Курсовая теория на тему Формы и виды психодрамы. Психодрама, центрированная на протагонисте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Теоретические аспекты
психологического консультирования. 4
1.1 Определение понятия и основные
принципы психологического консультирования. 4
1.2 История появления и развития
консультативной психологии. 9
1.3 Основоположники психологического
консультирования. 13
2. Психодраматическое
консультирование. Психодрама центрированная на протагонисте. 19
2.1 Определение понятия и основные
компоненты психодраммы.. 19
2.2 Формы и виды психодраммы.. 23
2.3 Психодрама центрированная на
протагонисте. 26
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
Введение:
Созданная в 1921 году Морено,
психодрама — это терапевтический модель широко используется в Европе, в частных
и государственных медицинских учреждений, включая больницы (например, Виейра и
соавт., 1993; Киппер, 1997; Соуза, 2012) и психического здоровья (например,
Кирка и Даттон, 2006), в лечении различных заболеваний, таких как шизофрения
(например, Пэрриш, 1959; Соуза, 2012) и злоупотребление психоактивными
веществами (напр., Кроуфорд, 1989; Фернанду Коуту, 2004; Пиньейру, 2004). Из-за
этого психодрама была аккредитована Европейской ассоциацией психотерапии (EAP),
а также рекомендована несколькими европейскими правительствами в качестве
хорошей медицинской практики, например, в Австрии и Венгрии. В последние
десятилетия растущая популярность психодрамы привела к распространению более 60
школ обучения и аккредитации психодрамы в 26 европейских странах. Большинство
из этих школ контролируются Европейской федерацией организаций по обучению
психодраме. FEPTO стремится развивать обучение, создавать этические стандарты и
содействовать обмену научными знаниями между тренерами и школами.
Психодрама-это групповой формат
психотерапии с глубокими корнями в театре, психологии и социологии. Хотя
предпочтительно выполняется в групповом формате, он фокусируется на
особенностях личности как пересечения различных реляционных ролей (например,
быть сыном и супругом) и ролей, связанных с трудностями и возможностями
(например, страхи, такие как страх полета; или сомнения, как будет следующее
собеседование). По этой причине говорят, что это индивидуальная терапия в групповом
формате, сосредоточенная на главном герое, и действие может происходить вокруг
различных ролей, которые он/она принимает на протяжении всей жизни (Blatner,
1996). Психодрамматический сеанс состоит из трех контекстах: социальном,
групповом и драматические (Гонсалвес и соавт., 1988; Рохас-Бермудес, 1997);
пять инструментов: герой, сцена, вспомогательные-эго режиссера, аудитории
(Морено, 1946/1993; — Гонсалвес и соавт., 1988; Холмс, 1992; Пио де Абреу,
1992; Рохас-Бермудес, 1997); и три отдельных этапа: разминка, действие и обмена
(Морено и Морено, 1975/2012; Gonçalves et al., 1988; Holmes, 1992; Kipper,
1997). Большинство методов, найденных в литературе, таких как смена ролей,
монолог или двойное отражение, используются для оказания помощи главному герою
в драматизации конфликта, который необходимо решить. Другие, однако, могут быть
использованы как в качестве разминки для фазы действия и появления главного
героя, так и для разработки общей темы для всей группы и для создания сцены
самой драмы. Это случай драматических игр и социометрии.
Заключение:
Спустя почти 100 лет после своего
основания MP все еще не хватает теоретической и технической согласованности в
международном клиническом сообществе. Психотерапевтические и интегративные
модели широко используют методы MP. Такие техники, как смена ролей, скульптура,
пустой стул и другие, могут использоваться во время сеанса, без необходимости в
группе или вспомогательных эго.
Этот факт указывает нам на
важность и клиническую значимость метода. Однако при использовании вне его
теоретической и философской системы отсчета эти методы могут искажаться.
Фактически, многие из оригинальных методов Морено были присвоены другими
теоретическими моделями, что привело к тому, что многие из их пользователей не
знали об их происхождении.
Например, это случай скульптуры в
семейной терапии и использование вспомогательного стула Фрицем Перлсом в
гештальт-терапии, который позже был модифицирован для техники “двух стульев” в
когнитивном подходе.
Таким образом, соблюдение этих
основных принципов предотвратит потенциальное разъединение между методами MP и
их теоретическими корнями, позволяя им развиваться и полностью интегрироваться
с другими терапевтическими моделями.
Распространение психодрамы в
разных странах Европы и Америки и отсутствие четких определений привели к
разнообразию применений техник и концепций, введенных Морено в самой
психодраме. Таким образом, практика психодрамы развивалась изолированно и
отчетливо в разных странах и школах, и нет общих определений некоторых ее
компонентов, а именно техник. Кроме того, когда дело доходит до
операционализации модели, методы, по-видимому, являются ее компонентом, который
встречает меньше консенсуса. Короче говоря, ответ на вопрос “что определяет
психодраму Морено” стал проблемой. Следовательно, в то время, когда считается
важным изучать психодраму и стимулировать исследования, фундаментальным и
ключевым шагом является операционализация модели. В рамках Morenian Psychodrama
(MP) важно понимать, что и как делается, какие методы используются и какие
методы составляют основу теории.
С начала 1980-х годов несколько
авторов предложили отклонения от оригинальной теории психодрамы. Эти
предложения были, с одной стороны, попытками продемонстрировать интеграцию
методов и идей Морено с другими теориями (Holmes, 1992; Blatner, 1996) и, с другой
стороны, представить новые теоретические основы метода (Kipper, 1982, 1997;
Rojas-Bermúdez, 1997). С этим отделением от оригинальных формулировок также
произошло отклонение от традиционной динамики сеанса (разминка, действие,
обмен) с применением конкретных психодраматических техник в качестве
независимых вмешательств в рамках более традиционной вербальной психотерапии
(Kipper, 1997).
Фрагмент текста работы:
1.
Теоретические аспекты психологического консультирования
1.1
Определение понятия и основные принципы психологического консультирования Психологическое консультирование
— эффективный психологический процесс, призванный помочь человеку, попавшему в
трудную жизненную ситуацию.
Впервые возникший в древности и
эффективно используемый в религиозной конфессии вариант психической помощи
долгое время был частью психиатрии и подлежал не консультации, а
медикаментозному лечению только в середине 20 века, превратившись в полноценную
сферу психологии, помогающую человеку, попавшему в трудную ситуацию, раскрыть
свои чувства и проблемы специалисту, а затем попытаться научиться с ними
эффективно справляться.
Психологическое консультирование
в психологии-это не форма патологии, а вариант взаимодействия специалиста и
клиента с целью помочь в преодолении трудной жизненной ситуации, поиске
наилучшего решения или правильного пути [2].
Сам психологический процесс,
построенный в диалоговой форме, считается одной из частей
"практической" психологии, направленной на решение индивидуальных или
межличностных проблем посредством доверительных бесед.
Разнообразие психологических
течений и школ, а также методов психотерапии стало причиной отсутствия к этому
времени единой, общей концепции психологического консультирования. Во многом
это связано с проблемой разграничения психотерапии и консультирования,
понимаемой в первую очередь как межличностное взаимодействие, что происходит с
людьми со стабильной психикой, хорошим уровнем самосознания и ответственности,
и ее изучением в концепции медицинского и немедицинского подходов.
В концепции некоторых ученых
психиатрическое влияние и консультирование полностью разделены, как
диаметрально разные понятия, в то время как другие придерживаются мнения, что
вышеуказанные практики в чем-то схожи.
Именно так российские ученые
традиционно различают консультационные беседы и психиатрию, называя первый
методом "продажи советов", а второй-методом лечения, которое невозможно
без специального медицинского образования.
Западные эксперты в своих
определениях, наоборот, подчеркивают сходство понятий, приводя в качестве
достаточно веских оснований существенные правовые и этические аспекты оказания
психологической помощи [4].
Таким образом, в западной
концепции психотерапия обычно определяется как система терапевтических
воздействий на психику или процесс корректирующего воздействия на психически
больного человека, а консультирование определяется как: вид специфического
межличностного воздействия, в процессе которого пациент (клиент) оказывает
специальную профессиональную психологическую помощь, необходимую для решения
сложных жизненных ситуаций, возникших перед ним.
В "медицинских"
определениях психиатрия также обычно понимается как форма воздействия на
психику или через психику, в то время как этот подход фокусируется не на
объекте или субъекте, а на технике воздействия.
В отличие от психиатрии и
присущей ей психологической коррекции, направленной на полное, чаще всего,
медикаментозное выздоровление и реабилитацию пациента, консультирование не
имеет формы насильственного вмешательства и проводится более мягкими,
доброжелательными методами, направленными не на преобразование психики, а на
поиск путей решения уже существующих психологических проблем здорового
человека.
Реальные формы и элементы
консультирования намного старше "психиатрии" и широко практиковались
в древности, принимая форму предсказаний шаманов, гадалок и целителей, которые
давали свою оценку и предлагали определенные пути решения возникающих проблем.
Исповедь раскаявшегося грешника также рассматривается как вариант для
консультирования.
В такой форме консультирование
просуществовало до 20 века, и с развитием психотерапии, психоанализа и
психологических школ оно постепенно было выведено из "медицинского
крыла". став чисто психологическим методом и превратившись к 50 — м годам
прошлого века в консультационную психологию-отрасль, предназначенную для
разработки методов помощи клиенту, который не нуждается в лечении.
В отличие от психиатрии,
консультационная психология должна была активизировать у заявителя
дополнительные способности к поиску возможных решений для преодоления своей
кризисной ситуации. Основной формой воздействия этой методики была
консультативная беседа в форме диалога, в ходе которой один индивид
(консультант) помогает другому (клиенту) активизировать внутренние процессы,
необходимые для дальнейшей трансформации в позитивном ключе.
Отечественная психология, в
отличие от западной, предлагает свой собственный термин "психологическое
консультирование". Так, по словам Обозова Н. Н., в ходе работы психолог не
должен давать клиенту готовый вариант выхода из сложившейся ситуации, а лишь
разъясняет причины и последствия действий клиента. В то же время главная задача
специалиста — суметь показать пациенту ситуацию со стороны, изменить отношение
клиента, позволить шире взглянуть на ситуацию и изменить его отношение к
происходящему [6].
Доктор Копьева А. Ф.
рассматривает “диалогический прорыв” как высшую, кульминационную точку беседы,
в ходе которой клиент осознает проблему и намечает пути ее преодоления. Сама
консультация, по мнению специалиста, должна быть построена таким образом, чтобы
прямо или косвенно вывести клиента на диалог, как выявляя болезненные стороны возникшей
ситуации, так и ища резервные силы для ее правильного решения.
Исходя из различных точек зрения,
определение психологического консультирования должно включать [8]:
Помощь клиенту в осознании его
роли в возникшей проблеме;
Совместный поиск решения сложившейся
ситуации;
Акцент на независимые способности
индивида принимать правильные решения в будущем;
Обучение клиента новому для него
поведению.
Наиболее важные основы
консультативной психологии, как она развивалась под этими влияниями, находятся
в дифференциальной психологии и психометрической теории; основных процессах
обучения, восприятия, мотивации и эмоций; теории личности и динамики;
психологии развития; и в социальной психологии наряду с отдельными аспектами
экономики, социологии и антропологии. Избирательный акцент и организация
концепций и материалов из этих областей являются отличительным вкладом
консультативной психологии как предметной области знаний.
Хотя психологи-консультанты
опираются на широкий спектр научной литературы по психологии и поведению, одним
из признаков развития этой области является публикация журнала "Психология
консультирования", который начался в 1954 году.
Консультирование лучше всего
понимать как процесс, включающий оценку и консультирование как таковое. Оценка
включает систематический сбор, организацию и интерпретацию информации о
человеке и его ситуации. Консультирование это процесс, в котором
профессионально обученный человек и его клиент соотносят материалы, выявленные
в процессе оценки, с выбором и решениями, с которыми сталкивается клиент при
формировании целей и жизненных планов, по сути, обеспечивая клиенту условия для
обучения и решения проблем, в которых решающим элементом являются отношения,
установленные между консультантом и клиентом. Эти конструктивные отношения
характеризуются такими словами, как дружелюбие, принятие, искренность и
конфиденциальность, с точки зрения клиента. Установление таких отношений
представляет собой реальную проверку навыков консультирования; оно обеспечивает
психологическую среду, в которой специальные знания и понимание консультанта
могут быть наилучшим образом использованы клиентом при принятии решений и
решений, которые в полной мере реализуют его потенциальные возможности [10].
Хотя личное консультирование с
отдельными лицами является сердцем консультативной психологии,
психолог-консультант также играет активную роль в изучении и координации
общественных ресурсов, таких как трудоустройство, абилитативные и социальные
услуги, а также образовательные возможности, чтобы обеспечить всестороннее и
эффективное обслуживание своих клиентов. Все чаще психолог-консультант
востребован в качестве консультанта местных и государственных учреждений и
учреждений, занимающихся вопросами благосостояния и эффективности людей.
Психологи-консультанты предоставляют
услуги широкому кругу клиентов, многие из которых также обслуживаются
клиническими. производственно-организационный. руководство и школьные
психологи. Индивидуальные психологи-консультанты, как правило, специализируются
в одной области практики и используют методы оценки, которые имеют наибольшую
применимость в этой области.
Трудовая деятельность многих
консультантов и клинических психологов в значительной степени неразличима.
Представители обеих специальностей занимаются психотерапией с клиентами,
которые варьируются от людей с тяжелыми и хроническими нарушениями до тех, кто
страдает от ситуативных и опосредованных развитием трудностей. Ориентация
психологов-консультантов на развитие наиболее четко отличает их работу от
работы клинических психологов и психоаналитиков. Психологи-консультанты,
детские клинические психологи и школьные психологи также активно работают с
детьми и подростками. Школьные психологи работают в основном в образовательных
учреждениях с учителями, администраторами и социальными работниками, и они
часто ограничивают свою работу с детьми оценкой. Психологи-консультанты
работают с детьми и подростками во всем спектре услуг, и в их работе обычно
делается акцент на использовании процедур оценки в качестве прелюдии к
инициированию мероприятий, ориентированных на развитие.
Другие психологи-консультанты
специализируются на работе с клиентами, которые похожи на тех, кого обслуживают
производственно-организационные и управленческие психологи. Как
психологи-консультанты, так и персонал кадровых служб проводят такие
мероприятия, как индивидуальное консультирование, индивидуальное
психологическое тестирование, семинары по планированию карьеры, программы
организационной оценки, официальные учебные программы. Консультации,
наставничество и программы развития для специальных целевых групп (например, с
высоким потенциалом. завершенный. Женский. и работники из числа меньшинств;
руководители; работающие супруги; и родители l. Производственно-организационные
и управленческие психологи часто рассматривают проблемы и проблемы с
организационной точки зрения. однако. и их мероприятия призваны помочь
организациям функционировать более эффективно. В отличие от этого,
психологи-консультанты озабочены функционированием и развитием личности [12].