Курсовая теория на тему Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.1 Конституционное
право на социальное обеспечение: понятие и содержание
1.3.Классификация способов защиты прав граждан в сфере
социального обеспечения
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПЕНСИОННЫХ И ИНЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
2.1. Судебная практика по делам ,связанным с пенсионным
обеспечением
2.2.Рассмотрение судебных споров по защите прав инвалидов
на социальное обеспечение
2.3.Судебная защита прав лиц на страховые выплаты по
обязательному социальному страхованию..
Введение:
Актуальность темы исследования. Выбранная тема
актуальна по нескольким причинам. Увеличение продолжительности жизни — одно из
главнейших достижений человечества, глобальный процесс, который только начинает
«набирать обороты». Доля людей пожилого и старческого возраста в общей
численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня
составляет 26 %. Снижение темпов прироста населения на фоне его старения и
увеличения продолжительности жизни создает напряжение в здравоохранении и
социальной сфере. Экономические и социальные последствия этого уже не одно
десятилетие обсуждаются в научных и политических кругах. Катастрофическим старение
населения выглядит большей частью в изложении политически ангажированных
авторов. Истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как
представляется. Трудоспособное население всегда обслуживало и обеспечивало и
себя, и детей, и пожилых людей. Как утверждают демографы, «нагрузка на одного
трудоспособного сейчас идеальная — наименьшая за все время после 1950 года».
Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам, и Министерству
социального развития, и Министерству финансов и начать решать эту глобальную
задачу в комплексе, с учетом интересов всех категорий граждан.
Однако их также не достаточно. Мы видим
удручающее положение наших пенсионеров и детей, хотя всем известно, что для
того, чтобы оценить государство, нужно посмотреть как живут дети и старики.
В рамках это глобальной для нашей страны
проблемы необходимо разработать абсолютно иной концептуальный подход.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить
специфику и особенности права социального обеспечения в РФ, его историческое
развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Определить понятие социального обеспечения;
2. Определить нормативно-правовую базу,
регулирующую социальное обеспечение в России;
3. Проанализировать современное состояние
социального обеспечения в Российской Федерации;
4. Рассмотреть исторические этапы развития
социального обеспечения в России;
Объектом исследования выступает комплекс
общественных отношений, складывающихся в сфере правового и организационного регулирования
социального обеспечения в РФ.
Предметом исследования является социальное
обеспечение.
Методологическая основа исследования. В
процессе исследования использовался многоуровневый комплекс методов научного
познания, что было предопределено его целью и задачами.
Теоретическую основу исследования составили
фундаментальные труды ученых в области права социального обеспечения и
социальной политики государства, а также истории права, общей теории права,
логики, философии, конституционного, международного права и политологии.
Нормативная база исследования – общепризнанные
принципы и нормы международного права, положения Конституции Российской
Федерации, отечественного и зарубежного законодательства, связанного с
социальным обеспечением.
Структура работы определена целью и задачами
исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка.
Заключение:
Проведенный
в данном исследовании анализ нормативно-правовых актов в сфере социального
обеспечения населения позволяет отметить существенное увеличение компетенции
субъектов РФ в социальной сфере, т.к. Федеральным законом № 122-ФЗ от
22.08.2004 г. регионам переданы полномочия по самостоятельному правовому
регулированию целого ряда общественных отношений, в том числе и по социальному
обеспечению. Для установления основополагающих положений, позволяющих привести
к единообразию правовой статус личности при реализации права на социальное
обеспечение на всей территории России, необходимо предпринять действия по
разработке модельного нормативного правового акта в сфере социального
обеспечения для применения в нормотворческой деятельности субъектами РФ. Также
сегодняшняя модель разграничения полномочий в России характеризуется
фрагментарностью и неоднозначностью, нуждается в исчерпывающем закреплении
конкретных полномочий для федеральных и региональных органов с обязательным
определением источников финансирования выполняемого полномочия, закреплением и
регламентацией механизма данного финансирования, а также реализации права на
социальное обеспечение. Требуется четко закрепить на федеральном уровне единый
перечень минимально гарантированных социальных услуг доступных в равной мере
для всех нуждающихся не зависимо от места их проживания. Необходимо и
обязательно построение и сохранения унифицированного подхода к содержанию и
реализации права на социальное обеспечение.
Произвести
реализацию защиты прав граждан на социальное обеспечение, можно как в
административном, таки в судебном порядке. Ограничения права на социальное
обеспечение автор работы разделяет на следующие группы и
подгруппы: 1) ограничения прав на социальное обеспечение с целью исключения
злоупотребления данными правами: наложение ограничения на определенный вид
социального обеспечения в пределах конкретной организационно-правовой формы
социального обеспечения; ограничение посредством снижения объема социального
обеспечения, либо вовсе его лишением; определение пределов в сроках
предоставления социального обеспечения; 2) законодательные недоработки,
повлекшие за собой фактические ограничения прав граждан: проявляются в связи с
принятием новых правовых актов, частичным либо полным отсутствием механизмов
правового регулирования общественных отношений, пробельностью правового
массива, несвоевременностью проводимых изменений в законодательстве и т.п.
Анализ
практики деятельности КС РФ также позволил выделить для преодоления отдельных
проблемных аспектов защиты прав социальное обеспечение следую пути решения: 1)
для устранения нечеткости понятийного аппарата законодательства, — разработать
и ввести в правовой массив, произведя анализ выработанных позиций КС РФ такие
понятия, как «льгота», «компенсация» (с учетом их правовой природы) и др.; 2)
четко проработать систему прав на социальное обеспечение с максимально ясным
разграничение предметных сфер, а также с усмотрением наличия механизмов их
осуществления в нормативных правовых актах; 3) устранить имеющиеся
искусственные препятствия в виде требований предоставления документов, не
влияющих на социальное обеспечение; 4) разработать единую концепцию
законодательства о социальном обеспечении, которая бы систематизировала права
граждан в данной сфере и исключила внутриотраслевые и межотраслевые
противоречия; 5) проводить на этапе создания новых законопроектов
высококвалифицированную правовую экспертизу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.1
Конституционное право на социальное обеспечение:
понятие и содержание
Результатом становления России как
социального государства становится усиление значения социальных прав. Их
закрепляет как Конституция РФ, так и международные правовые акты. Поэтому
видится особо важным раскрыть понятие социальных прав в качестве существенного
элемента системы прав и свобод. Но и сегодня не найти единого подхода к
пониманию определения социальных прав ни в официальных документах, ни в научной
литературе.
Конституционные права и свободы –
это права и свободы, которые закреплены в Основном законе государства, а также
гарантируемая этим же Законом допустимость, обеспечивающая возможность каждому
человеку и гражданину без каких-либо трудностей, по собственной воле и свободно
определять для себя степень и меру поведения в социуме, использовать
общественные блага и в собственных целях и в целом для пользы общества.
По мнению З.Н. Ибрагимовой, для
конституционных прав характерны следующие свойства: являются основополагающими;
наделены высшей юридической силой; охраняются государством особым образом;
оказывают влияние на всех граждан РФ без исключения; возникают особым образом[1].
В
современном мире закрепленные в Конституции РФ социальные права и свободы человека
и гражданина выступают
наиболее важными, обращающими на себя
всеобщее внимание. Данные права и свободы являются инструментами для
стабилизации, а также закрепления в правовом массиве государства социальных
условий жизни личности, устанавливают статус человека в таких областях как
труд, занятость, быт, социальная защищенность, имея целью построение
предпосылок, с помощью которых будут защищены от определенных рисков члены
общества. Степень обеспеченности социальными правами и
свободами, нередко, определяется состоянием развития экономики и наличием
ресурсов, вследствие чего в соотношении с иными правами их гарантированность в
меньшей степени развита.
В
значительном большинстве научных работ, посвященных конституционному праву,
социальные права не рассматриваются отдельно от экономических и культурных, они
скорее составляют единый комплекс. И это только усложняет само осмысление
понятия социальных прав и их сущности.
Группа ученых-правоведов, таких как
М.В. Баглай, А.А. Мишин, К.В. Арановский и другие не считают социальные права
самостоятельным видом прав и трактует их в купе с экономическими и культурными,
относя к группе однородных прав. «Социально-экономические права и свободы
раскрывают правовое положение личности как члена гражданского общества[2]»,
утверждает А.А. Мишин. К.В. Арановский указывает, что человек может легко
определять свой личный правовой статус и в полном объеме использовать его, лишь
обладая едино социальными, культурными и экономическими правами[3].
Некоторые сложности
осознания природы социальных
прав, вариативность их перечней, трудности продуцирования механизмов
осуществления, их гарантий, контроля за их соблюдением государственными
органами – это все продиктовано, в первую очередь, безусловной разнородностью,
присущей им правовой природы и содержания, и также тем, что они относительно недавно
начали приниматься как основные права человека.
Незадолго до настоящего времени
господствовала западное – классическое либеральное – представление о сущности
социальных прав, в соответствии с ним – данные права не осмысливались в
качестве прав только в юридическом понимании. Им предавался смысл притязаний
человека к государству на извлечение какой-либо материальной выгоды,
обеспечивающей «достойный уровень жизни».
Вопреки существованию подобных
позиции, как в юридической науке, так и в судебной практике возрастает
тенденция понимания социальных прав, зафиксированных в Конституции, не столько
в качестве определенных ориентиров законодателя, а сколько в качестве основных
прав, одинаковых по силе действия с гражданскими и политическими. Более того, в
последнее время в правовой литературе неоднократно озвучивались позиции о том,
что необходимо разработать концепцию социального права как новой отрасли,которая
бы заменила имеющуюся концепцию права социального обеспечения. Среди таких
приверженцев М.И. Лепихов, Л.Н. Анисимов, Т.К. Миронова, М.В. Филиппова, Е.Б.
Хохлов и др.
Социальное право выступает
комплексной отраслью права, состоящей из различных отраслей и институтов
российского права (гражданского, административного, трудового, права
социального обеспечения и др.), направленных на социальную защиту населения.
Т.е. право социального обеспечения – это подотрасль социального права[4].
Также много говорится о социальной защите и о праве на нее как о многомерном
комплексном правовом образовании, которое вбирает нормы разных отраслей права,
включая право социального обеспечения. Т.К. Миронова предлагает назвать это
также социальным правом[5].
Система социального обеспечения сегодня постоянно трансформируется, появляются
новые субъекты (негосударственные пенсионные фонды, страховые медицинские
организации, новые виды и формы социального обеспечения). М.В. Филиппова и Е.Б.
Хохлов полагают, что социальное право — это явление, более обширное по своему
наполнению, в отличие от какой-то одной, пусть и специальной отрасли права[6].
Также М.В. Филиппова считает, что в системе права социальное право имеет более
высокий уровень, в отличие от отрасли права, объединяя нормы принадлежащие
отличным отраслям. Следует понимать социальное право в
качестве системы правоотношений и соответствующих правовых норм, в границах
которых определяется содержание и осуществляется социальная политика.
С подобными позициями сложно не
согласиться, ведь на самом деле, все отношения, так или иначе понимаемые в
обществе как социальное обеспечение, вбирают в себя гораздо больший объем
отношений, чем оговорено в ст. 39 Конституции РФ, пересекаясь то и дело с
разными отраслями права.[7][8]
Образующий элемент системы
неотъемлемых прав человека составляют экономические, социальные и культурные
права. Они являются основополагающими нормами, без следования которым в
сегодняшних реалиях невозможно гарантировать социальный прогресс, повышение
качества жизни, обеспечить достоинство, основы свободы, справедливости и мира.
Эта группа закрепленных конституцией
прав и свобод имеет существенные отличия от личных и политических прав и
свобод. Последние в юридической науке, как правило, определяются в качестве
негативных (человек наделен ими от природы; не зависят от государства; правовое
государство должно их обеспечить). Такие права воплощаются в законодательстве и
гарантируются государством.
Социальные же права имеют другую
природу и положение. Большая часть стран мира сегодня имеют рыночную экономику
со свойственной ей идеологией свободы личности, частной собственностью и предпринимательской активностью. Государству в таких
обстоятельствах очень непросто обеспечивать социальные блага для всего
населения, т.к. оно не имеет возможности для управления трудовыми ресурсами в
экономике, где превалирует частная собственность. Как следствие, возникает
неравенство, безработица, преступность, социальные противоречия, кризисы.
Следует сказать, что права и свободы
признаются Конституцией в качестве основных, не предполагается их деления по
степени важности. И этим доказывается их равнозначность.
Ключевые
свойства прав и свобод определены в Конституции: неотчуждаемость; естественный
характер; уважение чужих прав и свобод.
Подобным способом, создается
требуемое равновесие любого гражданского общества, где каждый, владея правами и
свободами, имеет защиту государства от посягательства на них.
Зафиксированные Конституцией РФ
права и свободы человека и гражданина, отличны от рядовых прав и свобод тем,
что точкой их возникновения являются, не непосредственно деяния индивидов и их
правоотношения, а политико-правовой и прочий статус лица как человека и
гражданина, указывающий на принадлежность его конкретному государству.
Конституционные права и свободы – каркас системы иных прав и свобод граждан,
они не имеют возможности существовать независимо.
Классификация прав на личные,
политические, социальные, экономические права и культурные дает возможность
осознания относительной целостности прав и свобод каждой группы. Такого прямого
разделение в Конституции РФ не дается, хотя в самом тексте присутствует
своеобразная сгруппированность прав согласно данным основаниям. Такая
классификация довольно условна, ведь некоторые права по присущему им характеру
могут быть причислены к разным группам. Так, свобода слова в одинаковой степени
может выступать и в качестве личного, и в качестве политического права. Любая
классификация прав и свобод является условной, т.к. все они неразделимы и
взаимосвязаны.
Конкретно
социальные права являются, таким образом, составным элементом, звеном целой
системы конституционной регламентации положения личности в социальной области
наряду со всеми прочими сферами жизни человека. Эту группу прав нужно понимать
в целостном единстве и взаимосвязи с иными правами. Реализацию личных и
политический прав возможно гарантировать только, если каждый человек будет
иметь соответствующие и равные возможности для удовлетворения основных нужд.
Все права, как первого, так и
второго поколений взаимозависимы и едины. В отсутствии одних невозможно
возникновение других.
Не смотря на то, что социальные
права признаются как основные в международных документах (Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах, Всеобщая декларация прав
человека [9]и
др.), все еще присутствует непризнание их равноценности политическим и
гражданским правам. Так, в США социальные права даже не являются
конституционными. А в Канаде данные права относят к правам третьего поколения
социальных групп населения (престарелые, молодежь, беженцы и др.), считая их
коллективными правами. Назначение социальных прав здесь – получение этими
группами одинаковых с остальными гражданами возможностей для реализации общих
прав[10].
Также приписывание социальным правам характера коллективных используется и
немецкими учеными по правам человека[11].
Как считает В.А. Карташкин, именно
во Всеобщей декларации прав человека и в Пактах о правах человека содержится
перечень основных прав, хотя и не является полным, потому как его следует
дополнить правами отдельных народов и наций[12].
Видится, что основными должно считать
права и свободы, заявленные международными соглашениями. Но такая точка зрения
не находит отражения в позициях Пактов о правах человека, согласно которым
«никакое ограничение или умаление каких то ни было основных прав человека,
признаваемых или существующих в какой-либо стране в силу закона, конвенций,
правил или обычаев[13]» не
санкционируется в виду того, что Пактами не признаются подобные права либо в
силу того, что они признаются в меньшей мере. Т.е., отнесение прав человека к
категории основных происходит не только с помощью фиксирования международными
соглашениями, но и отталкиваясь от закрепления в правовом массиве конкретной
страны. Исходя из содержания самой категории, основными нужно считать такие
основополагающие права, которые неотделимы от человека настолько, что
следование им требуемо любым государством, невзирая на участие в подобных
соглашениях. Соответственно, дробление прав на основные и неосновные носит
крайне условный характер. Это всецело расходится с духом и сутью понимания прав
и свобод в качестве неотделимых свойств личности, порождаемых самой природой и
социальными условиями воплощения личности.
Приписывание социальных прав к
правам «второго поколения» — это еще один признак, отражающий природу данных
прав, определяющий их место в системе основных прав и свобод.
[1]
Ибрагимова З.Н. Понятие и развитее социальных прав человека в России как
конституционных // Евразийский юридический журнал. 2016. № 5. С. 96.
[2]
Конституционное (государственное) право зарубежных стран : общая часть :
учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /
рук. авт. колл. и отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Б.А. Страшун. М., 2010. С.
312.
[3]
Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1998. С. 154.
[4]Лепихов
М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) :
Нормативно-правовые акты приведены по состоянию на 15 апреля 2000 г. М., 2000.
С. 9.
[5]Миронова
Т К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 204.
[6]
Филиппова М.В., Хохлов Е.Б. О понятии социального права // Российский ежегодник
трудового права. 2005. № 1. С. 494
[7]Об
экономических, социальных и культурных правах : Международный пакт от 16
декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17.
[8]Карташкин
В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С.
98.
[9]
Всеобщая декларация прав человека : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10
декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 05 апреля
[10]
Кочетков В.В. Социальное государство как антикризисная парадигма в США //
США-Канада : экономика, политика, культура. 2009. № 9. С. 51.