Курсовая теория на тему Формы государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Понятие
и концепция формы государства. 5
1.1 Сущность понятия «форма государства». 5
1.2 Элементы формы государства. 6
2. Анализ различных форм государственного устройства. 9
2.1 Особенности федеративного государственного устройства. 9
2.2 Особенности конфедеративного государственного устройства. 14
2.3 Особенности
унитарного государственного устройства. 17
3. Анализ форм правления. 22
3.1 Монархия как форма правления: понятие, признаки,
разновидности. 22
3.2 Республика как форма правления: понятие, признаки,
разновидности. 26
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 34
Введение:
Форма государства — это система или группа людей, управляющих
организованным сообществом.
В случае его широкого ассоциативного определения государства обычно состоит
из законодательной, исполнительной и судебной власти. Форма государства — это
средство обеспечения соблюдения организационной политики, а также механизм
определения политики. У каждого государственного устройства есть своего рода
конституция, изложение его руководящих принципов и философии. Обычно выбранная
философия представляет собой некоторый баланс между принципом индивидуальной
свободы и идеей абсолютной государственной власти.
Форма государства, будучи, как и само государство, исторически меняющимся
феноменом, на каждом новом витке развития предстает перед исследователями
своими новыми гранями, ставя их перед необходимостью заново осмысливать данное
явление, соотнося его с изменяющейся социально-экономической и политической
реальностью. Этим, на наш взгляд, объясняется и то обстоятельство, что в разные
исторические эпохи содержание рассматриваемой категории раскрывалось
по-разному. Если античные и средневековые авторы целиком и полностью
отождествляли форму государства с формой правления, то в наши дни преобладающей
является трехэлементная трактовка этой категории, охватывающая форму правления,
форму государственно-территориального устройства и политический режим. При этом
нередко предпринимаются попытки расширить ее содержание, включить в него наряду
с отмеченными и новые элементы.
Актуальность вопроса о форме государства в настоящее время не вызывает
сомнений, так как во все времена как отечественные так и зарубежные ученные и исследователи
интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике,
теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы
государственного устройства – федерация и унитарное государств. Как в процессе
становления так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно
обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день.
Целью работы является изучение форм государственного устройства.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и концепцию формы государственного устройства
2. Провести анализ различных форм государственного устройства
3. Провести анализ форм правления
Объект работы — формы государственного устройства.
Предмет работы — особенности различных форм государственного устройства.
Теоретическая основа исследования. Немало внимания проблематике формы
государства было уделено российскими философами и правоведами: Рассказов Л.П., Венгеров А.Б., Григорьева
И.В., Малько А.В., Марченко М.Н., Черноков А.Э., Хропанюк В.Н. и другие
Из современных отечественных авторов особый вклад в разработку
проблемы внесли Радько Т.Н., Алебастрова И.А., Васильева С.В., Малахов В.П.,
Мелехин А.В., Пиголкин А.С., Петренко А.В. и другие.
Эмпирической базой исследования послужили две группы источников. Во-первых,
в центре внимания автора находились труды философов и юристов прошлого и
современности, в которых раскрывается категория формы государства и
прослеживается связь между формой и социальным назначением (социальными
функциями) последнего. Во-вторых, был проанализирован нормативно-правовой
материал — положения конституций, принятых в разных странах в различные
исторические эпохи, а также нормы законодательства как российского, так и
зарубежного.
Методологическую основу работы составляет метод анализа и синтеза, индукции
и дедукции, обобщения, сравнения, в
работе также используется систематический подход.
Заключение:
Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых
прежде всего определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма
государственного устройства или политический режим попросту не существовало.
Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства
появилось в XVII — XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как
федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С.
Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.
Как общество, мы всегда процветали, когда жили вместе в общинах. Страна —
это не что иное, как одно гигантское сообщество, и, как и любое сообщество, им
нужно управлять.
Правительство — это учреждение или система, состоящая из группы людей,
которая заботится о стране или государстве или управляет ими. Каждое
правительство имеет свою собственную конституцию или набор фундаментальных
принципов, которым оно следует для обеспечения эффективного управления.
Форма государства — это совокупность его внешних признаков, показывающих
порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное
устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.
Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами, тогда можно
говорить о соответствии формы государства его содержанию. Если выдавать за
форму правления только какой-то один элемент, о строгой взаимосвязи между
формой государства и его содержанием не будет.
Форма правления — это организация высших органов государственной власти:
порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень
участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма
правления» есть все основания включить отношения между государством и
населением, между высшими государственными органами, между этими органами и
центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой
реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение
конституционно-правового регулирования организации и функционирования
государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную
власть в государственно-организованном обществе.
Форма государственного устройства — это внутренняя структура государства,
способ его политического и территориального деления, обусловливающий
определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных
частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарную,
федеративную, конфедеративную.
Унитарное государство — простое цельное, единое государство, части которого
являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками
государственного суверенитета. В этом государстве существует единая система
высших органов и единая система законодательства. В настоящее время к унитарным
государствам относятся Англия, Франция, Бельгия, Швеция и др.
Федеративное государство — сложное союзное государство, части которого
являются отдельным государством или государственными образованиями, обладающими
в той или иной мере государственным суверенитетом, признаками государственности.
В нем наряду с высшими органами федерации и федеральным законодательством
существуют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов)
федерации.
Современные федерации — США, Россия, Индия и др.
Конфедерация — союз государств, образуемый для определенных (как правило,
временных — политических, военных) целей. Конфедерация представляет собой
объединение двух или более государств, при котором союзные органы лишь
координируют деятельность государств — членов конфедерации — и только по тем
вопросам, для разрешения которых они объединялись. Главная ее особенность
заключается в отсутствии общего для объединившихся государств центрального
государственного аппарата, который бы направлял по общему пути все
законодательство и управление государств, а также в том, что каждое государство
(член конфедерации) сохраняет за собой право вступать в дипломатические,
торговые и военные соглашения с иностранными государствами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и
концепция формы государства
1.1 Сущность понятия
«форма государства»
В теории государства и права равно как и в некоторых иных общественных
науках рассматривается проблема формы государства то есть проблема формирования
и функционирования особой формы общественной жизни человека — государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на
разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было
бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные
ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их
субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется
более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории,
а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные
аспекты данной проблемы.
Важность четкого определения формы государства становится понятной после
того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того,
чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его
разновидностях, классификации; о форме государства.
Форма государства — это реальное выражение его сущности, а также его
функций.
Форма государства — это фактически и есть государство, так как именно в
форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь
в умах людей[1].
То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в
том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо
отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.
Рассмотреть форму государства — это значит изучить его составные части,
структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития
юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и
его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы
государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые
и образуют форму государства.
Форма государства индивидуализирует каждое конкретное государство, которое
существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Внутренняя
форма всегда содержательна и как таковая непосредственно и органически связана
с сущностью государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя
форма государства изменчива, текуча, соответствует изменяющемуся непрерывно
содержанию государства. Поэтому в рамках типов государства возможны вариации
внутренней формы сообразно объективным условиям господства исторически
определенных классов, уровня культуры и цивилизации, а также существующего
политического режима.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в
пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы
организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны – государства
различного типа могут обличаться в одинаковую форму.
Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода
определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни,
задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами,
категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и
определяется им. [1] Малько А.В. Теория государства и права в схемах,
определениях и комментариях. – М., Юрист, 2015. – 144с.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.. 5
1.1. Понятие государства и формы государства. 5
1.2. Виды формы государства. 8
2.
ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.. 11
2.1. Форма правления как элемент формы государства. 11
2.2. Форма государственного устройства: сущность, виды.. 20
2.3. Политический (государственный) режим: понятие и
виды.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Введение:
В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все
они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства
непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм.
Форма государства – это способ организации политической власти,
которая охватывает форму правления, форму гос. устройства, а также политический
режим.
Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем
состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма
государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как
организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом
объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические
образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи
каких способов и приемов.
В качестве элементов формы государства выступает форма правления,
форма государственного устройства, политический/государственный режим. Три элемента
в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из
элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам.
Вопрос о форме государства имеет важное теоретическое и
практическое значение. От того, как организована и как реализуется
государственная власть, определяющим образом зависят эффективность
государственного руководства, и правопорядка в стране. Вот почему проблема
формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Степень разработанности темы. Проблемы формы государства в
отечественной юридической науке стали разрабатываться в 60-х гг. XX в. в
работах А.И. Денисова, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова,
B.C. Петрова, и др.
Объект исследования – формы государства.
Предметом исследования является различные виды и элементы формы
государства.
Цель работы – проанализировать понятие, виды и элементы формы
государства в историческом и современном аспекте.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить понятие государства и формы государства.
2. Привести виды форм государства.
3. Рассмотреть форму правления как элемент формы
государства.
4. Описать сущность и виды форм государственного устройства.
5. Охарактеризовать понятие и виды политического
(государственного) режима.
Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список
использованной литературы.
Заключение:
Форма государства представляет его устройство,
характеризующее способы организации высших органов государственной власти
(форма правления), территориальной организации государства (форма
государственного устройства) и осуществления государственной власти
(политический режим).
Виды форм государства:
1. Монократическая форма государства (единовластие, нет
разделения властей, нет МСУ, огосударствление экономики, политический режим
опирается на принуждение, обязательна государственная идеология).
2. Поликратическая форма государства (разделение властей,
высокая степень автономности территориальных образований и местного
самоуправления, органы государственной власти формируются на выборной основе,
экономика отделена от государства, гарантируются права и свободы личности).
3. Сегментарная форма государства (смешанная; преобладающая
роль сословий, семей, кланов, олигархических групп; нет разделения властей, но
органы разделены по ролям, есть лидирующий орган; элементы местного
самоуправления; допускаются различные политические партии; права и свободы
личности обозначены в конституции, но ограничены). Индонезия, Египет.
Элементы формы государства:
1. Форма правления.
2. Форма государственного устройства.
3. Форма государственного (политического) режима.
Все три элемента формы государства в совокупности придают
государствам неповторимое своеобразие. Изучение составных элементов формы
государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют
высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена
государственная власть, какими методами она осуществляется и др.
Форма правления – это система организации органов государственной
власти, а также порядок их формирования, взаимоотношений между собой. Впервые данный
элемент появился в Древней Греции.
Исторически было определено, что существовать могут лишь только
две формы государственного правления – республика и монархия. Связано это с тем,
что именно в них сложились определенные особенности, которые присущи только им.
Они кардинально отличаются друг от друга: способом, с помощью которого передается
власть; ответственностью; спектром полномочий между властными органами.
Форма государственного устройства является элементом формы
государства, характеризующим территориальное устройство государства, а также
характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и
местными органами.
Различают три главные формы государственного устройства –
унитарное государство, федерацию и конфедерацию.
Форма государственного
(политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в
обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.
Согласно принятым в научной литературе признакам
деления политические режимы делятся на: демократический, тоталитарный и
авторитарный режимы.
Итак, в форме государства выражается его строение, на
которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные,
климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности,
культурный уровень развития общества.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 1.1. Понятие государства и формы государства Развитие мировой цивилизации способствовало изменению
представлений о понятии государства. Сравнения государства с организмом по
происхождению своему являются не менее древними, чем атомизм политического
типа. Происхождение понятия государства можно найти также в донаучных представлениях,
которые использовали следующие понятия[1]:
«политическое целое»; «глава государства»; его «члены»; «органы» государства;
его «управления» или «функции» и т. п.
«Государство – это форма самоорганизации общества, в которой
предусмотрены механизмы принуждения и управления, установлен правовой порядок
на обусловленной территории, обладающей собственным суверенитетом»[2]
(Конвенция о правах и обязанностях государств (г. Монтевидео, 26 декабря 1933
г.). Данное определение государства является самым распространенным. В правовой
науке не существует единого правового определения государства, который был бы
признан всеми странами мира. Даже самая крупная международная организация ООН
не может определить какое именно образование может называться государством.
Наиболее распространенными определениями государства,
сформулированными представителями различных школ и течений, являются следующие
дефиниции:
1. По мнению Н. Коркунова, государство выступает
общественным союзом свободных людей, внутри которого на принудительных началах
был установлен мирный порядок, базисом которого является непосредственное
предоставление исключительного права на использование принуждения исключительно
государственным органам[3].
2. Л. Гумплович рассматривал понятие государства через
предложение собственного видения его социального назначения, и указывал, что
государство представляет собой организацию, предопределенную для охраны
конкретного правопорядка. Наряду с указанным ученый отметил, что становление
данной организации сперва носило естественный характер[4].
3. Е. Трубецкой отмечал роль каждого члена общества в деле
государственного строительства и рассматривал государство в качестве
самостоятельно властвующего в границах определенной территории союза людей[5].
Приведенные понятия государства не исчерпывают многообразия
в сегодняшней юридической науке. Однако, следует указать, что в теории
государства и права при рассмотрении наиболее общих проблем государства
зачастую принято использовать именно политико-юридическую платформу.
Любое государство есть
единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало,
чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко
организованная государственная власть. Сущность государства выражается в том,
волю и интересы каких слоев, групп, классов оно защищает. Изучить государство с
точки зрения формы – значит изучить его строение, его основные составные части,
внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления
государственной власти. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить
государство, люди бьются с момента его зарождения, так как в
государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и [1] Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное
пособие для бакалавриата. – М.: Норма, Инфра-М, 2018. – С. 178. [2] Конвенция о правах и обязанностях государств (г.
Монтевидео, 26 декабря 1933 г.) // Официальный интернет-портал правовой
информации https://online.zakon.kz, 23.04.2021. [3] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права.
– М: Норма, Инфра-М, 2016. – С. 248. [4]
Там же. – С. 249. [5] Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник. – М:
Проспект, 2019. – С. 321.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ 5
1.1. Понятие государства 5
1.2. Подходы к определению формы государства 7
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 12
2.1. Форма правления: понятие и виды 12
2.2. Форма территориального устройства: понятие и виды 14
2.3. Политический режим: понятие и виды 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 31
Введение:
Актуальность темы: Понятие формы государства является одной из важнейших содержательных и методологических характеристик государствоведения.
При рассмотрении такого определения, как государство, мы понимаем, что речь заходит о политических органах, способствующих управлению обществом. Власть государства распространяется только на территории принадлежащей ему. Одни из первых, которые появились, являлись рабовладельческими государствами. В это же время, наряду с государством, появилось «право», представляющее свободы главенствующего класса. Наблюдая за образованием государства, мы понимаем, что началу его возникновения предшествовал доклассовый строй, где составную часть составляла общественная собственность на средства производства. Трансформация от самоуправления первобытного сообщества к государственному управлению продолжался веками. Во многих разных многознаменательных ареалах развал доклассового строя и возникновение страны совершались разным образом посредством различных обстоятельств и многознаменательных условий.
С течением времени формы государства видоизменялись и адаптировались к новым условиям. Каждое государство имело свою форму.
B настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства «проливает свет» на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов и их полномочий, какими методами осуществляется государственная власть и т.д.
Изучение темы является достаточно актуальным, так как можно рассмотреть все достоинства и недостатки различных форм государства.
Степень разработанности проблемы: в данном направлении ведут фундаментальные исследования такие деятели науки как: Авилова О.Е., Безземельная О.А., Борискова И.В., Борисенков А.А., Дмитриев Ю.А., Ишанова М.В., Ищенко А.С., Карбакова Е.Н., Карпов А.В., Куканов А.З., Лапина К.А., Олейников В.В., Першина С.Р., Пиголкин А. С., Проценко Е.Д., Проценко Е.Д., Пушкарев С.В., Радько Т. Н., Сахно А.В., Смоленский М. Б., Султанбеков К.Ч., Хачатурян М.В., Чекашова М.Д. и другие, труды которых являются теоретической базой для написания данной работы.
Целью работы является уточнение сущности формы государства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и элементы формы государства;
2. Определить сущность формы правления государства;
3. Рассмотреть государственное устройство и его виды;
4. Изучить государственный режим как элемент формы государства.
Объект исследования – система отношений, возникающих при различных формах государства.
Предметом исследования являются особенности элементов формы государства.
Теоретико – методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности формы государства.
Методология: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Такие термины как «территория», «население», «власть» являются содержательными характеристиками государства, отражающими то общее, что свойственно для всех стран. Но государства значительно различаются между собой, если рассматривать их внутреннюю организацию, выражающуюся в «форме государства».
Форма государства – это способ организации политической власти, которая охватывает форму правления, форму гос. устройства, а также политический режим.
Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи каких способов и приемов.
Форма государства во многом влияет на политическую жизнь общества, стабильность государственных институтов.
Под формой государства понимается его строение, которое зависит от социально-экономических факторов, а также природных и климатических условий, национально-исторических и религиозных особенностей, культурного уровня развития общества и др.
В качестве элементов формы государства выступает форма правления, форма гос. устройства, политический/государственный режим.
Форма правления представляет собой организацию высших государственных органов, порядок организации и взаимоотношения, степень участия подданных в их образовании.
В зависимости от формы правления государства бывают:
1. монархии;
2. республики.
Под формой государственного устройства подразумевается внутренняя структура государства, его территориально-политическое деление, обусловливающее конкретные взаимоотношения органов всей страны с органами составных частей.
По форме гос. устройства государства бывают:
1. унитарными;
2. федеративными;
3. конфедеративными.
Под государственно-правовым режимом подразумевается совокупность средств и способов реализации политической власти, через которые выражается ее содержание и характер.
Примерами государственно-правовых режимов является деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно правовые режимы в той или иной вариации распадается на 2 крупные группы: демократические и авторитарные.
Фрагмент текста работы:
1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ
1.1. Понятие государства
Для определения понятия формы государства следует рассмотреть, что представляет собой сам термин «государство».
Понятие «государство» очень многогранно. Нельзя дать однозначное определение, которое бы раскрывало бы все стороны этого понятия в достаточной мере. Проблема понятия термина «государство» обуславливается субъективным и объективным факторами. Объективный фактор обусловливается тем, что государство, как уже было нами отмечено, представляет собой крайне сложное и многогранное явление. Многими выдающимися личностями в течение всего исторического процесса предпринимались попытки охарактеризовать государство так, чтобы отразить все аспекты этого сложного явления, однако на сегодняшний день среди множества мнений, нельзя выделить одно. Субъективным фактором является то, что разные люди имеют особенность по разному воспринимать одни и те же государственно-правовые явления .
Несмотря на сложность формирования дефиниции такого явления, как государство, существует два основных пути формирования представления о любых явлениях социально-политической жизни, в том числе и о государстве. Первый путь предполагает установление смысла, логического определения понятия, установление содержания понятия, его отличительных признаков. Второй путь – выявление основных признаков, которые в совокупности характеризуют данное явление как обособленное от иных сходных с ним институтов. Чаще всего данные способы применяются в совокупности, поскольку первый способ является менее действенным по причине того, что он нацелен на механическое восприятие узкого понятия, не предполагающее более глубокое проникновение в суть исследуемого явления. Термин «государство» может использоваться как в широком, так и в узком смысле. В широком — государство понимается как общество в целом, в узком – может пониматься как какой-либо государственный орган или их система, а также, например, как отдельная этническая общность.