Курсовая теория на тему Формы государственного права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Характеристика
формы государства. 5
1.1 Сущность понятия
«форма государства». 5
1.2.Причины разнообразия
форм государства. 7
2 Формы государственного
устройства. 10
2.1 Унитарная
форма государственного устройства. 10
2.2 Федеративное
государство. 13
2.3 Конфедерация. 20
Заключение. 23
Список использованных источников и литературы.. 26
Введение:
Введение. 3
1. Характеристика
формы государства. 5
1.1 Сущность понятия
«форма государства». 5
1.2.Причины разнообразия
форм государства. 7
2 Формы государственного
устройства. 10
2.1 Унитарная
форма государственного устройства. 10
2.2 Федеративное
государство. 13
2.3 Конфедерация. 20
Заключение. 23
Список использованных источников и литературы.. 26
Заключение:
Форма территориального
устройства — это способ организации территории государства, характеризует взаимодействие
земель между собой и центром. Всего существует три вида формы территориального устройства:
унитарное государство, федерация, конфедерация.
Форма государственного
устройства указывает на внутреннее устройство государства, определяющее разделение
государства на различные территории (компоненты), а также принцип взаимодействия
между ними. При описании территориальной организации государства чаще используется
понятие «политикотерриториальное устройство», которое подразумевает наличие определенной
степени независимости отдельных территориальных частей государства.
Унитарное
государство — это форма государственного территориального устройства, в котором
государство является единым образованием, характеризующимся отсутствием
суверенных административно-территориальных единиц. Унитарное государство
обладает определенными характеристиками: территориальная часть государства не
является самостоятельной, и вся государственная власть сосредоточена на
национальном уровне. Органы государства образуют единую иерархию, полностью
подчиненную единому центру. Единая иерархическая законодательная система. Все
граждане имеют единое гражданство. Виды унитарных государств: простое — в нем
нет автономных образований (Сингапур, Мальта, Словакия, Польша); сложное —
имеет несколько (или один) автономных образований.
Федерация —
это союзное государство, образованное государственными образованиями с
ограниченным государственным суверенитетом. Это федерация государств с
ограниченным государственным суверенитетом, функции управления которой
разделены между центром (федерацией) и субъектами федерации. Федеративное
государство характеризуется: Полномочия и компетенции разделены между
федерацией и субъектами федерации; существует двухуровневая система правления —
федеральные органы (парламент) и органы субъектов федерации (местные
парламенты); двухуровневая система законодательства; субъекты федерации имеют
собственное гражданство наряду с общим федеральным гражданством.
Конфедерация
является временным объединением штатов, созданным для достижения экономических,
политических, культурных и других целей. Это переходная форма
государственности, которая затем трансформируется в федерацию или распускается
в самостоятельное унитарное государство.
На
протяжении истории существовало несколько федераций. Германия, Американская
федерация, Швейцария и др.
Подводя итог
изученному материалу, можно сделать вывод, что федеративное устройство России
имеет глубокое историческое развитие. В дореволюционную эпоху федерализм в
Российской Федерации начал детально развиваться только с советского периода, и
долгое время в другой федерации, СССР, в условиях тоталитарного режима и
национального угнетения.
Федерализм —
это способ территориальной организации государства, федерация
административно-территориальных единиц с определенной правовой и политической
автономией. В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года, закреплена эта система государственности,
отражающая основные принципы федеративного государства, способствовавшие
успешному развитию России.
Исторические
события и установленные принципы, во многом определяющие специфику структуры
Российской Федерации, уникальны. Однако эта уникальность порождает множество
проблем, в том числе асимметрии, межнациональные противоречия, проблемы
разделения субъектов и др. От решения этих проблем зависит целостность
государства, экономическая, политическая и социальная стабильность,
устойчивость социального и общегосударственного развития.
Поскольку
Россия является федеративным государством, а процесс ее формирования еще не
завершен, текущая реализация принципа вертикальной децентрализации имеет
большое практическое значение. Принцип вертикального разделения властей
включает в себя следующие комплексы отношений: между Российской Федерацией и ее
субъектами, предполагающие разделение властей и объектов властных полномочий,
заключение договоров и соглашений, а также полномочия по выполнению функций,
предусмотренных законом.
Представляется
идеальным, чтобы Россия четко определила сферу общественных отношений,
выработала конкретные права и обязанности федерального центра и субъектов,
установила четкие критерии разделения властей, т.е. определила, кто за что и за
что отвечает. Все это будет способствовать эффективному функционированию
государственного аппарата, укреплению и развитию государства в целом. Это
зависит не только от слаженного функционирования системы государственного
управления и эффективной законодательной базы, но и от стабильных
правоотношений и высокого уровня правовой культуры, а также от согласованного
руководства федеральными и региональными органами власти.
Фрагмент текста работы:
1. Характеристика формы государства 1.1 Сущность понятия «форма
государства» Форма государства — это порядок образования и
структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.
Элементами формы государства являются форма
правления, форма государственного устройства и форма государственного
(политического) режима.
«Типология есть учение о типах — больших группах
(классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для
каждого типа признаков. Типология государства — это его классификация,
предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие
группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология
государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и
цивилизационном»[1]
Изучение составных элементов формы государства
позволяет ответить на вопросы о том, как создаются и взаимодействуют высшие
органы государства, на каких принципах и как территориально базируется
государственная власть, каким образом она осуществляется и т.д. Форма правления
характеризует организацию верховной государственной власти, источники ее
формирования и принципы взаимоотношений высших органов и населения. Форма
государственного устройства раскрывает территориальную организацию
государственной власти, взаимоотношения государства в целом с его составными
частями. Форма государственного (политического) строя объясняет способы
осуществления государственной власти в обществе, его правовой статус и уровень
политической свободы в нем.
Эти три элемента в совокупности дают государствам
уникальную идентичность. В то же время каждый из элементов в отдельности
является основой группировки государств: формы правления, формы
государственного устройства, формы государственного (политического) режима.
Рассмотрим эти формы более подробно.
Такие термины, как «территория», «население», «власть»
являются содержательными характеристиками государства, отражающими то, что
является общим для всех стран. Однако государства существенно отличаются друг
от друга, если рассматривать их внутреннюю организацию, выраженную в «форме
государства».
В то время как термин «сущность государства»
отвечает на вопрос о том, что является фундаментальным, регулярным и
определяющим в стране, термин «форма государства» объясняет вопросы о том, кто
и как правит в обществе, как организованы и функционируют структуры государственной
власти, как объединено население внутри страны, как люди связаны с государством
в целом через различные территориальные и политические единицы, как реализуется
политическая власть и какими методами и приемами [2].
Форма государства во многом влияет на политическую
жизнь общества и стабильность государственных институтов.
«Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем
государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается
идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных
факторов»[3].
Под формой государства понимается его структура,
которая зависит от социально-экономических факторов, а также от
природно-климатических условий, национально-исторических и религиозных
особенностей, культурного уровня развития общества и др.
«Форма правления, форма государственного устройства
и политический/государственный режим являются элементами формы государства»[4].
В современной правовой и политической литературе
известно, что, как правило, существуют две основные формы государственного
устройства — унитарная и федеративная (федерация).
В
настоящее время федерация считается особой формой государственного устройства.
Остановимся на особых формах государственного устройства, возникших в конце XIX
— начале XX вв., которые были разделены на разные типы — так называемые
инкорпорированные и патриархальные системы.
Описывая
последние и как форму государственного устройства, и как форму государственного
союза.
Ф.
Кистяковский пишет, что инкорпорация и патриархат занимают особое место в союзе
государств и являются общими явлениями политической жизни, суть которых
заключается в их объединении «правовыми связями так, чтобы эти государства
действовали как единое целое в определенных сферах правовой жизни»[5].
Объединение
означает «полное поглощение одного государства в другое или полное слияние
нескольких государств в единое целое, независимые части которого полностью
утрачивают свой национальный характер»[6].
В
то же время сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства
(вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).
Соотнося
сюзеренитет с государственно-правовой практикой, следует заметить, во-первых, что
это явление выступает скорее как межгосударственное (международное), чем внутригосударственное,
а во-вторых, что оно выступает как дань средневековой истории, но не современности.
По
своему происхождению и назначению сюзеренитет имел двоякий характер:
а) служить «переходной политической формой при
распадении разноплеменного государства на его составные части» и
б)
выступать в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным».
В
отличие от сюзеренитета, который является данью прошлому, инкорпорация может
также рассматриваться как современное явление. Показательным примером в этом
отношении является «воссоединение» по форме и поглощение по существу и
содержанию в 1990-е годы Германской Демократической Республики Государственная
структура и организация государственной власти отличаются друг от друга.
Из
вышеупомянутых форм государственности видно, что организация государственной
власти, ее организация, по своему содержанию, имеет различные аспекты.
Во-первых,
это определенный порядок формирования и организации высших органов
государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориальной
организации государства, определенный порядок взаимоотношений между
центральными, региональными и местными органами власти. В-третьих, это методы и
приемы осуществления государственной (политической) власти.
Таким
образом, форма государства состоит из трех основных элементов: форма
государственного (политического) режима, форма государственного управления и
форма государственного устройства. Форма государственного устройства — это
элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство
государства, характер отношений между его составными частями, центральной
(высшей) и местной властью.
Форма
государственного устройства — внутреннее разделение государства на составные
части — административно-территориальные единицы, автономные культурные,
политические образования или суверенные государства.
Она
также отражает характер отношений между государством в целом и его отдельными
частями. [1]Теория
государства и права: учебник (Н.И. Матузов, А.В. Малько) . М.: Юристъ,
2004.-
С.34 [2] Жинкин, С.А. Теория государства и
права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2018. – С.95 [3] Теория
государства и права: учебник. (Н.И. Матузов,
А.В. Малько) . М.: Юристъ, 2004.- С.34 [4] Право. 10 класс. Профильный уровень. /
Боголюбов Л.Н. и др. — М.: Просвещение, 2020. – С.6 [5] Кистяковский Б.А. Философия и
социология права. – М.: Русский христианский государственный ун-т, 1998. С.444 [6] Энциклопедия государственного
управления в России: В 4 т. Текст. / Под ред. В. К. Егорова; отв. ред. И. Н.
Барциц. М., 2017. — Т. 1. С.145