Курсовая теория на тему Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 5
1.1 Конституционное
право на социальное обеспечение: понятие и содержание 5
1.2.Общая характеристика юрисдикционной и неюрисдикционной
форм защиты прав граждан в сфере социального обеспечения. 12
1.3.Классификация способов защиты прав граждан в сфере
социального обеспечения 16
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПЕНСИОННЫХ И ИНЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН.. 21
2.1. Судебная практика по делам ,связанным с пенсионным
обеспечением. 21
2.2.Рассмотрение судебных споров по защите прав инвалидов
на социальное обеспечение. 24
2.3.Судебная защита прав лиц на страховые выплаты по
обязательному социальному страхованию.. 27
Заключение. 31
Список литературы.. 33
Введение:
Актуальность темы исследования. Выбранная тема
актуальна по нескольким причинам. Увеличение продолжительности жизни — одно из
главнейших достижений человечества, глобальный процесс, который только начинает
«набирать обороты». Доля людей пожилого и старческого возраста в общей
численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня
составляет 26 %. Снижение темпов прироста населения на фоне его старения и
увеличения продолжительности жизни создает напряжение в здравоохранении и
социальной сфере. Экономические и социальные последствия этого уже не одно
десятилетие обсуждаются в научных и политических кругах. Катастрофическим старение
населения выглядит большей частью в изложении политически ангажированных
авторов. Истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как
представляется. Трудоспособное население всегда обслуживало и обеспечивало и
себя, и детей, и пожилых людей. Как утверждают демографы, «нагрузка на одного
трудоспособного сейчас идеальная — наименьшая за все время после 1950 года».
Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам, и Министерству
социального развития, и Министерству финансов и начать решать эту глобальную
задачу в комплексе, с учетом интересов всех категорий граждан.
Однако их также не достаточно. Мы видим
удручающее положение наших пенсионеров и детей, хотя всем известно, что для
того, чтобы оценить государство, нужно посмотреть как живут дети и старики.
В рамках это глобальной для нашей страны
проблемы необходимо разработать абсолютно иной концептуальный подход.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить
специфику и особенности права социального обеспечения в РФ, его историческое
развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Определить понятие социального обеспечения;
2. Определить нормативно-правовую базу,
регулирующую социальное обеспечение в России;
3. Проанализировать современное состояние
социального обеспечения в Российской Федерации;
4. Рассмотреть исторические этапы развития
социального обеспечения в России;
Объектом исследования выступает комплекс
общественных отношений, складывающихся в сфере правового и организационного регулирования
социального обеспечения в РФ.
Предметом исследования является социальное
обеспечение.
Методологическая основа исследования. В
процессе исследования использовался многоуровневый комплекс методов научного
познания, что было предопределено его целью и задачами.
Теоретическую основу исследования составили
фундаментальные труды ученых в области права социального обеспечения и
социальной политики государства, а также истории права, общей теории права,
логики, философии, конституционного, международного права и политологии.
Нормативная база исследования – общепризнанные
принципы и нормы международного права, положения Конституции Российской
Федерации, отечественного и зарубежного законодательства, связанного с
социальным обеспечением.
Структура работы определена целью и задачами
исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка.
Заключение:
Проведенный
в данном исследовании анализ нормативно-правовых актов в сфере социального
обеспечения населения позволяет отметить существенное увеличение компетенции
субъектов РФ в социальной сфере, т.к. Федеральным законом № 122-ФЗ от
22.08.2004 г. регионам переданы полномочия по самостоятельному правовому
регулированию целого ряда общественных отношений, в том числе и по социальному
обеспечению. Для установления основополагающих положений, позволяющих привести
к единообразию правовой статус личности при реализации права на социальное
обеспечение на всей территории России, необходимо предпринять действия по
разработке модельного нормативного правового акта в сфере социального
обеспечения для применения в нормотворческой деятельности субъектами РФ. Также
сегодняшняя модель разграничения полномочий в России характеризуется
фрагментарностью и неоднозначностью, нуждается в исчерпывающем закреплении
конкретных полномочий для федеральных и региональных органов с обязательным
определением источников финансирования выполняемого полномочия, закреплением и
регламентацией механизма данного финансирования, а также реализации права на
социальное обеспечение. Требуется четко закрепить на федеральном уровне единый
перечень минимально гарантированных социальных услуг доступных в равной мере
для всех нуждающихся не зависимо от места их проживания. Необходимо и
обязательно построение и сохранения унифицированного подхода к содержанию и
реализации права на социальное обеспечение.
Произвести
реализацию защиты прав граждан на социальное обеспечение, можно как в
административном, таки в судебном порядке. Ограничения права на социальное
обеспечение автор работы разделяет на следующие группы и
подгруппы: 1) ограничения прав на социальное обеспечение с целью исключения
злоупотребления данными правами: наложение ограничения на определенный вид
социального обеспечения в пределах конкретной организационно-правовой формы
социального обеспечения; ограничение посредством снижения объема социального
обеспечения, либо вовсе его лишением; определение пределов в сроках
предоставления социального обеспечения; 2) законодательные недоработки,
повлекшие за собой фактические ограничения прав граждан: проявляются в связи с
принятием новых правовых актов, частичным либо полным отсутствием механизмов
правового регулирования общественных отношений, пробельностью правового
массива, несвоевременностью проводимых изменений в законодательстве и т.п.
Анализ
практики деятельности КС РФ также позволил выделить для преодоления отдельных
проблемных аспектов защиты прав социальное обеспечение следую пути решения: 1)
для устранения нечеткости понятийного аппарата законодательства, — разработать
и ввести в правовой массив, произведя анализ выработанных позиций КС РФ такие
понятия, как «льгота», «компенсация» (с учетом их правовой природы) и др.; 2)
четко проработать систему прав на социальное обеспечение с максимально ясным
разграничение предметных сфер, а также с усмотрением наличия механизмов их
осуществления в нормативных правовых актах; 3) устранить имеющиеся
искусственные препятствия в виде требований предоставления документов, не
влияющих на социальное обеспечение; 4) разработать единую концепцию
законодательства о социальном обеспечении, которая бы систематизировала права
граждан в данной сфере и исключила внутриотраслевые и межотраслевые
противоречия; 5) проводить на этапе создания новых законопроектов
высококвалифицированную правовую экспертизу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.1 Конституционное право на социальное обеспечение:
понятие и содержание Результатом становления России как
социального государства становится усиление значения социальных прав. Их
закрепляет как Конституция РФ, так и международные правовые акты. Поэтому
видится особо важным раскрыть понятие социальных прав в качестве существенного
элемента системы прав и свобод. Но и сегодня не найти единого подхода к
пониманию определения социальных прав ни в официальных документах, ни в научной
литературе.
Конституционные права и свободы –
это права и свободы, которые закреплены в Основном законе государства, а также
гарантируемая этим же Законом допустимость, обеспечивающая возможность каждому
человеку и гражданину без каких-либо трудностей, по собственной воле и свободно
определять для себя степень и меру поведения в социуме, использовать
общественные блага и в собственных целях и в целом для пользы общества.
По мнению З.Н. Ибрагимовой, для
конституционных прав характерны следующие свойства: являются основополагающими;
наделены высшей юридической силой; охраняются государством особым образом;
оказывают влияние на всех граждан РФ без исключения; возникают особым образом[1].
В
современном мире закрепленные в Конституции РФ социальные права и свободы человека
и гражданина выступают
наиболее важными, обращающими на себя
всеобщее внимание. Данные права и свободы являются инструментами для
стабилизации, а также закрепления в правовом массиве государства социальных
условий жизни личности, устанавливают статус человека в таких областях как
труд, занятость, быт, социальная защищенность, имея целью построение
предпосылок, с помощью которых будут защищены от определенных рисков члены
общества. Степень обеспеченности социальными правами и
свободами, нередко, определяется состоянием развития экономики и наличием
ресурсов, вследствие чего в соотношении с иными правами их гарантированность в
меньшей степени развита.
В
значительном большинстве научных работ, посвященных конституционному праву,
социальные права не рассматриваются отдельно от экономических и культурных, они
скорее составляют единый комплекс. И это только усложняет само осмысление
понятия социальных прав и их сущности.
Группа ученых-правоведов, таких как
М.В. Баглай, А.А. Мишин, К.В. Арановский и другие не считают социальные права
самостоятельным видом прав и трактует их в купе с экономическими и культурными,
относя к группе однородных прав. «Социально-экономические права и свободы
раскрывают правовое положение личности как члена гражданского общества[2]»,
утверждает А.А. Мишин. К.В. Арановский указывает, что человек может легко
определять свой личный правовой статус и в полном объеме использовать его, лишь
обладая едино социальными, культурными и экономическими правами[3].
Некоторые сложности
осознания природы социальных
прав, вариативность их перечней, трудности продуцирования механизмов
осуществления, их гарантий, контроля за их соблюдением государственными
органами – это все продиктовано, в первую очередь, безусловной разнородностью,
присущей им правовой природы и содержания, и также тем, что они относительно недавно
начали приниматься как основные права человека.
Незадолго до настоящего времени
господствовала западное – классическое либеральное – представление о сущности
социальных прав, в соответствии с ним – данные права не осмысливались в
качестве прав только в юридическом понимании. Им предавался смысл притязаний
человека к государству на извлечение какой-либо материальной выгоды,
обеспечивающей «достойный уровень жизни».
Вопреки существованию подобных
позиции, как в юридической науке, так и в судебной практике возрастает
тенденция понимания социальных прав, зафиксированных в Конституции, не столько
в качестве определенных ориентиров законодателя, а сколько в качестве основных
прав, одинаковых по силе действия с гражданскими и политическими. Более того, в
последнее время в правовой литературе неоднократно озвучивались позиции о том,
что необходимо разработать концепцию социального права как новой отрасли,которая
бы заменила имеющуюся концепцию права социального обеспечения. Среди таких
приверженцев М.И. Лепихов, Л.Н. Анисимов, Т.К. Миронова, М.В. Филиппова, Е.Б.
Хохлов и др.
Социальное право выступает
комплексной отраслью права, состоящей из различных отраслей и институтов
российского права (гражданского, административного, трудового, права
социального обеспечения и др.), направленных на социальную защиту населения.
Т.е. право социального обеспечения – это подотрасль социального права[4].
Также много говорится о социальной защите и о праве на нее как о многомерном
комплексном правовом образовании, которое вбирает нормы разных отраслей права,
включая право социального обеспечения. Т.К. Миронова предлагает назвать это
также социальным правом[5].
Система социального обеспечения сегодня постоянно трансформируется, появляются
новые субъекты (негосударственные пенсионные фонды, страховые медицинские
организации, новые виды и формы социального обеспечения). М.В. Филиппова и Е.Б.
Хохлов полагают, что социальное право — это явление, более обширное по своему
наполнению, в отличие от какой-то одной, пусть и специальной отрасли права[6].
Также М.В. Филиппова считает, что в системе права социальное право имеет более
высокий уровень, в отличие от отрасли права, объединяя нормы принадлежащие
отличным отраслям. Следует понимать социальное право в
качестве системы правоотношений и соответствующих правовых норм, в границах
которых определяется содержание и осуществляется социальная политика.
С подобными позициями сложно не
согласиться, ведь на самом деле, все отношения, так или иначе понимаемые в
обществе как социальное обеспечение, вбирают в себя гораздо больший объем
отношений, чем оговорено в ст. 39 Конституции РФ, пересекаясь то и дело с
разными отраслями права.[7][8]
Образующий элемент системы
неотъемлемых прав человека составляют экономические, социальные и культурные
права. Они являются основополагающими нормами, без следования которым в
сегодняшних реалиях невозможно гарантировать социальный прогресс, повышение
качества жизни, обеспечить достоинство, основы свободы, справедливости и мира.
Эта группа закрепленных конституцией
прав и свобод имеет существенные отличия от личных и политических прав и
свобод. Последние в юридической науке, как правило, определяются в качестве
негативных (человек наделен ими от природы; не зависят от государства; правовое
государство должно их обеспечить). Такие права воплощаются в законодательстве и
гарантируются государством.
Социальные же права имеют другую
природу и положение. Большая часть стран мира сегодня имеют рыночную экономику
со свойственной ей идеологией свободы личности, частной собственностью и предпринимательской активностью. Государству в таких
обстоятельствах очень непросто обеспечивать социальные блага для всего
населения, т.к. оно не имеет возможности для управления трудовыми ресурсами в
экономике, где превалирует частная собственность. Как следствие, возникает
неравенство, безработица, преступность, социальные противоречия, кризисы.
Следует сказать, что права и свободы
признаются Конституцией в качестве основных, не предполагается их деления по
степени важности. И этим доказывается их равнозначность.
Ключевые
свойства прав и свобод определены в Конституции: неотчуждаемость; естественный
характер; уважение чужих прав и свобод.
Подобным способом, создается
требуемое равновесие любого гражданского общества, где каждый, владея правами и
свободами, имеет защиту государства от посягательства на них.
Зафиксированные Конституцией РФ
права и свободы человека и гражданина, отличны от рядовых прав и свобод тем,
что точкой их возникновения являются, не непосредственно деяния индивидов и их
правоотношения, а политико-правовой и прочий статус лица как человека и
гражданина, указывающий на принадлежность его конкретному государству.
Конституционные права и свободы – каркас системы иных прав и свобод граждан,
они не имеют возможности существовать независимо.
Классификация прав на личные,
политические, социальные, экономические права и культурные дает возможность
осознания относительной целостности прав и свобод каждой группы. Такого прямого
разделение в Конституции РФ не дается, хотя в самом тексте присутствует
своеобразная сгруппированность прав согласно данным основаниям. Такая
классификация довольно условна, ведь некоторые права по присущему им характеру
могут быть причислены к разным группам. Так, свобода слова в одинаковой степени
может выступать и в качестве личного, и в качестве политического права. Любая
классификация прав и свобод является условной, т.к. все они неразделимы и
взаимосвязаны.
Конкретно
социальные права являются, таким образом, составным элементом, звеном целой
системы конституционной регламентации положения личности в социальной области
наряду со всеми прочими сферами жизни человека. Эту группу прав нужно понимать
в целостном единстве и взаимосвязи с иными правами. Реализацию личных и
политический прав возможно гарантировать только, если каждый человек будет
иметь соответствующие и равные возможности для удовлетворения основных нужд.
Все права, как первого, так и
второго поколений взаимозависимы и едины. В отсутствии одних невозможно
возникновение других.
Не смотря на то, что социальные
права признаются как основные в международных документах (Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах, Всеобщая декларация прав
человека [9]и
др.), все еще присутствует непризнание их равноценности политическим и
гражданским правам. Так, в США социальные права даже не являются
конституционными. А в Канаде данные права относят к правам третьего поколения
социальных групп населения (престарелые, молодежь, беженцы и др.), считая их
коллективными правами. Назначение социальных прав здесь – получение этими
группами одинаковых с остальными гражданами возможностей для реализации общих
прав[10].
Также приписывание социальным правам характера коллективных используется и
немецкими учеными по правам человека[11].
Как считает В.А. Карташкин, именно
во Всеобщей декларации прав человека и в Пактах о правах человека содержится
перечень основных прав, хотя и не является полным, потому как его следует
дополнить правами отдельных народов и наций[12].
Видится, что основными должно считать
права и свободы, заявленные международными соглашениями. Но такая точка зрения
не находит отражения в позициях Пактов о правах человека, согласно которым
«никакое ограничение или умаление каких то ни было основных прав человека,
признаваемых или существующих в какой-либо стране в силу закона, конвенций,
правил или обычаев[13]» не
санкционируется в виду того, что Пактами не признаются подобные права либо в
силу того, что они признаются в меньшей мере. Т.е., отнесение прав человека к
категории основных происходит не только с помощью фиксирования международными
соглашениями, но и отталкиваясь от закрепления в правовом массиве конкретной
страны. Исходя из содержания самой категории, основными нужно считать такие
основополагающие права, которые неотделимы от человека настолько, что
следование им требуемо любым государством, невзирая на участие в подобных
соглашениях. Соответственно, дробление прав на основные и неосновные носит
крайне условный характер. Это всецело расходится с духом и сутью понимания прав
и свобод в качестве неотделимых свойств личности, порождаемых самой природой и
социальными условиями воплощения личности.
Приписывание социальных прав к
правам «второго поколения» — это еще один признак, отражающий природу данных
прав, определяющий их место в системе основных прав и свобод. [1]
Ибрагимова З.Н. Понятие и развитее социальных прав человека в России как
конституционных // Евразийский юридический журнал. 2016. № 5. С. 96. [2]
Конституционное (государственное) право зарубежных стран : общая часть :
учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /
рук. авт. колл. и отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Б.А. Страшун. М., 2010. С.
312. [3]
Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1998. С. 154. [4]Лепихов
М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) :
Нормативно-правовые акты приведены по состоянию на 15 апреля 2000 г. М., 2000.
С. 9. [5]Миронова
Т К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 204. [6]
Филиппова М.В., Хохлов Е.Б. О понятии социального права // Российский ежегодник
трудового права. 2005. № 1. С. 494 [7]Об
экономических, социальных и культурных правах : Международный пакт от 16
декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. [8]Карташкин
В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С.
98. [9]
Всеобщая декларация прав человека : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10
декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 05 апреля [10]
Кочетков В.В. Социальное государство как антикризисная парадигма в США //
США-Канада : экономика, политика, культура. 2009. № 9. С. 51. [11]
Александрова А.В. Социальные права в конституционном праве Германии : история и
современность // История государства и права : федеральный научно-правовой
журнал. 2012. № 8. С. 21. [12]
Карташкин В.А. Указ. соч. С. 28 [13]
Международное право: учебник / отв. ред. С. А. Егоров. Москва, 2014. С. 617