рамках последних реализуется
содержание обучения, образовательные технологии, стили, методы и учебные
пособия.
Одна и та же форма
организации обучения может менять структуру и модифицироваться в зависимости от
задач и методов воспитательной работы. Например, урок-игра, урок-конференция,
диалог, мастер-класс. А также проблемная лекция, бинарная,
лекция-телеконференция.
В современном
педагогическом процессе используются три основные организационные формы
обучения. Это классно-урочная система, система домашнего обучения и
индивидуальная. Эти формы по-разному способствуют развитию мировоззрения,
обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, развитие
определенных навыков и умений.
Наиболее распространенная
организационная форма обучения в общеобразовательной школе — классно-урочная. Создателем классно-урочной системы, как уже отмечалось,
является Я.А. Коменский. До внедрения им этой системы использовалось
преимущественно индивидуальное образование (которое потеряло свое значение с
распространением массового образования). Коменский теоретически обосновал эту
систему и продвигал ее в своих книгах.
Основной формой
организации учебного процесса является урок. Но также в школе помимо уроков
существуют и другие организационные формы педагогической работы (факультатив,
кружок, лабораторные занятия, самостоятельная домашняя работа). Дополнительно
используются внеклассные формы для организации учебной деятельности. Они
помогают шире изучить материал, заинтересовать учащегося, найти творческий
подход к образовательному процессу и развить творческие способности учащегося.
К основным внешкольным формам относятся экскурсии, кружковая работа,
факультативная работа, олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества Также
существуют определенные формы контроля: устные и письменные экзамены,
контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.
В зависимости от
возможности учеников и индивидуальных пожеланий родителей ученик может выбрать
очную или дистанционную (домашнюю) форму обучения.
Особенности урока
определяются его целью и местом в целостной системе обучения. Каждое занятие
занимает определенное место в системе учебного предмета, в изучении
определенной школьной дисциплины.
Структура урока воплощает
закономерности и логику учебного процесса.
Виды занятий определяются
характеристикой основных задач, разнообразием содержательно-методического
инструментария и вариативностью способов организации обучения. Рассмотрим в
каких целях применимы основные виды уроков и их основные характеристики.
1. Комбинированный урок –
практически наиболее распространенный вид занятий. Состоит из организационной
части (1-2 минуты), проверки домашнего задания (10-12 минут), изучения нового
материала (15-20 минут), закрепления и сравнения нового материала с ранее изученным
материалом, выполнения практических заданий (10-15 минут). подведения итогов 5
мин), домашнее задание (2-3 мин).
2. Урок изучения нового
материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках
этого типа выделяют также урок-лекцию, урок-конференцию, урок-кино,
урок-исследование. Эффективность занятий этого типа определяется качеством и
уровнем усвоения нового учебного материала всеми учащимися.
3. Урок закрепления
знаний и совершенствования навыков и умений проводится в форме семинара,
практикума, экскурсии, самостоятельной работы и лабораторного практикума.
Значительная часть времени уходит на повторение и закрепление знаний,
практическую работу по применению, расширению и углублению знаний, на
формирование навыков и закрепление навыков.
4. Урок обобщения и
систематизации направлен на систематическое повторение больших блоков учебного
материала по ключевым вопросам программы, которые имеют решающее значение для
усвоения предмета в целом. При проведении такого урока преподаватель ставит
перед учениками задачи, указывает источники дополнительной информации, а также
типовые задания и практические упражнения, задания и работы творческого
характера. В ходе таких уроков проверяются и оцениваются знания, навыки и
умения учеников по нескольким темам, изучаемым за длительный период — квартал,
полгода, год обучения.
5. Урок контроля и
коррекции знаний, навыков и умений предназначен для оценки результатов
обучения, диагностики уровня подготовки обучающихся, степени готовности
обучающихся к применению своих знаний, умений и навыков в различных учебных
ситуациях. Это также предполагает внесение изменений в работу учителя с
конкретными учениками. Виды активности на таких уроках – это устный или письменный опрос, диктант,
самостоятельное решение задач и примеров, практическая работа, зачет, экзамен,
самостоятельная или контрольная работа, тестирование. Уроки контроля и
коррекции знаний организуются после
изучения основных тем и разделов предмета. По результатам заключительного
занятия следующее занятие посвящено разбору типовых ошибок, «пробелов» в
знаниях, определению дополнительных заданий.
Особенности школьного
урока:
1) на уроке должны выполнятся три задачи –
обучающая, воспитательная и образовательная;
2) урок должен следовать всем дидактическим
принципам;
3) урок должен начинаться с организационного
момента и постановки задач урока;
4) необходимо проверять домашнее задание или
поднимать знания в начале урока;
5) объяснять новый материал;
6) закрепить или повторить пройденное на
уроке;
7) контроль и оценка усвоения материала учениками
во время урока;
8) подведение итогов урока;
9) домашнее задание;
10) каждый урок — это звено в системе уроков;
11) основой построения урока является умелое
использование методов, учебных пособий, а также сочетание коллективных,
групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и с учетом их индивидуальных
психологических особенностей.
В курсовой работе мы
выявили основные требования к современному уроку.
Принципиальное отличие
современного подхода — ориентированность стандартов на результаты усвоения
основных образовательных программ. Результат означает не только предметные
знания, но и умение применять эти знания на практике.
Требования к современному
уроку – это:
· хорошо организованный урок в хорошо
оборудованном классе, хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен
спланировать свою деятельность и деятельность учеников, четко сформулировать
тему, цель, задачи урока: урок должен быть проблемным и развивающим: сам
учитель нацелен на сотрудничество с учениками и знать, как направить учеников
на взаимосотрудничество с одноклассниками;
Фрагмент текста работы:
1. ПОНЯТИЕ О ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. 1.1. Форма организации
обучения.
Системы школ,
контролируемые или управляемые министерствами образования, являются
доминирующей формой обучения во всем мире. В этой курсовой работе обсуждаются
различные точки зрения или теории о том, как следует организовывать обучающий
процесс. Хотя иллюстративные примеры относятся к начальной и средней школам,
логика анализа может быть одинаково хорошо применена к университетам и другим
учреждениям высшего образования. Анализ в равной степени применим как к частным
школам, так и к школам, находящимся в ведении других правительственных агентств
(например, военных) или корпораций.
Как организация, школа
определяется своей основной целью — обучением, результатом которого является усвоение
знаний. Такие термины, как музыкальная школа, школа искусств или начальная
школа, относятся к содержанию того, что нужно изучать. Несмотря на простоту
определения, школы имеют четкую идентичность, которая примечательна в истории
человечества. Школы существовали около 6000 лет назад (по крайней мере, с
шумерских времен), и сегодня их много во всех странах мира.
То, что мы называем
школами, принимает «учеников», которые помещаются в отдельные группы в
соответствии с определенными их характеристиками; они расположены в
определенном месте, обычно в здании, известном как «школа»; у них есть
фиксированное ежедневное и еженедельное расписание и определенные виды
деятельности, регулируемые положениями и правилами. Обучение проводят
назначенные лица (учителя), на которых возложена ответственность за выполнение
процесса обучения. Управление является иерархическим, при этом одни управленцы
устанавливаются национальными властями, другие — региональными или местными
властями. За работу на местном уровне отвечает местный администратор (директор
или директриса), инспектор или супервизор, или районный директор или
суперинтендант. В некоторых школах есть только один учитель и может быть только
один класс; некоторые обслуживают несколько смен учеников в день. Школы сильно
различаются по размеру — от горстки учеников до тысяч. Некоторые школы могут
быть даже «виртуальными» (или «удаленными»), то есть проводить обучение без
прямого контакта между преподавателями и учениками