Курсовая теория на тему Формирование здорового образа жизни детей школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1 Здоровый образ жизни 4
1.2 Возрастные особенности детей школьного возраста 10
1.3 Преемственность процесса формирования здорового образа жизни учеников школьного возраста 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Введение:
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Формирование здорового образа жизни имеет важное общественное значение, поскольку сохранение и укрепление здоровья, воспитание здорового поколения — задача, от решения которой во многом зависит развитие и потенциал государства. Результаты исследования показали, что основными составляющими системы формирования здорового образа жизни являются: пропаганда здорового образа жизни; физическое воспитание и двигательная активность; оздоровление и отдых; доступность и качество медицинских услуг; профилактика социально опасных болезней; питание; состояние окружающей среды и экология; влияние семьи; предотвращение конфликтности, насилия и жестокого обращения.
Проблема здоровья человека стала сегодня одной из самых актуальных, поскольку состояние общественного здоровья выступает важным показателем сохранения и развития человеческого потенциала любой страны.
Перед образовательными учреждениями встает задача сформировать у подрастающего поколения ценностное отношение к своему здоровью, так как их образ жизни будет определять качество трудовых и социальных ресурсов населения, уровень экономики, научно-технический прогресс общества, национальную безопасность.
Результаты научных исследований (В. Ф. Базарный, И. И. Брехман, Л. Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, сложившаяся в предыдущие годы, приобрела устойчивый характер. Одной из причин этого является образ жизни семей, в которых сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно найти так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, табакокурение, злоупотребление алкоголем, при этом чаще всего в семьях присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов негативного влияния на формирование навыков здорового образа жизни. Ухудшение здоровья детей, начиная с младшего и среднего школьного возраста, стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Вопрос формирования здоровой личности ребенка рассматривался многими ведущими учеными: Л. С. Выготским, Г. К. Зайцевым, П. Ф. Лесгафтом, Н.И. Пироговым, В. А. Сухомлинским, К. Д. Ушинским и многими др. Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х-начале 80-х гг. двадцатого века при существующей неподготовленности учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
Цель работы — рассмотреть особенности формирования здорового образа жизни у современной молодежи.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем исследования: 28 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 25 источников.
Заключение:
Здоровье, если оно дано нам изначально, нужно еще уметь сохранить. А уж если есть какие-то отклонения в здоровье, то их нужно постараться ликвидировать. Достичь этого можно только путем ведения здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
— рациональный режим труда и отдыха (при правильном режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда;
— искоренение вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков), которые являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения;
— оптимальный двигательный режим, который укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы;
— рациональное питание, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни;
— личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви, режим дня, соблюдение которых вырабатывает четкий ритм функционирования организма и создает наилучшие условия для работы и восстановления сил.
При соблюдении всех этих условий здорового образа жизни каждый человек создает большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Задача педагогов состоит в том, чтобы поставить в известность детей информацию о вредных привычках. На здоровье личности учеников и здоровья их близких.
Решить данную проблему можно путем коррекции общеобразовательных программ по предметам с учетом межпредметных связей и интеграции в учебно-воспитательном процессе, что обеспечивает целостное восприятие полученных знаний о здоровье, формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни, специальных умений и навыков сохранения и укрепление здоровья младшего школьника и подростка.
Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей, формированию всесторонне развитой личности и таким образом способствует не только физическому совершенствованию человека, но и развитию духовных интересов, ценностей, нравственных установок и потребностей, присущих человеку каждого общества.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Здоровый образ жизни
Здоровье нации — существенный показатель общественного и экономического развития государства. Здоровье детей — ее будущее. Ведь около 75% болезней во взрослом возрасте является следствием условий и образа жизни в детстве и юности. По словам И. П. Павлова, здоровья в зрелом возрасте надо заслужить [4, с.120]. Человек мог бы жить значительно дольше, если бы не его небрежное обращение с собственным организмом. Нужны основательные знания, большое желание и сила воли, чтобы быть и оставаться здоровым. Проблема здорового образа жизни приобрела такую актуальность, что сегодня мы говорим о ней, как о глобальной угрозе всей нации. Для ее решения, прежде всего, следует осознать для каждого из нас значимость самого понятия «здоровый образ жизни». Постепенное осознание на государственном уровне значимости профилактики, сохранения, поддержания и восстановления здоровья нации предусматривает нахождение путей повышения у молодого поколения осознания ценности здоровья, здорового образа жизни.
Приоритетной задачей системы образования является формирование у личности ответственного отношения к собственному здоровью и здоровья своего окружения как высших общественных и индивидуальных ценностей. На сегодня, в условиях развития общества, проблема состояния физического, психического здоровья приобретает особую остроту, поскольку современная ситуация усугубляется высокими показателями заболеваемости молодежи, снижением качества медицинского обслуживания, ухудшением экологической ситуации, морально-духовным кризисом. Согласно современным исследованиям, среди общего количества студенчества, до момента получения высшего образования, здоровыми остаются лишь 6%, около 45-50% выпускников имеют морфофункциональные отклонения, а 40-60% — хронические заболевания, третья же часть выпускников имеют ограничения в выборе профессии. От 20 до 80% студентов приобретают за годы обучения в университете пороки 2-5 систем организма [9, с.31].
Итак, исследование проблемы формирования здорового образа жизни у молодого поколения является достаточно важной актуальной проблемой.
Сегодня проблема угрозы здоровью рассматривается мировым сообществом как одна из угроз планетарного масштаба — антропологическая катастрофа, утверждает ученый А. И. Сибиль [14, с.188]. Сущность этого явления связана с тем биологическим законом, согласно которого определено, что каждый биологический вид вымирает, если изменяются условия существования, к которым он был приспособлен в процессе эволюции. На нашей Земле так сложилось, что человеческая деятельность на протяжении ХХ века и начала XXI века не только не препятствовала формированию предпосылок антропологической катастрофы, а наоборот — способствовала их развитию. По современным представлениям, здоровье рассматривается не как сугубо медицинская, а как комплексная проблема, сложный феномен глобального значения, то есть здоровье определяется как философская, социальная, экономическая, биологическая, медицинская категории, как объект потребления, вклада капитала, индивидуальная и общественная ценность, явление системного характера, динамическое, постоянно взаимодействующее с окружающей средой. Большой толковый словарь современного языка здоровье объясняет как состояние организма, при котором функционируют все его органы. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков» [1, с.122]. Поэтому здоровье рассматривается не только как ресурс, а как цель жизни.
Мировая наука предполагает целостный взгляд на здоровье как на феномен, который интегрирует по крайней мере четыре сферы здоровья: физическую, психическую (умственную), социальную (общественную) и духовную. Все эти составляющие неотъемлемые друг от друга, тесно взаимосвязаны, действуют одновременно, а их интегрированное влияние определяет состояние здоровья человека.
1. Физическое здоровье — это правильное функционирование всех систем организма, позитивное отношение к собственному здоровью, стремление к физическому совершенству и общей физической работоспособности, закаленность организма, соблюдение рационального режима дня, выполнение требований личной гигиены, правильное питание.
2. Психическое здоровье (психологический комфорт) — соответствие когнитивной деятельности календарному возрасту, развитие произвольных психических процессов, наличие саморегуляции, адекватных положительных эмоций; отсутствие акцентуаций характера, вредных привычек.
3. Социальное здоровье (социальное благополучие) — это, прежде всего, сформирована гражданская ответственность за выполнение социальных ролей в обществе; позитивно направленная коммуникативность; доброжелательность в отношении к людям, способность к самоактуализации в коллективе, самовоспитания.