Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование успешности современного младшего школьника средствами мотивации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ
ДОСТИЖЕНИЯ УУСПЕХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1. Изучение мотивации достижения успеха у детей
младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе. 5

1.2. Условия развития мотивации
достижения успеха. 11

Выводы по I главе. 14

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 16

2.1. Сущность процесса формирования
мотивации достижения успеха у младших школьников. 16

2.2. Активные методы формирования
мотивации достижения успеха у младших школьников. 19

Выводы по II главе. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

Список использованной литературы: 27

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 28

  

Введение:

 

Поведение человека является, с одной стороны,
побудительным, с другой  стороны —
регуляционным явлением. Эти две стороны связаны между собой: побуждение
направляет поведение, а регуляция отвечает за то, как оно складывается.
Направление поведения связано с понятиями «потребность» и «мотив», которые
включают такие факторы, как цели, стимулы, интересы, намерения, побуждения,
влечения. Проблематика
мотивации поведения — одна из активно разрабатываемых в науке. Основные
проблемы, которыми занимаются психологи, изучающие мотивацию: разработка
понятийного аппарата, относящегося к мотивам и мотивации, определение
структурных компонентов мотивации (Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л.
Рубинштейн, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе), изучение психологических механизмов
мотивации (В.К. Вилюнас, И.Р. Алтунина), исследование мотивации поведения и
формирования мотивационной сферы личности (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, П.М.
Якобсон), формирование и развитие мотивации различных видов деятельности (Л.И.
Божович, Р.А. Жданова, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис, Г.И. Щукина). Одной из главных задач в современной школе
является мотивация обучающихся. Педагоги начальной школы регулярно сталкиваются
с тем, что большинство детей младшего школьного возраста не добиваться
поставленных целей и не верят в свои силы и возможности. Современная система
образования старается решить вопросы развития личностных качеств обучающихся,
которые в дальнейшем помогают быть успешным и реализовывать свой потенциал.

Формирование
мотивации предполагает воспитание у обучающихся эталонов, мировоззренческих
ценностей, установленных в российском обществе, в сочетании с поведением
ученика. Младший школьный возраст считается сложным периодом, в связи с тем,
что происходит бурное развитие ребенка, включающее в себе развитие всех
психических процессов. Когда ребенок идет в школу, то основной его задачей
является обучение, которое не может успешно протекать без наличия положительной
школьной мотивации.

Младший
школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения,
желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на
20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % — от мотивов.

Мотивация
достижения изучалась многими авторами, как отечественными (М.В.Кондратьев,
Б.Г.Ананьев, В.А.Кручинин и др.), так и зарубежными (Г.Мюррей, Д.Аткинсон и
др.). Они считают, что мотив есть высшая форма побуждения и регуляции
деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой. Одним из видов
мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу
является мотивация достижения, которая направлена на возможно лучшее выполнение
любой деятельности с получением результата.

Цель
данной работы — определить педагогические средства развития мотивации
достижения успеха в младшем школьном возрасте.

Объект
исследования — процесс формирования мотивации достижения успеха у младших
школьников.

Предмет
исследования — факторы развития мотивации достижения успеха у детей младшего
школьного возраста.

Теоретический
анализ исследования позволил определить следующую гипотезу:
учебно-воспитательный процесс будет намного эффективен, если развивать
мотивацию достижения успеха в младшем школьном возрасте.

Для
достижения цели определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические подходы к изучению
мотивации достижения успеха и особенностей младшего школьного возраста.

2. Рассмотреть методики для определения
уровня достижения успеха и адаптировать к проведению эксперимента.

3. Проанализировать результаты и сделать
выводы об особенностях достижения успеха у детей младшего школьного возраста.

Структура
работы включает в себя две главы. В первой главе рассматриваются теоретические
аспекты мотивации, приводятся примеры мотивации школьников, изучаются условия
для достижения успехов. Во второй главе проводится исследование развития
мотивации у школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Младший школьный возраст
является периодом возникновения и закрепления в различных видах деятельности
очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно
устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности – мотивации
достижения. В обучении формируются личные качества, реализующие
мотивацию достижения: самооценка, волевая регуляция поведения, мотивы
достижения успехов и мотив избегания неудачи.

Теоретический анализ
зарубежных и отечественных исследований по проблеме развития мотивации достижения
показал, что младший школьный возраст является важным периодом для актуализации
мотивации достижения. Особую роль в ее развитии играет новая для ребенка
социальная ситуация, связанная с учебной деятельностью, в которой каждое
действие, направленное на ее овладение, оценивается учителем. Оценочные и
побудительные обращения значимых взрослых (учителей, родителей) вызывают субъективные
переживания и формируют представления учащихся о субъектах образовательного
процесса.

Формирования мотива
достижения начинает складываться еще в дошкольные годы. У младших школьников
этот мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. У школьников
с развитием мотива достижения успеха связаны два разных мотива: мотив
достижения успехов и мотив избегания неудач. Мотивация – важнейший компонент
структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя
мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что
ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности
непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).

Социальная ситуация
развития младшего школьника проявляется в том, что актуализируется потребность
учиться и быть "успешным", знающим, умелым в учебной деятельности,
где через задачу требуется чего-то достигать, что делает поведение,
ориентированное на достижение, актуальным.

В обучении формируются
личные качества, реализующие мотивацию достижения: самооценка, волевая
регуляция поведения, мотивы достижения успехов и мотив избегания неудачи. Такие
личные качества как стремление правильно выполнить задание, получить желаемый
результат ориентирует ученика на качество и результат учебных действий. Это
отличает мотивацию достижения от престижной мотивации, мотивации избегания
неудач и компенсаторной мотивации. Для формирования полноценного развития
мотивации достижения успеха важно обеспечить определенные условия. Кроме того,
педагогическая практика используется достаточно способов повышения
эффективности формирования мотивационной сферы, основным из которых является
разнообразие методов и приемов, выбор комбинаций.

Только грамотный выбор
методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методической уникальности
использования и знание психологических особенностей детей смогут
способствовать формированию у учащихся мотивации достижения успеха.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УУСПЕХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.
Изучение мотивации достижения успеха у детей младшего школьного возраста в
психолого-педагогической литературе.

Мотивация
как движущая сила человеческого поведения в структуре личности занимает одно из
ведущих мест, пронизывая направленность личности, характер, эмоции,
способности, деятельность и психические процессы (С.Л. Рубинштейн, А.Н.
Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Э.А. Голубева и др.). Для детей разного возраста и для каждого
ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. При изучении мотивационной сферы
младших школьников делался акцент на формировании учебных мотивов (М.В. Матюхина,
А.К. Маркова, Т.А. Матис). Д.Б.Эльконин рассматривал учебно-познавательные
мотивы младших школьников как компонент учебной деятельности, которая является
ведущей в данном возрастном периоде. Широкие социальные мотивы учения, в
частности, отметка как учебный мотив, исследовались Л.И. Божович, Л.С. Славиной
и Н.Г. Морозовой. На основании последних работ в настоящее время Н.И. Гуткиной
проведено исследование социальных и познавательных мотивов учения как основы
внутренней позиции школьника. Одни из них являются основными, ведущими, другие
второстепенными не имеющими самостоятельного значения. Все мотивы учения, по
мнению Л.И. Божович могут быть разделены на две большие группы: первые связаны
с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения – это
познавательные интересы детей, их потребность в интеллектуальной активности, в
овладении новыми умениями, знаниями и навыками. А вторые связаны с более
широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой – это потребность в
общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желание занять определенное
место в системе общественных отношений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы