Курсовая теория на тему Формы государственного правления: понятие, виды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Форма правления как элемент формы государства
1.2. Исторические и современные подходы к классификации
форм государственного правления
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ
2.1. Монархическая форма правления
2.2. Республиканская форма правления
2.3. Смешанные формы государственного правления
2.4. Форма правления современной России
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все
они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства
непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм.
Форма государства – это способ организации политической власти,
которая охватывает форму правления, форму гос. устройства, а также политический
режим.
Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем
состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма
государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как
организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом
объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические
образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи
каких способов и приемов.
В качестве элементов формы государства выступает форма правления,
форма государственного устройства, политический/государственный режим. Три элемента
в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из
элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам.
Форма правления характеризует организацию верховной государственной
власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между
собой и населением.
Основная схема формы управления закреплена в Конституции многих
стран мира. Для современной России установление оптимальной иерархии власти является
актуальным вопросом, поскольку страна характеризуется сложными экономическими, административно-территориальными,
религиозными и национальными проблемами. Строить правовое государство невозможно,
пока не будут решены указанные проблемы.
Степень разработанности темы. Проблемы формы правления в
отечественной юридической науке стали разрабатываться в 60-х гг. XX в. в
работах А.И. Денисова, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова,
B.C. Петрова, и др. В последние два десятилетия исследовались в основном
либо формы государства в целом, либо отдельные разновидности формы правления,
либо формы правления в историко-правовом аспекте. В настоящее время видится
необходимость более детального и глубокого рассмотрения форм государственного
правления.
Объект исследования – форма государственного правления.
Предметом исследования является различные виды формы государственного
правления.
Цель работы – проанализировать понятие и виды форм
государственного правления в историческом и современном аспекте.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить форму правления как элемент формы государства.
2. Привести исторические и современные подходы к
классификации форм государственного правления.
3. Рассмотреть монархическую форму правления.
4. Описать республиканскую форму правления.
5. Охарактеризовать различные смешанные формы
государственного правления.
6. Описать форму правления современной России.
Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список
использованных источников и литературы.
Заключение:
Форма правления – это система организации органов государственной
власти, а также порядок их формирования, взаимоотношений между собой. Впервые данный
элемент появился в Древней Греции.
Исторически было определено, что существовать могут лишь только
две формы государственного правления – республика и монархия. Связано это с тем,
что именно в них сложились определенные особенности, которые присущи только им.
Они кардинально отличаются друг от друга: способом, с помощью которого передается
власть; ответственностью; спектром полномочий между властными органами.
Монархия – это форма, при которой власть в государстве отходит
исключительно главе государства – государю, который занимает верховную власть по
праву наследства и не несет никакой ответственности перед народом, а также не обязан
отчитываться в своих действиях.
По принципу наследования власти монархия делится на: выборную,
родовую и династическую.
Монархию следует различать по объему ограничений:
1. Абсолютная монархия – предполагается, что вся власть сосредотачивается
в руках монарха, и она является неограниченной. Все органы государственной власти
подчиняются правителя, а воля народа может выражаться лишь через совещательные органы
(Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия).
2. Конституционная монархия – власть ограничивается Конституцией
страны, традициями или неписанным правом. Выделяют две формы:
А) Парламентарная – вид монархии, при которой монарх не наделен
властью и выполняет лишь представительные функции (Швеция, Дания).
Б) Дуалистическая – вид монархии, при которой власть ограничивается
конституцией и парламентом лишь в законодательной власти, в остальном монарх обладает
полной властью (Марокко, Иордания).
3. Теократическая монархия предполагает сосредоточение власти
в руках монарха, которой осуществляет также и духовную власть (то есть является
главой церкви). В данной монархии религия и политика переплетены между собой (Ватикан).
Форма республики – это характер отношений между властью и
народом, сложившейся в государстве, который указывает на место выборов в
правовой системе общества. Большинство современных республик называют себя демократическими.
Виды республики как формы правления:
1. Парламентская республика – одна из разновидностей республики,
при которой большая часть властных полномочий принадлежит парламенту, а не президенту.
2. Президентская республика – это форма правления, при
которой все рычаги управления государством сосредоточены в руках президента
3. Президентско-парламентская республику называют также
смешанной, полупрезидентской или полупарламентской, т.к. она сочетает в себе
особенности политического уклада и президентской, и парламентской республик.
Был проведен анализ современных монархических государств по всему
миру, в результате чего монархия как форма правления, хотя и находится на современном
этапе в процессе упадка по сравнению с иными этапами истории, но, тем не менее,
ей не грозит возможность исчезновения, более того, в ряде случаев, монархическая
форма правления успешно развивается.
Сегодня Российская Федерация имеет президентско-парламентскую
или смешанную форму правления. Президент избирается в ходе всеобщего
голосования. В Российской Федерации есть такая должность, как глава
правительства – премьер-министр. Именно этот человек, а не президент руководит
правительством. Назначается он, конечно же, главой государства, но только с
одобрения парламента.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Форма правления как элемент формы государства
Термин «форма» обозначают внешний вид предмета либо
установленный образец (в последнем случае форма будет синонимична шаблону) [1].
В обществоведческих дисциплинах термин «форма» неразрывно связан с
«содержанием». Данные термины всесторонне характеризуют изучаемый предмет,
взаимосвязь всех его составных элементов, при этом форма выступает выражением
содержания, его внутренней и внешней организацией.
Форма правления государства выступает старейшим элементом,
который характеризует государственное устройство. Данное понятие начали изучать
еще в Древней Греции. В разные периоды развития цивилизации форма правления
приобретала разный смысл.
Так, в аграрном государстве форма правления позволяет
определить, как смещается с поста глава страны, каким образом проходят выборы
либо же пост передается по наследству.
По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному
обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и
укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться.
Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит
передача власти – наследственный или выборный глава государства в стране, а то,
как организуются отношения между главой государства, парламентом,
правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, т.е. как устроено
разделение властей.
Форма государственного правления представляет собой элемент
формы государства, который позволяет определить организацию высших органов
власти государства, их образование, компетенцию и взаимодействие с населением[2].
Изначально это понятие можно понимать в узком и широком
смысле[3]:
1. В узком смысле форма правления представляет собой
организацию высших органов государственной власти (способ организации верховной
власти в государстве).
2. В широком смысле форма правления представлена способом
организации и взаимодействия всех органов государства.
Не следует путать с формой государственного устройства и
политическим режимом. Эти понятия являются составными частями формы
государства. В совокупности эти элементы определяют полный набор характерных
особенностей территориально-административного и политического устройства
определенной страны.
Рассматривая основные подходы к определению понятия формы
государственного правления, следует отметить наличие в современной научной
юридической литературе плюрализма взглядов, который в свою очередь
обусловливает актуальность исследуемой проблематики.
В зависимости от заложенного содержания в подходы, их можно
свести в три основные группы:
1. Форма правления – это способ организации только высших
органов государственной власти. Данную трактовку формы правления поддерживают
многие российские исследователи. Так, можно определить вид и разновидность
формы правления с помощью анализа структуры, полномочий, порядка формирования и
функционирования центральных органов государства.
2. Форма правления включает в себя способ организации всех
органов государства (высших и местных). Данный подход наиболее трудоемкий, т.к.
при определении формы правления анализу подвергается как верховный аппарат
государственной власти, так и центральные, судебные, контрольно-надзорные,
местные органы, включаемые отдельными исследователями в рассматриваемую
категорию. Целесообразным считается использование этого подхода при определении
форм правления как развивающихся государств (страны Африки, Азии, Латинской Америки),
так и государств переходного типа (к примеру, постсоциалистические
государства).
3. В понятии формы правления вообще не указывается, какие
государственные учреждения необходимо подвергнуть рассмотрению для определения
функционирующей в государстве формы правления. Согласно позиции отдельных
исследователей (М.И. Абдулаева, С.А. Комарова, В.Н. Корнева и др.) форма
правления является отражением способов организации государственной власти
конкретного государства, а также того, кто и как ее должен осуществлять[4].
Объединяющим моментом всех представленных подходов является
то, что их представители считают необходимым включать в понятие формы правления
такой элемент, как участие населения в формировании органов власти.
Главный, определяющий признак формы правления представлен
правовым статусом главы государства (выборный и сменяемый – в республике,
наследственный – в монархическом государстве).
Форма правления государства дает возможность
проанализировать[5]:
— как создается высшая власть в государстве;
— какова структура органов государства;
— какие принципы положены в основу взаимодействия между
государственными органами и обычными гражданами;
— в какой степени властные
органы обеспечивают
[1] Алманов В.А. Формы правления: понятие, виды //
Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат.
XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2015. – № 2(29). – URL: http://sibac.info/archive/guman/2(29).pdf.
[2] Ахвердиев Э.А. Форма правления и политико-правовые
факторы, влияющие на становление формы правления // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 1 (январь). – С. 73.
[3] Гаврилов С.А., Денисова Е.Г. Теоретические аспекты
изучения категории «форма государственного правления» // Молодой ученый. –
2018. – №47. – С. 68.
[4] Нечкин А.В. Форма правления в государствах мира:
проблемы классификации и пути их возможного решения // Lex Russica. – 2019. –
№5 (150). – С. 134.
[5] Там же. – С. 134.