Курсовая теория Экономические науки Экономическая теория

Курсовая теория на тему Формы монополий и их эволюция

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ФОРМ МОНОПОЛИЙ 5
1.1. Сущность и характерные черты монополии 5
1.2. Классификация монополий 12
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНОПОЛИЙ 19
2.1. Причины возникновения и особенности функционирования естественных монополий 19
2.2. Экономические последствия чистых монополий. Потери общества от монополий 23
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

 

 

 

 

  

Введение:

 

История монополии достигает глубокой древности. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX века. В экономической истории этот период обычно называют периодом монополистического капитализма. Взаимосвязь явлений (кризисов и монополий) указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе назывались «детьми кризиса».
В конце XIX века рынок, почти впервые за многовековую историю развития, столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением монополий на рынке. На пути конкуренции были значительные препятствия в виде монополистических субъектов в экономике. Это был период расцвета монополизма.
В монополистической среде одна компания или поставщик имеют абсолютный контроль над предложением, которое выходит на рынок, что дает конкретному провайдеру способность диктовать цены. В отсутствие какой-либо конкуренции одинокий продавец может свободно покупать цены искусственно, не опасаясь быть подрезанным другим поставщиком. Очевидно, что такой сценарий обычно крайне неблагоприятен для потребителей, поскольку он не дает им возможности искать альтернативы, которые могут снизить цены.
Актуальность данной темы состоит в том, что поддержание свободной конкуренции между фирмами на основе цены и качества на государственном уровне приводит к наиболее эффективному функционированию экономики, и поэтому для стран принято принимать законы, призванные помочь в создании или сохранении такой конкуренции.
Сегодня проблемы монополизации экономической жизни, конкуренции на товарных рынках привлекают пристальное внимание не только специалистов, но и населения в целом.
Успех экономических преобразований во многом зависит от сбалансированной, проверенной системы государственного регулирования монопольных процессов и конкурентных отношений.
Для России актуальность этого вопроса подчеркивается тем, что процесс создания государственного контроля для предотвращения недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, поскольку командно-административная система, которая в последнее время существовала в управлении экономикой по своей сути, исключала существование свободной конкуренции в экономической деятельности.
Предметом данной работы является такая экономическая категория как монополия в рыночных условиях.
Объектом данной работы является функционирование фирм в монополистических условиях Российской экономики и влияние государства на монополистические процессы в стране.
Таким образом, цель этой работы – провести анализ форм и причин возникновения монополий.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность и характерные черты монополии;
2. Дать классификацию монополий;
3. Описать причины возникновения и особенности функционирования естественных монополий;
4. Показать экономические последствия чистых монополий; потери общества от монополий.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В этой курсовой работе мы видим, что на сегодняшний день Российское государство развивает ситуацию, когда возникают проблемы, требующие немедленных решений:
1. Разработка современного эффективного антимонопольного законодательства.
2. В стратегически важных отраслях и видах продукции (топливно-энергетический комплекс, сырьевая промышленность, оборонная промышленность, национальный транспорт и связь, некоторые крупные стратегические объекты) приватизация вообще не должна проводиться. Корпоративные монополии должны быть национализированы, поскольку государственная монополия на экспорт энергоресурсов и сырья необходима, соответственно, ассигнования государством абсолютно всей естественной ренты.
3. Государству необходимо преобразовать государственный сектор экономики, принимая во внимание важность программ в области НИОКР и инвестиций в производственную сферу, обеспечивая при этом особое направление развития государственного сектора для обеспечения расширенного воспроизводства человеческого капитала, имея в виду, что трудовые ресурсы общества, высококвалифицированное производство рабочей силы и научно-технический прогресс.
Анализируя Закон «О естественных монополиях», можно прийти к выводу, что не все его положения соответствуют существующему положению дел, и в целом закон нуждается в серьезной коррекции. С момента его принятия федеральные исполнительные органы претерпели более одной реорганизации, в закон уже неоднократно вносились поправки. Между тем, положение дел с государственным регулированием деятельности естественных монополий все еще не является удовлетворительным.
Государству необходимо задействовать весь потенциал государственного сектора, чтобы «вытащить» всю экономику и перестроить ее на инвестиционно-инновационную составляющую развития общества.
В России сильное государство невозможно без укрепления государственного сектора экономики, и это невозможно без его трансформации, потребность которого связана с оптимизацией и модернизацией последнего в областях, областях, секторах и границах функционирования.
Таким образом, на определенном этапе их развития монополии вызывают стагнацию и наносят ущерб экономике страны. Так обстоит дело с административным командованием периода существования монополии.
Государственное антимонопольное регулирование в общих чертах состоит из комплекса последовательных мер, реализуемых государством в целях создания условий для состязательности хозяйствующих субъектов, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, а также устранения административных барьеров со стороны органов власти.
Цель антимонопольной политики государства и антимонопольного законодательства не состоит в запрещении (ликвидации) монополистов. По этой причине реальная задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы поставить на государственный контроль деятельность монополий с тем, чтобы исключить любую возможность злоупотребления своим монопольным положением.

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ФОРМ МОНОПОЛИЙ
1.1. Сущность и характерные черты монополии

В конце XIX в. свободная конкуренция достигла наивысшей ступени развития. Функционирование эффективно конкурирующих предприятий сопровождалось концентрацией и централизацией производства и капитала, что стало причиной зарождения монополий.
К компетенции государства относятся: создание условий экономической демократии, равноправия различных форм собственности и хозяйствования, защита конкурентной среды, недопущения внешнего воздействия на ценовой механизм и т.д.
Рыночных структур много, но основными признаны четыре:
• чистая конкуренция,
• монополистическая конкуренция,
• олигополия,
• монополия.
Чистая конкуренция – это экономическое соперничество между субъектами экономических процессов, по которой ни один из них (компания, предприниматель, потребитель, работник и др.) не может влиять на общую ситуацию на рынке, или это влияние является таким незначительным, что им можно пренебречь.
Модель чистой конкуренции характеризуется следующими признаками:
• наличие большого количества продавцов и покупателей,
• однородность товарной продукции,
• свободный вход на рынок и выход из него (отсутствие любых законодательных, финансовых, технологических ограничений и барьеров),
• независимость субъектов рынка друг от друга (при принятии решений отдельный субъект своими действиями не может повлиять на решение других производителей),
• невозможность контроля над ценами.
Количество производителей настолько велика, что ни один из них своими действиями не может повлиять на рыночные цены.
В теории к несовершенным рынкам, по мере убывания конкуренции, относят такие рыночные структуры:
• монополистическая конкуренция – это – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, которые реализуют дифференцированный продукт, и который дает им возможность осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. Вход на этот рынок не затруднен такими барьерами, как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции;
• олигополия – это рыночное состояние, характеризующееся небольшим количеством мощных фирм-производителей со значительными объемами производства.
Олигополия характеризуется политикой «лидерства в ценах», которая заключается в отказе от открытой ценовой конкуренции, когда фирмы учитывают интересы всех участников олигополистического рынка и ориентируются на цены предприятия-лидера. На олигополистическом рынке могут быть представлены как однородные продукты (Сталь, уголь, алюминий), так и дифференцированные продукты (автомобили, моющие средства, электробытовые товары). Олигополистический рынок отличается от совершенно конкурентного рынка особенностями изменения цен. При совершенной конкуренции цены постоянно меняются в зависимости от колебаний спроса и предложения. При олигополии цены меняются не так часто и значительно. Характерной чертой олигополии является наличие барьеров при вхождении в отрасль;
• монополия – это ситуация, при которой на рынке существует только один производитель товара (услуги), и не существует субститутов (заменителей или новых промышленных продуктов, которые заменяют существующий).
Слово монополия было получено из комбинации двух слов, то есть «Моно» и «Поли». «Моно» относится к слову один и «поли» к слову продавец.

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы