Курсовая теория на тему Формы и методы подготовки старшеклассников к действиям в условиях террористического акта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ. 6
1.1 Направления
работы по профилактике экстремизма и терроризма в современной школе. 6
1.2. Педагогические
условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
образовательных учреждений. 10
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА.. 18
2.1. Методика
обучения учащихся правилам поведения при угрозе террористического акта. 18
2.2. Формирование
готовности у обучающихся к действиям в опасных ситуациях социального характера. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Актуальность темы. На
сегодняшний день, как в Российской Федерации, так и во всём мире, наиболее
опасной проблемой для личности, общества и государства является терроризм,
отличительной особенностью которого является то, что для достижения
поставленных целей радикальные объединения активно используют факторы
психологического воздействия на общество (страх, ужас) и, зачастую, прибегают к
физической расправе, к смерти неповинных людей. Для совершения террористических
актов, террористы выбирают наименее защищенные объекты, в число которых входят
и образовательные организации [14]. Особую угрозу для национальной безопасности
России приобретает нацеленность террористических объединений на вовлечение в
свои ряды молодежи, посредством использования возрастных особенностей
подрастающего поколения, таких как стремление к героизму, получение новых ярких
эмоций, поиск своего предназначения и многих других [4].
Нацеленность
террористов на молодежь, как ключевой объект агитационного воздействия,
приводит к необходимости организации работы по профилактике терроризма и
формированию антитеррористической личностной позиции на всех уровнях, начиная
от семьи и образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного
образования и заканчивая органами государственной власти [13].
Психологические
особенности детей этого возраста (любопытство, неосмотрительность, наивность и
др.) часто являются личностными факторами, способствующими возникновению
экстремальных ситуаций. Незнание способов поведения в экстремальных ситуациях,
неготовность к их самостоятельному разрешению не позволяют школьникам находить
эффективные выходы из них. Психические реакции детей на экстремальные условия
надолго могут лишить ребенка способности к рациональным поступкам и действиям,
вызвать дезорганизацию психической деятельности, способствовать возникновению
неврозов, различного рода заболеваний.
Необходимость
исследований в выбранной области продиктована недостаточной осведомленностью
учителей, школьников и их родителей по вопросам поведения в экстремальных
ситуациях и профилактики их возникновения. Первым шагом к изучению данной
проблемы может стать выявление сущностных характеристик экстремальных ситуаций,
систематизация представлений об их разновидностях, разработка современной
классификации экстремальных ситуаций, встречающихся в жизнедеятельности
школьников.
Степень разработанности
темы. Исследованиями по формированию
образовательных программ в сфере безопасности жизнедеятельности занимались
такие известные авторы, как В.В. Гафнер, Л.Н. Горина, А.А. Михайлов, В.Н. Мошкин,
С.В. Петров, Ю.В. Репин и многие другие. Авторы считали, что своевременное
обучение детей безопасному поведению будет способствовать обеспечению
безопасности жизни ребенка в окружающей среде.
Цель исследования: на основе теоретического изучения проблем,
связанных с обеспечением безопасности, проанализировать формы и методы
подготовки старшеклассников к действиям в условиях террористического акта.
Объект исследования: формирование антитеррористического
поведения школьников.
Предмет исследования:
педагогические средства подготовки старшеклассников в рамках курса основ
безопасности жизнедеятельности к действиям при угрозе террористического акта.
Для реализации поставленной цели были определены следующие
задачи исследования:
— выделить и охарактеризовать основные направления
работы по профилактике экстремизма и терроризма в современной школе;
Заключение:
В
результате проведенного исследования была достигнута, реализованы поставленные
задачи. По итогам раскрытия основных задач были сформулированы следующие
основные выводы.
Обучение безопасному поведению ребенка – это
процесс и результат приобретения индивидуального опыта, который выражается в
стабильном изменении поведения, обеспечивающем безопасную жизнь. Ключевая роль
в обеспечении безопасности жизни человека, в частности детей школьного
возраста, принадлежит образованию, которое формирует осознанный и ответственный
подход к проблеме личной безопасности и готовности к безопасному поведению в
молодом возрасте.
Под терроризмом понимается идеология насилия и
практика воздействия на принятие решения различными органами власти, связанные
с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных
действий.
Для борьбы с этим явлением требуются меры комплексного
характера. Существенным фактором противостояния террористической угрозе
является систематическая масштабная подготовка населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях террористического характера.
Она касается населения всех возрастов, но, на наш
взгляд, обучение основам антитеррористической подготовки требуется в первую
очередь детям. Они – это особая категория обучаемых, так как в критических
ситуациях социального характера они бравируют храбростью, что приводит к
агрессивным действиям со стороны террористов. Также в условиях чрезвычайных
ситуаций, по мнению психологов, дети могут впадать в ступор, что не позволяет
им адекватно действовать в возникшей ситуации террористической угрозы или во
время проведения терактов.
На уроках дети в основном получают знания по
основам терроризма, а в этой сфере чрезвычайно важно не только дать школьникам
необходимые знания, но и сформировать необходимые умения и навыки действий в
чрезвычайной ситуации террористического характера.
Для успешной подготовки обучающихся к
планированию и действиям в опасных ситуациях социального характера необходимо
создать благоприятные педагогические условия.
Формированию
умений правильно действовать в опасных для жизни и здоровья ситуациях
способствует систематически организованная образовательная деятельность. На
основании полученных результатов можно сделать вывод, что применение
квест-технологий в образовательном процессе способствует формированию у
обучающихся осознанного отношения к вопросам безопасности, необходимых
практических умений и навыков. Применение квестов в учебной деятельности
способствует повышению мотивации в изучении учебных предметов, в частности
основ безопасности жизнедеятельности. Проигрывая конкретные ситуации-задания,
школьники учатся основам самоорганизации, взаимопомощи, умению работать в
команде, планировать, распределять роли и функции, что способствует повышению
информационной культуры, воспитанию дружеских, доброжелательных взаимоотношений
со всеми участниками коллектива. Кроме того, квест-технология нацелена на
развитие индивидуальности каждого ученика, создание комфортных условий для
успешной деятельности, что благоприятно сказывается на процессе обучения и его
результатах. Благодаря конструктивности, доступности и относительной простоте
использования такие интерактивные технологии представляют собой эффективный
превентивный инструмент для обеспечения безопасного поведения.
Таким образом, использование педагогических
технологий дает возможность проектировать учебный процесс по ОБЖ на основе
деятельностного подхода, формировать ключевые компетенции учащихся и тем самым
повышать эффективность образовательного процесса по ОБЖ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 1.1
Направления работы по профилактике экстремизма и терроризма в современной школе Понятие
«экстремальный» происходит от латинского extremus, что означает крайний,
необычный по трудности, сложности. Слово «ситуация» берет начало от латинского
situs и буквально переводится как «положение, обстановка, расположение,
совокупность обстоятельств» [2].
Склонность
человека к терроризму и экстремизму, как стало очевидным в последнее время,
формируется еще со школьной скамьи, где какое-то время существует в латентном
виде. В настоящее время изменились механизмы террористической угрозы, в
частности произошло создание и развитие не открытых силовых форм, а
информационных, психологических и идеологических способов проникновения
терроризма в молодежную и подростковую среду. Являясь одной из форм
идеологического противостояния, терроризм ведет усиленную невидимую борьбу за
мысли и чувства подрастающего поколения.
Важной
задачей в связи с такой обстановкой является воспитание у молодежи иммунитета к
различным формам экстремизма и терроризма. Согласно Федеральному закону «Об
образовании в Российской Федерации» первостепенными задачами образовательной
организации являются следующие: «охрана жизни и укрепление физического и
психического здоровья детей; воспитание с учетом возрастных категорий у детей
гражданственности, уважения к правилам и свободам человека, любви к Родине,
семье, окружающей природе; взаимодействие с семьями детей для обеспечения
полноценного их развития; обеспечение необходимой коррекции недостатков в
физическом и психическом развитии детей; оказание консультативной и
методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания,
обучения и развития детей» [1].
Комплексное
решение данных задач формирует личность, способную жить в мире и согласии с
собой и окружающими. При этом внешние риски, такие как социально-экономический
кризис, расслоение население по культурному, религиозному, национальному
признаку, возможность стремительного распространения деструктивной информации
через сеть Интернет, обусловливают необходимость принятия дополнительных мер по
купированию террористических и экстремистских тенденций в образовательных организациях
различного уровня.
Сегодня
система образования в нашей стране – от дошкольного до профессионального –
является важнейшим компонентом социокультурной жизни общества. Только в нем
формируются мировоззренческие установки, гражданская позиция, развиваются
личностные наклонности и интересы подростков. Именно в школе ребенок активно
социализируется, приобретает понимание ценности здорового коллективизма и
гуманного отношения к окружающим людям [2].
Педагогам
образовательных организаций необходимо организовать целенаправленную работу по
привлечению подростков и молодежи к межнациональному, межкультурному и
межконфессиональному диалогу и взаимодействию. Все субъекты профессиональной
деятельности в рамках своих компетенций осуществляют работу в школе по профилактике
экстремизма.
Несмотря
на то, что содержание этой деятельности разнообразно, оно подчинено единой цели
– блокированию экстремистских и террористических проявлений в школьной среде.
Директор осуществляет контроль за соблюдением нормативно-правовых оснований
профилактики экстремизма в образовательной организации; обеспечивает
возможности для организации содержательного и полезного досуга подростков
(клубы, секции, кружки, объединения); производит контроль и несет
ответственность за реализацию безопасной жизнедеятельности в школе, внедрение
методических рекомендаций по профилактике экстремизма в учебно-воспитательный
процесс.
Исходя
из специфики антиэкстремистской и антитеррористической деятельности каждого
элемента системы школы, можно выделить основные направления деятельности по
профилактике распространения этих деструктивных проявлений:
–
создание условий для активной деятельности подростков во внеурочное время
(секции, кружки, общественно-полезные объединения и движения), то есть
предложение подрастающему поколению различных вариантов проведения интересного
досуга;