Курсовая теория на тему Формы мышления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Основная часть 5
1глава Общая характеристика процесса мышления 5
1.1. Понятие о мышлении 5
1.2 Операции мышления 11
1.3. Качественные характеристики мышления 14
2 глава Классификация мышления 16
2.1 Виды мышления 16
2.2. Основные формы 18
3 глава Развитие форм мышления 25
3.1 Психология мысли 25
Заключение 30
Глоссарий 32
Список использованных источников 34
Приложения 35
Введение:
Мышление с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин Homo sapiens ¬ человек разумный. Человек, утративший разум, кажется нам пораженным в самой своей человеческой сути. Мышление ¬ психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира.
Его задача ¬ раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек.
Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления ¬ его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное ¬ через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям.
Психология мышления стала специально разрабатываться сравнительно недавно — лишь в XX в. Несмотря на большое число отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме мышления и интеллекта, до сих пор не существует единой общепринятой точки зрения относительно соотношения этих понятий. Это определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучить формы мышления.
Задачи исследования:
— изучить понятие «мышление»;
— изучить виды и формы мышления;
— рассмотреть развитие мышления.
Объект исследования ¬ мышление.
Предмет исследования ¬ взаимосвязь мышления и интеллекта.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили научные труды в области психологии мышления Дж. Брунера, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, О.К.Тихомирова и др.
Метод исследования: теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников.
Структура работы: работа состоит из введения двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Мышление ¬ это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания.
Особенность мышления ¬ его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное ¬ через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям.
Главными особенностями протекания процесса мышления являются:
1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
2. Связь с практической деятельностью.
3. Неразрывная связь с речью.
4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.
Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие ¬ мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки
предметов и явлений.
Суждение ¬ есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.
Умозаключение ¬ такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.
Основные компоненты:
— посылки – начальные суждения, из которых следует новое;
— заключения – свежая информация, полученная логическим путем;
— выводы – переход от посылок к заключительным сведениям на основе логики.
Несмотря на разные подходы и интересы, все эти направления придерживаются мнения, что мышление человека состоит из трех видов или стадий развития познания:
• Предметное-действительное мышление – непосредственное восприятие объекта.
• Наглядно-образное мышление – возможность оперировать образами в уме, вспоминать объект.
• Абстрактное или словесно-логическое мышление – возможность выполнять логические операции с понятиями в уме.
Все эти виды мышления присущи каждому человеку и развиваются в процессе его взросления и обучения.
Современные виды мышления: общая характеристика мышления и способы развития. Однако, это далеко не все разновидности видов мышления, которые выделяют современные психологи и когнитивные специалисты. В нашей жизни не обойтись без умения мыслить стратегически, критически и образно. А ведь это тоже виды мышления.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
1глава Общая характеристика процесса мышления
1.1. Понятие о мышлении
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания.
Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового». Каждый человек делает множество открытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для человечества). Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя нечто новое.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Известно, что мышление – это познавательный процесс, наряду с другими познавательными процессами, такими, как ощущение, восприятие, память. Возникает в тех случаях, когда другие процессы начинают нас подводить. Прежде всего, мышление нас выручает, когда в сложном меняющемся мире мы обнаруживаем что-то новое, непонятное.
Иногда это очень простая ситуация: не отпирается дверь, которую совсем недавно успешно отпирали и запирали. Но сюда же относятся и самые сложные проблемные ситуации, т. е. ситуации такого рода, когда мы встречаемся с каким-нибудь препятствием или не понимаем, почему что-либо происходит не так, как мы ожидали.
Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового. Открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь для данного человека. Например, ребенок задумывается над устройством бытового прибора, пытается понять человеческие отношения.
Новое, которое начинают понимать дети, – это новое именно для них, а не для кого- либо другого, не для всего человечества. Вот почему, когда взрослый человек определяет, сколько будет 73 умножить на 46, применяя уже известный способ умножения, открытия нового не происходит.
Мышление присутствует при разрешении самых разных проблемных ситуаций, возникающих в нашей деятельности: когда мы ищем оптимальный вариант при расстановке мебели, когда летчик вынужден посадить самолет в затрудненных условиях, когда школьник решает олимпиадную задачу, когда директор предприятия ищет пути выхода из кризисной ситуации. При этом всякий раз человек хочет найти решение, которое он мог бы применить и в других подобных ситуациях.
В этом случае говорят, что мышление – это обобщенное отражение действительности. Мышление готовит решение не только данной задачи, но и многих других, имеющих нечто общее с ней. Мышление ищет решения впрок, мышление в результате позволяет прогнозировать, предвосхищать некоторые события, изменения в реальном мире. Результат обобщенного отражения закрепляется в понятиях.
Поскольку понятия часто обозначаются словами, человек может использовать понятия не только для мышления, но и для общения, а само мышление оказывается связанным с речью. Получается, что люди могут передавать друг другу обобщенные знания и использовать знания, добытые другими людьми. Поэтому оказывается, что мышление – это процесс социально обусловленный.
В отличие от ощущения и восприятия, которые позволяют познать непосредственно данное, мышление – это опосредованное познание. Для решения повседневных задач мы нередко используем те или иные средства. Мы разрезаем хлеб ножом, ловим бабочек сачком, чистим ботинки щеткой и т. п. И в самых сложных случаях мы тем более используем средства.
Мышление всегда является опосредованным познанием, используя как простые, так и сложные средства. Так, мы определяем нагретость тела с помощью термометра. К сложным мы можем отнести наши рассуждения, мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение и другие.
Полное и точное определение мышления мы находим у А. В. Брушлинского:
«Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, т. е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы» [3].
Теория развития мышления известного швейцарского ученого Ж.Пиаже, получила название «операциональной». Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования, внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость» [5].
С.Л. Рубинштейн разработал логическую теорию мышления, включающую операции анализа, обобщения, сравнения и классификации [11].
В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями [5].
Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлон) и в трудах Ж.Пиаже. На нем основывали теоретические и экспериментальные работы Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.В.. Запорожец и многие другие.
Теории П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова основывались на деятельностной теории мышления, которая способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей.
А.Н. Леонтьев, подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта, писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций [9].