Курсовая теория на тему Формирование учебной мотивации у младших школьников с Задержкой Психического Развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития 5
1.2. Учебная мотивация у детей с задержкой психического развития 10
Вывод к главе 1 15
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 16
2.1. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР 16
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивации к обучению в школе у младших школьников с ЗПР для педагогов и родителей 22
Вывод к главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Проблема формирования учебной мотивации учащихся с задержкой психического развития определяется ростом у них затруднений, связанных со снижением уровня мотивации и, как следствие, со снижением успеваемости, отсутствием интереса к изучению отдельных предметов и учебному процессу в целом. Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте представляет собой одну из важнейших и поэтому актуальных проблем современной школы.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Наличие у учащихся каких-либо нарушений, как правило, затрудняет формирование учебной мотивации.
На сегодняшний день имеются данные, что основной дефект задержки психического развития искажает формирование успешной учебной деятельности. У младших школьников с задержкой психического развития мотивация к обучению не может долгое время поддерживать учебную деятельность и постепенно теряет свое значение.
Актуальность темы исследования заключается в том, чтобы максимально продуктивно обеспечить обучение и воспитание детям с ЗПР, а для этого необходимо: выделить основные особенности свойств мотивации младших школьников с ЗПР, охарактеризовать её. На базе этого разработать модель и программу формирования свойств учебной мотивации младших школьников с ЗПР, что, по нашему мнению, должно помочь увеличить продуктивность обучения и воспитания.
Объект исследования – является процесс формирования учебной мотивации у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования – педагогические условия по формированию учебной мотивации у младших школьников с ЗПР.
Цель работы – теоретически рассмотреть формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
— рассмотреть психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития;
— проанализировать учебную мотивацию у детей с задержкой психического развития;
— изучить пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР;
— проанализировать психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивации к обучению в школе у младших школьников с ЗПР для педагогов и родителей.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, организационные, эмпирические методы, а также методы обработки данных и интерпретационные методы:
● Теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение);
● Организационные методы (сравнительный, комплексный методы);
● Интерпретационный метод.
Теоретическую основу составили работы психологов (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник и др.); педагогов (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков и др.); дефектологов и физиологов совместно с психологами и клиницистами (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и др.)
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут быть использованы студентами и преподавателями на лекциях, семинарах и практических занятия.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводы к главам, заключения, списка использованной литературы. Полный объем работы — 30 страниц, список использованной литературы включает 25 наименований.
Заключение:
В психолого-педагогической литературе мотивация к обучению в школе у младших школьников является сложным структурным образованием, затрагивающим все стороны детской психики.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в мотиве происходит сознательное отражение будущего на основании использования опыта прошлого. Отсюда мотивация – это процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, а мотив – это продукт этого процесса. Таким образом, мотивация – это опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения школьников к учебной деятельности для достижения образовательных целей. В структуру учебной мотивации входят следующие виды мотивов: гражданский мотив, познавательный мотив, мотив переживания, материальный мотив и некоторые другие.
Эффективность учебной деятельности напрямую зависит от мотивов, которые побуждают ребенка к активности и определяют ее направление. Учебная мотивация является важнейшим компонентом обучения. Мотивация ребенка оказывает влияние, как на ход, так и на эффективность деятельности. Стимулируется учебная деятельность ребенка не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Важную и основную роль при формировании мотивации к обучению в школе у младших школьников с ЗПР играют педагоги и родители. То, насколько эти люди заинтересованы в дальнейшем развитии детей, определяет эффективность дальнейшего становления младших школьников. В ходе работы разработаны общие рекомендации для педагогов и родителей, которые хотя бы в некоторой степени позволят посмотреть на мир детей с задержкой психического развития другими.
Основой формирования мотивационной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР является организация психолого-педагогических условий таких как:
– наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами для обогащения знаний детей о школе, об учебной деятельности;
– осуществление обогащения у детей 6-7 лет с ЗПР знаний о школе, школьных атрибутах и школьной жизни;
– включение в содержание образовательной деятельности игр и упражнений, направленных на формирование положительного отношения к школе;
– использование игр и упражнений на развитие познавательного интереса.
Для детей с ЗПР характерны бедность школьной мотивации, отсутствие обусловленности процессуальной мотивации мотивацией более высокого уровня. Широкие социальные мотивы учения, придающие смысл учебной деятельности, недостаточно представлены в мотивационных системах детей с ЗПР.
Необходимо обратить внимание на разнообразие приемов, основанных на общении, взаимодействии педагога и учащихся: здесь и оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение), поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др. С помощью этих приемов создается эмоциональный своеобразный настрой урока, определенная моральная атмосфера, вырабатывается определенный стиль взаимоотношений преподавателя и учащихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста [5, c. 13].
ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
К наиболее характерным особенностям детей с ЗПР относятся:
— снижение работоспособности;
— повышение истощаемости;
— неустойчивость внимания;
— более низкий уровень развития восприятия;
— недостаточная продуктивность произвольной памяти;
— отставание в развитии всех форм мышления;
— дефекты звукопроизношения;
— своеобразное поведение;
— бедный словарный запас;
— низкий навык самоконтроля;
— незрелость эмоционально-волевой сферы;
— ограниченный запас общих сведений и представлений;
— слабая техника чтения;
— неудовлетворительный навык каллиграфии;
— трудности в счете через 10, решении задач.
Клинические и психологические исследования, проведенные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения [10].
ЗПР конституционального происхождения
Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной (хотя и замедленной по сравнению с нормой) познавательной деятельностью.
Такой ученик обращает на себя внимание с первых дней пребывания в школе, он с любопытством относится ко всему происходящему вокруг, быстро находит друзей и покровителей, которые опекают, защищают «маленького», пользуется всеобщей любовью из-за уживчивого веселого нрава. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведет к несформированности учебной мотивации.
ЗПР соматогенного происхождения
Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития — следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий. Таким образом, не резко выраженная мозговая дисфункция в сочетании со снижением психического тонуса к стойкой астении ведут к состоянию психического инфантилизма, при котором эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта.
Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используются такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую-либо работу. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное. У данных детей наблюдается критическое отношение к своим затруднениям, неуспехам, они осознают и болезненно переживают школьные неудачи, которые глубоко травмируют их [8].
Перечисленные особенности учащихся с соматогенной ЗПР являются серьезным препятствием в их обучении. Частые пропуски по болезни, «выключение» такого ребенка по мере нарастания утомления из учебного процесса, незаинтересованность в учебе приводят его в разряд стойко неуспевающих школьников.
Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи. Наиболее целесообразно помещать такого ребенка в школы санаторного типа, при их отсутствии — в класс компенсирующего обучения, если такового нет, необходимо создать в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим.
ЗПР психогенного происхождения