Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование у школьников интереса к изучению литературы средствами интерактивного обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения проблемы литературного образования школьников. 5

1.1. Урок как
целостная система. 5

1.2. Проблема
современного урока литературы.. 9

Глава 2.
Теоретические основы формирования у школьников интереса к изучению литературы.. 14

2.1. Сущность и задачи интерактивного обучения в школе. 14

2.2. Применение
интерактивных средств на уроках литературы с целью формирования интереса
школьников. 20

Заключение. 25

Список
использованной литературы.. 27

  

Введение:

 

Актуальность работы. Применение
современных образовательных технологий в обучении – одна из наиболее важных и
устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Одной из
таких технологий обучения является интерактивная.

Интерактивные
технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором
невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на
взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Суть
интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким
образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс
познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что
они знают и думают.

Совместная
деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала
означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен
знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере
доброжелательности и взаимной поддержки.

Интерактивная
деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения,
которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих,
но значимых для каждого участника задач.

Цель исследования – изучить
особенности формирования у школьников интереса к изучению литературы средствами
интерактивного обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность урока
как целостной системы;

2.
изучить проблемы современного урока литературы;

3.
проанализировать сущность и задачи
интерактивного обучения в школе;

4.
проанализировать особенности применения интерактивных средств на уроках
литературы с целью.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, в современном мире понятие «интерактивный» используется постоянно.
Порой мы слышим его даже по отношению к тому, к чему и не подумали бы услышать
еще двадцать лет назад. Наше поколение имеет уникальную возможность участвовать
во всевозможных интерактивных экскурсиях, играх, программах.

Мы
являемся не просто пассивными созерцателями, а будто главными героями
происходящего, от действий которых зависит то, как повернется сюжет. Данный
подход, разумеется, довольно эффективен и в ходе образовательного процесса. И
обучение в начальных классах, весьма благотворная почва для внедрения
интерактивных методов. Давайте дадим определение понятию. Интерактивное
обучение — это обучение, осуществляемое с помощью общения, диалога, в ходе
которого происходит прямое взаимодействие преподавателя и учащегося или
учащихся друг с другом.

Интерактивная
модель обучения осуществляется в условиях непрерывного, активного обмена
информацией среди всех участников образовательного процесса. И у учащегося, и у
педагога при данном методе обучения абсолютно равные права и возможности. Роль
преподавателя при данной модели принципиально отлична от традиционной, педагог
выступает своеобразным партнером учащегося. То есть, можно сказать, что это
учебный процесс, в котором неучастие одного ученика при коллективном участии
просто невозможно.

Основной
целью интерактивной модели обучения является: обеспечение благоприятных условий
обучения, которые способствуют активному взаимодействию участников процесса
между собой. Среди основных задач интерактивных форм обучения можно выделить:
пробуждение у учащихся искреннего желания узнавать новое; прочное усвоение
материала; самостоятельное решение учебных задач; установление активного
взаимодействия между учащимися, обучение навыку работы в команде, проявлению
толерантности к любой из существующих точек зрения, уважению права каждого на
свободу слова и самовыражения, уважению чужого достоинства и самоуважению;
формирование у учащихся собственного мнения и отношения.

Интерактивные
методы обучения играют важную роль при формировании УУД и способны обеспечить
наибольшую продуктивность среди школьников. Аргументом в подтверждение данной
точки зрения является диагностика моего класса с целью выявить то, насколько
высок среди учеников уровень формирования УУД.

По
результатам можно заметить, что при формировании различных необходимых ребенку
умений происходит рост. При помощи наблюдений и проведения диагностики
выяснилось, что уровень УУД в классе, в котором активно применяются
интерактивные методы обучения, достаточно высок.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
проблемы литературного образования школьников

1.1. Урок как целостная система Более либо менее оконченным отрезком педагогического процесса в
классно-урочной системе обучения является урок. Как говорил Верзилин Н. М.,
«урок является солнцем, вокруг которого, как планеты, вращаются все иные формы
учебных занятий»[1].

Что же такое урок? Ответ на данный вопрос довольно трудный на сегодняшний
период времени.

До настоящего момента в педагогической науке преобладающим считается
мнение, по которому урок является систематически применяемой для решения
задач обучения, развития и воспитания детей, форма организации деятельности
непрерывного состава школьников и педагогов в конкретный промежуток времени[2].

Урок является формой организации обучения с учащимися единого возраста,
непрерывного состава, занятием по четкому расписанию и с одной для всех
программой обучения. В данной форме представляются все элементы
учебно-воспитательного процесса:

— цель,

— содержание,

— методы,

— деятельность по организации и управлению,

— дидактические элементы,

— средства.

Назначение и сущность урока в обучении как целостной динамической системы
сводится, к коллективному индивидуальному взаимодействию школьников и педагогов
и, в результате которого осуществляется усвоение обучающимися навыков, умений и
знаний, развитие их опыта деятельности, способностей, отношений и общения, и
также совершенствование педагогического мастерства педагога.

Итак, урок, с одной стороны, является формой движения обучения в целом, с
иной, – формой организации обучения, которая предопределена ключевыми
требованиями к построению урока педагогом организационно, вытекающими из
принципов и закономерностей обучения.

Руководствуясь ими, педагог готовит урок в форме системы дидактических
задач, которые подлежат решению (развития, воспитания и образования) в ходе
обучения этим определенным составом школьников в определенных условиях
жизнедеятельности школы.

Другой аспект определения «урок», по концепции Махмутова М. И.,
формулируется так: «урок является
вариативной и динамичной формой
организованного процесса целенаправленного взаимодействия (общения и
деятельностей) конкретного состава школьников и педагогов, которая включает
средства, содержание, методы и формы обучения и, которая  постоянно применяется (в одинаковый период
времени) для решения задач образования, развития и воспитания в ходе обучения»[3].

Функцией урока как целостной системы является достижение завершенной, но
частичной цели, заключающейся, к примеру, в одном случае, в усвоении
целостного, нового содержания, хоть и которое является элементом наиболее
обширного содержания, в ином – в частичном усвоении на уровне осознанного
запоминания (закрепления) и восприятия.

В первом случае структура урока как целостной системы повторяет структуру
обучения как целостного процесса, во втором, – только частично отражает
целостный процесс обучения.

Что позволяет говорить о том, что особенности урока как организационной
формы обучения обуславливаются местом и целью каждого в отдельности урока в
целостной системе учебной деятельности и вопросы, нужен ли организационный
момент и в чем он заключается, обязательным ли является домашнее задание,
всегда ли необходим опрос, как учесть индивидуальные особенности школьников,
каким образом лучше организовать групповую либо коллективную работу, каким
образом связывать урок с последующими и предыдущими уроками и иные, не
являющиеся главными с точки зрения анализа учебного процесса.

Они имеют значение лишь при решении задач оптимальной организации учебы и
вопросы о типах и структуре уроков.

Итак, урок является многоплановым и многогранным. В нем как в целостном
элементе учебного процесса, обладают взаимодействием каждый компонент данного
сложнейшего процесса – его общепедагогическое содержание, цели, дидактические
задачи, материальное оснащение, методы, и пр.

Решая конкретные задачи в любом отдельно взятом временном отрезке
процесса обучения, урок – это часть курса, темы учебной дисциплины и поэтому
занимает собственное место в системе учебной дисциплины, темы программы и
решает свойственные ему на этот момент дидактические цели, которые соотнесены с
учебными воспитательными задачами курса.

Но, для этого урок сам обязан обладать своей строгой, единой внутренней
логикой, средствами, определенными дидактическими целями, приемами и методами
обучения. Урок является педагогическим произведением, и потому он обязан иметь
отличие в целостности, внутренней взаимосвязанности частей, единой логике
развертывания деятельности педагога и обучающихся. Это и обеспечивает
управление познавательной деятельностью детей.

Появление каждого урока начинается с осознания и верного, точного определения его итоговой цели – чего педагог стремится добиться; потом
установления средства – что
поможет педагогу в достижении цели, а уже потом определения способа – каким образом педагог будет действовать, чтобы
достичь цели.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит педагог? Общепринято в
науке, что целью является предполагаемый, заранее планируемый (вербально либо
мысленно) результат деятельности по преобразованию какого-нибудь объекта.

В педагогической деятельности объект преобразования – это процесс
деятельности учащегося, а результат – уровень воспитанности, развитости и
обученности школьника.

Потому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования
как системы наиболее высокого порядка и не могут сводиться, как это было в
период, когда деятельность преподавания рассматривалась лишь как передача
обучающимся готовых выводов науки и «целям организации» занятий – «изучить
какой-то объем нового материала», «повторить какие-то разделы программы» и т.д.
Данная постановка цели урока в современной школе несостоятельна.

Цель урока в современной школе обязана иметь отличие в конкретности, с
указанием средств ее достижения и ее переводом в определенные дидактические
задачи.

К примеру, целью урока является усвоение понятия «нахождение неизвестного
слагаемого», «отработка умений и навыков его применения»; либо по теме урока –
«обобщить и систематизировать знания обучающихся о способах образования
наречий, закрепить орфографические навыки правописания наречий, развить навыки
аккуратности и самоконтроля».

Данные цели являются довольно сложными. Чтобы достичь цели урока, к
примеру, по уроку математики, нужно продуманно решить три основные
дидактические задачи:

— актуализировать прежние знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственную тесную связь с темой урока;

— сформировать у школьников новые способы действия и понятия;

— организовать применение школьниками опыта и знаний деятельности для
того, чтобы сформировать у них новые учебные и познавательные навыки и умения,
новый опыт познавательной деятельности. Это же относится и к цели второго
урока.

Дидактические задачи урока реализуются в конкретной педагогической
действительности при помощи учебных задач (задач для обучающихся). Это решение
обучающимися арифметических задач, выполнение разных упражнений, составление
плана пересказа, разбор предложений, и т.д.

Данные задачи отображают учебный процесс школьников в определенных
учебных ситуациях.

Таким образом, учебные и дидактические задачи в целостной структуре урока
выступают главным средством достижения цели и условием отбора, конструирования
способа действия, как педагога, так и учеников. [1] Новиков А. М.
Методология учебной деятельности. 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Издательство
«Эгвес», 2015. – 176 с. – С. 36. [2] Скаткин М.Н.
Совершенствование процесса обучения. М., – 2010. – С. 149. [3] Махмутов М.И.
Современный урок. 3-е изд. М., – 2014. — С. 44.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы