Курсовая теория на тему формирования представлений о геометрических фигурах у детей 5-6 лет посредством использования дидактических игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 6
1.1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о геометрических фигурах у детей 5-6 лет 6
1.2 Характеристика дидактической игры и методика ее проведения 11
1.3 Дидактические игры и упражнения по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Проблема обучения математике детей дошкольного возраста представляется на сегодняшний день довольно актуальной, так как на практике является для большинства педагогов достаточно сложным разделом в работе, который требует большой настойчивости, четкой структуры и целостной последовательности.
В настоящее время просто невозможно переоценить формирование и развитие математических представлений у детей. Это значительный фактор интеллектуального формирования и развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом развитие геометрических представлений ребенка в существенной степени зависит от системного качества психолого-педагогических условий, в которых он обучается.
Работы многих исследователей (И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.) неоднократно показали, что математическая деятельность сама по себе имеет сложнейшую психофизиологическую и психологическую структуру, которая обеспечивается совместной деятельностью определенных анализаторных систем.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель работы – проанализировать основные компоненты формирования представлений о геометрических фигурах у детей 5-6 лет при помощи использования дидактических игр.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Поставленная цель обусловила формулирование и конкретизацию следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования представлений о геометрических фигурах у детей 5-6 лет.
2. Дать характеристику дидактической игры и провести анализ методики ее проведения.
3. Рассмотреть дидактические игры и упражнения по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах у дошкольников 5-6 лет.
Проблема настоящего исследования состоит в противоречии: с одной стороны, вопросам исследований формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников посвящен ряд исследований, с другой стороны не конкретизированы педагогические условия развития представлений о фигурах у дошкольников посредством дидактической игры.
Гипотеза: в основе нашего исследования лежит предположение о том, что развитие представлений о геометрических фигурах детей посредством игровой деятельности будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
1) если перед проведением дидактической игры будут проведены тематические беседы, обсуждения, в том числе между самими воспитанниками;
2) если будет составлена картотека, направленная на развитие представлений о геометрических фигурах дошкольников, при регулярном её обновлении;
3) если будет осуществлено взаимодействие с родителями, направленное на развитие представлений о геометрических фигурах у дошкольников посредством дидактической игры.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования;
2) включенное наблюдение;
3) сравнение.
Основные методологические подходы к осуществлению настоящего исследования включают в себя следующие направления:
1. Основные постулаты культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
2. Идеи об активности и единстве сознания и деятельности, сформулированные в концепции А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;
3. Основы системного строения человеческой психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко) и развития системы умственных действий П.Я. Гальперина;
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной методики формирования представлений о геометрических фигурах у детей 5-6 лет посредством использования дидактических игр.
Заключение:
Различные дидактические средства, способствующие развитию представлений дошкольников о геометрических фигурах, в первую очередь ориентированы на интеллектуальное развитие ребенка в общем. Следовательно, практическая актуальность настоящего исследования дала возможность определить некоторое противоречие между необходимостью развития представлений о геометрических фигурах у дошкольников и не совсем достаточным использованием на практике разнообразных дидактических видов и приемов деятельности в реализации данного системного и целенаправленного развивающего процесса.
Представления детей о геометрических фигурах формируются на основе ощущения и восприятия. Педагогу следует организовывать процесс чувственного восприятия дошкольников, в основе которого лежит ощущение, так как это представляется первой ступенью в процессе формирования представлений. Представления – это чувственно-наглядные образы предметов и явлений действительности, сохраняемые в сознании при непосредственном воздействии самих предметов на органы чувств.
Проведенное исследование показало, что для умственного развития дошкольников существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на совершенствование умственных действий, столь необходимых познания окружающего мира и решения разного рода практических задач.
Дидактические игры математического характера дают возможность не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах. Содержание такой игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, определению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о геометрических фигурах у детей 5-6 лет
Прежде всего следует отметить, что вопросами формирования и развития математической деятельности детей дошкольного возраста занимались такие известные педагоги как Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина [3, с. 11].
Так, педагог Я.А.Коменский в своем руководстве по воспитанию дошкольников в программу по арифметике и основам геометрии включал усвоение счета в пределах первых двух десятков (что соответствует возрасту 4-6 лет), различение чисел, определение большего и меньшего из них, сравнение предметов по выбору геометрических фигур, изучение мер измерения [7, с. 81].
И.Г. Песталоцци, основатель концепции начального обучения, обращал довольно пристальное внимание на определенные недостатки существующих методов обучения, в основе которых лежит механическая зубрежка, и настоятельно рекомендовал учить дошкольников умению определять время и понимать геометрические фигуры.
Основные методы формирования у детей дошкольного возраста понятия о форме и геометрических фигурах нашли собственное отражение и дальнейшее развитие в трудах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фребеля и итальянского педагога М. Монтесори [11, с. 24].
Таким образом, можно заключить, что передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, полностью признавали важнейшую роль и практическую необходимость первичных геометрических представлений в развитии и воспитании дошкольников, выделяли при этом математическую работу в качестве средства умственного развития и рекомендовали обучать детей как можно раньше — примерно с 3-х лет.