Курсовая теория на тему Формирование здорового образа жизни младших школьников: теоретические аспекты социально-педагогического исследования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.. 6
1.1 Педагогическая сущность приобщения детей к здоровому
образу жизни. 6
1.2 Особенности приобщения младших школьников к здоровому
образу жизни 15
1.3 Социально-педагогические формы и методы приобщения
младших школьников к здоровому образу жизни. 17
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К
ЗОЖ.. 22
2.1 Пакет диагностических методик, выявляющих уровень
приобщения к ЗОЖ у младших школьников. 22
2.2 Программа, направленная на приобщение младших
школьников к здоровому образу жизни. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 32
Введение:
Проблема здоровья относится к глобальным проблемам, решение которых
способствует дальнейшему развитию любого государства. Особого внимания требует
осознание каждым человеком ценности здоровья, понимание определяющей роли
здорового образа жизни и формирования на этой основе индивидуального поведения.
Социально-экономические преобразования в России, глобальный экологический
кризис актуализировали проблему сохранения физического, психического, духовного
и социального здоровья подрастающего поколения. Это поставило перед системой
образования задачу создания таких условий развития учащихся, которые бы
способствовали утверждению здорового образа жизни, гармонизации их
взаимоотношений с окружающей средой. Полноценное физическое развитие и здоровье
ребенка – это основа формирования личности. Задача раннего формирования
культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.
Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно с семи лет идет интенсивное
развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать
у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни (далее ЗОЖ),
осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и
спортом. Вопросы формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни в
современном обществе возникло уже в начале 2000 годов. К сожалению этот вопрос
не менее остро стоит и сейчас [5,c.88]. Так в Московской области тенденция
негативных проявлений поведения среди детей и молодежи высокая. Через ряд
неблагоприятных социокультурных условий детская и подростковая среда склонна к
употреблению алкоголя и наркотических веществ, ранних сексуальных связей, что
резко ухудшает состояние физического и психического здоровья подростков. Остро
стоит проблема репродуктивного здоровья, ранней беременности
девочек-подростков. В России отмечается ежегодное ухудшение психического
здоровья подростков, прежде всего, в результате употребления алкогольных
напитков, наркотических и психотропных веществ. Кроме того, низкое состояние
здоровья молодежи вызывается падением общественной морали, значимым социальным
расслоением населения, сложной криминогенной ситуацией.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению
человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для
здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность
деятельности личности в направлении укрепления и развития личного
(индивидуального) и общественного здоровья.
Актуальность формирования позитивного отношения к здоровому образу
жизни показывает, что деятельность в этом направлении практических психологов в
учреждениях образования крайне необходима, ведь лучше предотвратить негативным
явлениям, чем констатировать их наличие.
Разработанность темы
исследования. Вопросы идентификации «здоровья» как особой категорий, «здорового
образа жизни» и его основных составляющих широко рассмотрены в работах В.Г.
Алямовской, Ф.Р. Асадулаевой, Э.Ю. Бачиевой, Л.В. Капилевича, В.А. Лищук, Е.В.
Мосткова, Е.Е. Чепурных и др.
Особенности формирования
здорового образа жизни у детей школьного возраста исследуются З.И. Айгумовой,
Л.И. Божович, А.Р. Лурия, В.В. Давыдовым, Л.Ф. Тихомировой и др.
Методические основы
формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста освещены
в работах Т.Е. Виленской, Д.В. Григорьевым, П.В. Степановым и др.
Актуальность данного
исследования позволила обозначить следующие противоречия:
¾ на
социально–педагогическом уровне – между потребностью общества в личности,
ведущей здоровый образ жизни и недостаточной направленностью образования на
формирование данных основ; ¾ на научно-педагогическом уровне
– между уровнем теоретической
разработанности формирования основ здорового образа жизни младших школьников и
недостаточным теоретической освещенностью формирования основ здорового образа
жизни; ¾
на научно-методическом уровне
– между методической разработанностью формирования
основ здорового образа жизни младших школьников и методической разработанностью
формирования основ здорового образа жизни у младших школьников в процессе
внеурочной деятельности.
Из вышеизложенных
противоречий вытекает проблема исследования: каковы условия формирования основ
здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста во внеурочной
деятельности.
Проблема вывела нас на
тему исследования «Формирование здорового образа жизни младших школьников:
теоретические аспекты социально-педагогического исследования».
Цель исследования: Изучить социально-педагогическую деятельность по приобщению учащихся к
здоровому образу жизни.
Объект исследования: ЗОЖ. Предмет исследования: Социально-педагогическая деятельность по
приобщению учащихся к здоровому образу жизни.
Задачи:
1.Изучить понятие здорового образа жизни среди младших школьников.
2. Выявить информированность младших школьников и вероятных рисках для
их здоровья.
3. Выяснить отношение младших школьников к своему здоровью, его места
среди других жизненных ценностей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Заключение:
Таким образом, модель экологически комфортной образовательной среды с
использованием технологии реабилитации работоспособности школьников реализуется
путем оптимизации и гуманизации учебного процесса, которые возможны через:
— применение разно-уровневого обучения;
— глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения;
— широкое использование современных пед-технологий;
— интерактивное обучение;
— создание физического, физиологического, психического комфорта для
учащихся;
— наставления учительского
коллектива на создание отношений "учитель-ученик" по формуле
"субъект-субъект". Обеспечение положительной мотивации обучения путем
создания возможности успеха для каждого ученика;
— разумное уменьшение объема домашних заданий с целью предотвращения
перегрузки учащихся.
Важным условием проведения уроков является применение на занятиях
здоровье-сберегающих технологий, что требует:
— учет периодов работоспособности учащихся на уроках;
— учет возрастных и физиологических особенностей детей на уроках;
— наличие эмоциональных
разрядок на уроках и во время проведения учительных мероприятий;
— чередование позы с учетом видов
деятельности; — использование оздоровительно-физкультурных пауз на уроках и
учительных мероприятиях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
1.1
Педагогическая сущность приобщения детей к здоровому образу жизни В современной системе образования значительное внимание уделяется
проблеме сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи. Прежде всего она
реализуется через внедрение различных профилактических программ по формированию
здорового образа жизни в школьную практику, главной целью которых является
понимание детьми важности сохранения собственного здоровья. Следует заметить,
что комплексная программа по формированию здорового образа жизни должна
включать в себя различные компоненты, которые помогут сформировать у учащихся
специальные знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, будут
способствовать развитию их коммуникативных способностей и воспитанию гуманного
отношения к окружению, к самому себе и окружающей среды. К таким компонентам
относятся: образование в области здоровья, физическое воспитание, школьная
медицинская служба, служба питания, служба здоровья персонала школы, школьная
психологическая служба, социальные службы, участие родителей и общественности
[18, с. 126].
В то же время существует ряд социально-педагогических, психологических
факторов, которые негативно влияют на формирование здоровье-сберегающей среды в
учебно-воспитательном заведении. К таким следует отнести:
– постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
– несоответствие программ возрастным особенностям учащихся; –
несоблюдение элементарных физиологических, гигиенических требований к
организации учебно-воспитательного процесса;
– недостаток двигательной активности;
– недостаточная компетенция педагогов по вопросам здоровья и здорового
образа жизни.
Поэтому в данном контексте задачей школы является воспитывать у
школьников ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Следует также отметить, что деятельность школы по сохранению и укреплению
здоровья учащихся может считаться эффективной только в том случае, когда в ней
профессионально сочетаются и творчески реализуются здоровье-сберегающие
технологии.
В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние
годы встал вопрос об организации здоровье-сберегающего образования. Методика
здравоохранительной системы обучения и воспитания, автором которой является
руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера,
профессор В.Ф. Базарный.
В.Ф. Базарный предложил техническое решение, позволяющее сохранить
существующую мебель, например, ортопедические односпальные кровати из Москвы,
внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного
труда наклонной рабочей поверхности и решить такую важную для здоровья детей
проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся[2,c.187].
Знание и понимание методов применения здоровье-сберегающих технологий
– важная составляющая профессиональной технологии компетентности современного
учителя. Учитель, который использует данные технологии, в первую очередь решает
проблемы перегрузки и переутомления обучающихся на занятиях. У ребят
развиваются внимание, память, воображение, формируются мышление, свобода
суждений.
Таких результатов возможно добиться применяя следующие методы[2]:
обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Для этого
используется специальная росто-мерная мебель с наклонной поверхностью парты и
конторки. Часть урока дети стоят за конторкой, другую часть сидят за партой,
тем самым сохраняя вертикаль позвоночника, укрепляя осанку. В I классе дети
меняют позу через 5 минут, во II и III – через 12-15 минут. Работа, стоя за
конторкой, способствует формированию координации и равновесия, профилактике
нарушений опорно-двигательной системы, а также близорукости.
проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счет
максимального удаления от глаз детей учебного материала. Для этого используются
подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к люстре в углах
класса, на которых располагаются дидактические материалы, карточки с заданиями
и ответами, разнообразные по форме, цвету, которые раскладываются в любой точке
класса. Дети всматриваются в даль и тем самым снимают напряжение с глазных
мышц.
Упражнение-тренинг со зрительными метками. В различных местах класса
устанавливаются зрительные метки — яркие объекты, привлекающие внимание:
игрушки, красочные картинки, геометрически фигуры. Подобранные подобным
образом, они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например, тема
известной сказки). Раз в две недели сюжет меняется. для развития координации
упражнения выполняем только в положении стоя. Периодически дети встают и под
счёт поочерёдно фиксируют взгляд на метках, соединяя движения глаз, головы и
тела.
Методика зрительно-координационных тренажеров. Схема-тренажер
находится на потолке. Незамысловатые круги и восьмерки – схемы-траектории –
используют для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая
несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно дети делают непроизвольные
движения головой, шеей, туловищем. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное
использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за один год, и он может
отказаться от очков [2].
С раннего детства стопа – это не только эффективное развитие и
функционирование внутренних органов, но и оптимальное развитие, особенно у
девочек, костей таза, поэтому в классе имеется «Тропа здоровья». Рекомендуется
разместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и
т.п.), два ящика с речной галькой разной формы, ребристая доска и все это
расположено на паласе.