Курсовая теория на тему Формы и методы эстетического воспитания младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.Теоретические основы
эстетического воспитания младших школьников. 4
1.1. Характеристика особенностей
эстетического воспитания. 4
1.2. Анализ научных концепций по проблеме
эстетического воспитания. 8
1.3. Психолого-педагогическая
характеристика младшего школьного возраста. 12
1.4. Формы и методы эстетического
воспитания младших школьников. 16
Заключение. 20
Список использованных источников. 22
Введение:
Актуальность. Преобразования в экономической и политической сфере,
интенсификация в развитии науки, информационных и коммуникационных технологиях,
ускорение темпов жизни, — все эти кардинальные общественные перестройки свидетельствуют об изменении
действительности, обусловившей ценностно-нормативные сдвиги в жизни общества, в
связи с чем актуальность приобретают проблемы эстетического воспитания
подрастающего поколения.
В последнее время
возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, способствующего
формированию всесторонне развитой, духовно богатой личности средствами
искусства, художественно-творческой деятельности. Знакомство детей с красотой
окружающего мира не только развивает их ум и чувства, но к тому же способствует
развитию фантазии и воображения.
Младший школьный возраст
— важнейший этап становления и социализации личности, характеризующийся
приобщением ребенка к познанию окружающего мира, развитием самостоятельности
мышления, познавательного интереса и любознательности. Именно этот возраст
благоприятен для формирования основ эстетического воспитания посредством
педагогического сопровождения развития таких качеств, как художественный вкус,
эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть, чувствовать
красоту и гармонию, эстетически ее оценивать.
Проблемы эстетического
воспитания широко освещены в трудах как психологов (В.Г. Асеев, Л.И. Божович,
В.С. Ильин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.), так и педагогов (И.Ф. Гончаров,
Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.). С.Т. Шацким, А.С. Макаренко
большое внимание уделяли идеям о единстве красоты и нравственности, высоко
оценивая воспитательное значение как классических произведений искусства, так и
продуктов народного творчества. С преобразованием взглядов на эстетику
акцентируется внимание на взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным,
и многими учеными (В.Н. Шацким, Б.Т. Лихачевым и др.) подчеркивается значимость
эстетического воспитания в целостном воспитательном процессе. М.В. Богомоловой
раскрывается значимость вопросов эстетического воспитания, выявляется влияние
экспериментальных методик и программ на воспитание эстетической восприимчивости
современных детей. Как отмечали многие педагоги, деятели культуры (А. С.
Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой), важно уже в
детстве формировать личность и эстетическую культуру.
Несмотря на возрастающий научный интерес к изучаемой
проблеме, в настоящее время отмечается недостаток работ, посвященных изучению
форм и методов эстетического воспитания подрастающего поколения, что обусловило
выбор темы исследования.
Заключение:
Теоретический анализ
педагогической и искусствоведческой литературы показал, что в последнее время
возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста. Актуальность исследований в данной области
определяется необходимостью формирования эстетической культуры подрастающего
поколения и возросшей потребностью общества в воспитании человека XXI века, умеющего видеть прекрасное
вокруг себя и создавать прекрасное в художественно-творческой деятельности.
Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в
области прекрасного, а цель эстетического воспитания — это формирование
нравственно-эстетического идеала, художественно-эстетической культуры,
способностей к эстетическому восприятию окружающей действительности.
В рамках эстетического воспитания решаются следующие задачи:
формирование художественно-эстетических потребностей, развитие эстетического
восприятия окружающего мира, формирование эмоций и переживаний эстетической
направленности.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для
эстетического воспитания. В младшем школьном возрасте закладываются основы будущего развития
человека, приобщения его к познанию мира, развитие эстетического восприятия
природы, искусства и окружающей действительности, а также активное
развитие воображения, фантазии, творческого мышления, познавательной
активности, любознательности.
Целью эстетического воспитания младших школьников является развитие
нравственно-эстетического гуманистического эталона гармоничного развития
индивида, умения видеть, слышать, осознавать и воспроизводить прекрасное.
Эстетическое воспитание не только способствует
развитию художественно-эстетических способностей, но и интенсифицирует рост
самосознания, содействует становлению социальной позиции, основанной на
гуманистических ценностях, гармонизирует эмоционально-коммуникативное развитие,
создает возможности для организации совместной творческой деятельности
учащихся, и выполняет компенсаторные функции.
Эффективность
эстетического воспитания младших школьников обеспечивается совокупностью
педагогических условий: преемственностью исторически сложившихся и современных
ценностей воспитания; ориентацией на взаимосвязь
художественно-эстетической деятельности школьников с их жизненной стратегией;
комплексным сочетанием классных (чтение, технология, музыка, искусство),
внеклассных, внешкольных занятий, факультативных курсов, кружковой работы,
экскурсионной деятельности; единством общего психического и художественного
развития школьников; учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Среди методов эстетического воспитания младших школьников выделяют:
словесные (вербальные), наглядные методы; методы убеждения, приучения,
проблемных ситуаций, методы воспитания эмоционально-положительной отзывчивости;
объяснение, пример, описание, педагогические показы. Эстетическое воспитание
происходит наиболее успешно при чётком подборе учебного материала, умении
владеть различными методами и приёмами, применяя разнообразные формы работы и
современные информационно-коммуникационные технологии.
Эстетическое воспитание может быть организовано с использованием
различных форм работы с детьми младшего школьного возраста: по принципу
управления деятельностью; по количеству обучающихся (фронтальная, групповая,
индивидуальная); по видам деятельности (занятия, театрализованные игры, экскурсии,
праздники и т.д.).
Фрагмент текста работы:
Актуальность исследований в области
эстетического воспитания определяется необходимостью формирования эстетической
культуры подрастающего поколения и возросшей потребностью общества в воспитании
человека XXI века, умеющего видеть
прекрасное вокруг себя и создавать прекрасное в художественно-творческой
деятельности. Н. И. Киященко в работе «Современные концепции эстетического
воспитания» говорит о том, что без воспитания, формирования и развития
культурно образованного и эстетически развитого человека у России нет шансов
быстро и безболезненно войти в сообщество современных цивилизованных и
культурных народов [22].
В Национальной доктрине образования в
Российской Федерации эстетическое воспитание определяется как «система
мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке
способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и
возвышенное в жизни и искусстве» [1].
Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эстетика»,
обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого
aisthetikos, что означает «ощущение, чувство». Поэтому в общем плане эстетическое
воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного.
Сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего
поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в
искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов, в развитии
творческих задатков и дарований в области художественно-творческой деятельности
[28]. С.Г. Корниенко выделены такие структурные компоненты эстетического
воспитания, как эстетическое образование (теоретические и ценностные основы
эстетической культуры личности); художественное воспитание (теоретические и
прикладные аспекты, формирующие художественную культуру личности); эстетическое
самообразование и самовоспитание; воспитание творческих способностей [10].
Цель эстетического воспитания — это
формирование нравственно-эстетического идеала, обусловливающего способность человека
видеть, понимать и творить красоту [36]. Конечной целью эстетического
воспитания является воспитание встесторонне развитой личности, умеющей творить
добро, понимающей красоту жизни и искусства. В.Н. Шацкая подчеркивает, что
эстетическое воспитание способствует формированию эстетического отношения
учащихся к произведениям искусства [29]. Целью эстетического воспитания
школьников является формирование художественно-эстетической культуры, развитие
творческих способностей, а также способностей к эстетическому восприятию окружающей
действительности. В свою очередь, вся совокупность задач подразделяется на
соответствующие направления.
Такие ученые, как Н. Киященко, Г. Лабковская,
Д. Лихачев и др. описывают следующие цели эстетического воспитания:
— обогащение школьников необходимым
элементарным запасом эстетических знаний и впечатлений, формирующих интерес к
эстетически значимым предметам и явлениям окружающего мира;
— развитие
умений к художественному и эстетическому восприятию социально-психологических
качеств личности, которые создают основе для формирования эстетических
переживаний и оценки эстетичности предметов и явлений;