Курсовая теория на тему Формы и методы антимонопольного регулирования в развитых странах и России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятия, признаки, виды монополии 5
1.2. Плюсы и минусы монополии 14
1.3. Сущность и направления антимонопольного регулирования 19
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 21
2.1. Особенности, формы и методы антимонопольного регулирования
в России 21
2.2. Антимонопольная политика развитых стран 24
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Введение:
История монополии достигает глубокой древности. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX века. В экономической истории этот период обычно называют периодом монополистического капитализма. Взаимосвязь явлений (кризисов и монополий) указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе назывались «детьми кризиса».
В конце XIX века рынок, почти впервые за многовековую историю развития, столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением монополий на рынке. На пути конкуренции были значительные препятствия в виде монополистических субъектов в экономике. Это был период расцвета монополизма.
В монополистической среде одна компания или поставщик имеют абсолютный контроль над предложением, которое выходит на рынок, что дает конкретному провайдеру способность диктовать цены. В отсутствие какой-либо конкуренции одинокий продавец может свободно покупать цены искусственно, не опасаясь быть подрезанным другим поставщиком. Очевидно, что такой сценарий обычно крайне неблагоприятен для потребителей, поскольку он не дает им возможности искать альтернативы, которые могут снизить цены.
Актуальность данной темы состоит в том, что поддержание свободной конкуренции между фирмами на основе цены и качества на государственном уровне приводит к наиболее эффективному функционированию экономики, и поэтому для стран принято принимать законы, призванные помочь в создании или сохранении такой конкуренции.
Для России актуальность этого вопроса подчеркивается тем, что процесс создания государственного контроля для предотвращения недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, поскольку командно-административная система, которая в последнее время существовала в управлении экономикой по своей сути, исключала существование свободной конкуренции в экономической деятельности.
Предметом данной работы является такая экономическая категория как монополия в рыночных условиях.
Объектом данной работы является функционирование фирм в монополистических условиях Российской экономики и влияние государства на монополистические процессы в стране.
Цель курсовой работы: анализ форм и методов антимонопольного регулирования в развитых странах и России.
Задачи курсовой работы:
– изучить суть, причины и характеристики монополии;
– разобраться в классификациях монополий;
– описать плюсы и минусы монополии;
– понять аспекты монопольной тактики;
– рассмотреть антимонопольное регулирование в России и развитых странах.
В системе свободного предпринимательства цены во многом определяются конкурирующими рыночными силами спроса и предложения. Покупатели и продавцы оказывают влияние на цены, и это в конечном итоге приводит к состоянию равновесия.
В основу данного исследования положены принципы единства исторического и логического, материалистической диалектики и системного анализа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
На сегодняшний день Российское государство развивает ситуацию, когда возникают проблемы, требующие немедленных решений:
1. Разработка современного эффективного антимонопольного законодательства.
2. В стратегически важных отраслях и видах продукции (топливно-энергетический комплекс, сырьевая промышленность, оборонная промышленность, национальный транспорт и связь, некоторые крупные стратегические объекты) приватизация вообще не должна проводиться. Корпоративные монополии должны быть национализированы, поскольку государственная монополия на экспорт энергоресурсов и сырья необходима, соответственно, ассигнования государством абсолютно всей естественной ренты.
3. Государству необходимо преобразовать государственный сектор экономики, принимая во внимание важность программ в области НИОКР и инвестиций в производственную сферу, обеспечивая при этом особое направление развития государственного сектора для обеспечения расширенного воспроизводства человеческого капитала, имея в виду, что трудовые ресурсы общества, высококвалифицированное производство рабочей силы и научно-технический прогресс.
Анализируя Закон «О естественных монополиях», можно прийти к выводу, что не все его положения соответствуют существующему положению дел, и в целом закон нуждается в серьезной коррекции. С момента его принятия федеральные исполнительные органы претерпели более одной реорганизации, в закон уже неоднократно вносились поправки. Между тем, положение дел с государственным регулированием деятельности естественных монополий все еще не является удовлетворительным.
Государству необходимо задействовать весь потенциал государственного сектора, чтобы «вытащить» всю экономику и перестроить ее на инвестиционно-инновационную составляющую развития общества.
В России сильное государство невозможно без укрепления государственного сектора экономики, и это невозможно без его трансформации, потребность которого связана с оптимизацией и модернизацией последнего в областях, областях, секторах и границах функционирования.
Таким образом, на определенном этапе их развития монополии вызывают стагнацию и наносят ущерб экономике страны. Так обстоит дело с административным командованием периода существования монополии.
В России приватизация в больших масштабах привела к резкому сокращению границ государственного сектора, что лишило национальную экономику преимуществ, присущих государственной собственности в условиях рыночной экономики. На сегодняшний день доля государственного сектора в российской экономике составляет всего 10%. В то же время, ситуация другая, для тех, на кого равноправны отечественные идеологи либеральных реформ. Например, доля государственной собственности в японской экономике составляет 35%, Англия – 40%, Канада – 43%, Германия – 48%, Италия – 51%, Швеция – 62%.
Теперь государство должно вернуть то, что в результате реформ было продано ни за что. Так, за период 2005-2008 гг. в национальной экономике наблюдались циклы приватизации-деприватизации / национализации, когда государство выборочно возвращало ранее выделенное частному сектору ряда стратегических отраслей первичной добывающей и перерабатывающей промышленности, а затем частично возвращает их в частный сектор. Например, появление «Роснефти», лидера в российской нефтедобыче, которое сменило «Роснефтегаз» в результате деприватизации / национализации активов Юганскнефтегаза, ЮКОСа, Сибнефти, Верхнечонскнефтегаза, а затем последующей приватизации акций государственного холдинга; государственная консолидация активов оборонно-промышленного комплекса и т.д.
Однако следует отметить, что деприватизация и национализация частных предприятий не менее сложная, сложная и болезненная, хотя объективно необходимая процедура, чем приватизация. И это связано не только с обратным изменением формы собственности – частной для государственной собственности, но также сочетанием политических, правовых, экономических, социальных, организационных, идеологических мер, направленных на укрепление государственного сектора экономики (для того, чтобы наиболее полно отвечают потребностям общества в конкретных исторических условиях).
Остаются проблемы, требующие немедленного решения, а именно: снижение конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке, рост инфляции, увеличение импорта продовольствия, что является одним из основных источников инфляции, постоянное увеличение дифференциации доходов, средств, неадекватная инвестиционная деятельность в государстве, необходимость развития инновационной экономики, стремление вступить в ВТО и другие.
Фрагмент текста работы:
1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятия, признаки, виды монополии
В конце XIX в. свободная конкуренция достигла наивысшей ступени развития. Функционирование эффективно конкурирующих предприятий сопровождалось концентрацией и централизацией производства и капитала, что стало причиной зарождения монополий.
К компетенции государства относятся: создание условий экономической демократии, равноправия различных форм собственности и хозяйствования, защита конкурентной среды, недопущения внешнего воздействия на ценовой механизм и т.д.
Рыночных структур много, но основными признаны четыре:
• чистая конкуренция,
• монополистическая конкуренция,
• олигополия,
• монополия.
Чистая конкуренция – это экономическое соперничество между субъектами экономических процессов, по которой ни один из них (компания, предприниматель, потребитель, работник и др.) не может влиять на общую ситуацию на рынке, или это влияние является таким незначительным, что им можно пренебречь.
Модель чистой конкуренции характеризуется следующими признаками:
• наличие большого количества продавцов и покупателей,
• однородность товарной продукции,
• свободный вход на рынок и выход из него (отсутствие любых законодательных, финансовых, технологических ограничений и барьеров),
• независимость субъектов рынка друг от друга (при принятии решений отдельный субъект своими действиями не может повлиять на решение других производителей),
• невозможность контроля над ценами.
Количество производителей настолько велика, что ни один из них своими действиями не может повлиять на рыночные цены.