Курсовая теория на тему Формирование у младших школьников навыков связной речи на уроках литературного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЧАСТЬ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 5
1.1.Классификация речевых типов 5
1.2.Связность речи как одно из условий коммуникативности 8
2 ГЛАВА. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 12
2.1. Психофизические особенности младших школьников 12
2.2. Методические особенности работы по развитию связной речи младших школьников 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список литературы: 26
Введение:
Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Изучение русского языка и литературы занимает очень важное место в процессе обучения в начальной школе, играя одну из главных ролей в реализации основных целевых установок начального образования: формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения, овладение способностью к обучению и организации своей деятельности, а также развитие духовно-нравственных качеств. Это соответствует основному принципу Новых Федеральных Государственных стандартов, которые утверждают, что «Важна, прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе». [1, С.3]
Одной из самых актуальных задач, стоящих перед современной школой, является повышение культуры речи учащихся. Связность и развитость речи может свидетельствовать об уровне культуры и интеллекта человека. С самого первого класса необходимо развивать речь, обогащать словарный состав учеников, формировать у них навыки овладения богатством родного языка, — все это составляет один из самых важных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Благодаря умениям и навыкам, приобретенным младшими школьниками в процессе формирования связной речи, растет успеваемость по другим предметам, повышается мотивация к дальнейшему обучению. Школьники начинают более самостоятельно мыслить и свободнее свои мысли выражать, приобретая уверенность в себе и в своем мнении.
Проблеме формирования речевой деятельности младших школьников уделяется важное место в системе начального образования, поэтому выбранная нами тема для исследования является очень актуальной.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Цель исследования: рассмотреть теоретические и практические основы формирования связной речи у младших школьников
Для достижения цели в исследовательской работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «связная речь», рассмотреть ее виды, формы и механизмы
2. Определить психофизические особенности младших школьников
3. Рассмотреть методические основы формирования связной речи на уроках литературного чтения
Объект исследования: связная речь младших дошкольников.
Предмет исследования: формирование связной речи младших дошкольников на уроках литературного чтения.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Развитие речи – очень важный момент, составляющий центральную ось всего образовательного процесса. Проблема использования в речи разнообразных языковых средств является одной из главных проблем методики преподавания словесности в современной школе. Это связано с речевой деятельностью младших школьников, с отсутствием сформированности сознательного отношения к языку и его особенностям. Связная речь – одно из главных коммуникативных условий, поэтому она должна формироваться правильно и своевременно, проходя путь развития от простого к сложному. Овладение нормами и правилами языка, которые определяются для каждого возраста школьника – задача речевого развития учеников.
У младших школьников процесс формирования связной речи должен проходить непрерывно, на каждом уроке русского языка и литературного чтения. Для более эффективного результата учитель применяет разнообразные методики, включающие приемы развивающего обучения, дидактических игр, арт-технологий. Большую роль в системе развития речи в процессе изучения литературного произведения на уроках сыграли концепции, Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Занкова Л.В. Все эти концепции строились на исследовании гипотезы Л.С. Выготского о взаимозависимости обучения и развития младших школьников.
Огромное значение для формирование связной речи младших школьников имеет художественная литература. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, будит воображение, фантазию, развивает творческие способности, но, главное, художественная литература является для детей великолепным примером связной речи, правильного применения всего многообразия выразительных средств для передачи художественного образа, настроения, выражения авторского замысла.
В процессе исследования формирования у младших школьников связной речи на уроках литературного чтения мы убедились в том, что такая литературная форма, как небылицы-перевертыши имеют огромное значение в этом процессе. Чем чаще ребенок будет обращаться к этому виду игры, чем раньше он столкнется с ним, тем быстрее и гармоничнее будет протекать его развитие.
Видный советский психолог профессор А.В. Запорожец писал: «Старшие дети настолько укрепляются в реалистической позиции, что начинают любить всякие перевертыши. Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности».
Большое значение для процесса формирования связной речи на уроках литературного чтения у младших дошкольников имеют сочинения по картине. Начинаясь с общей беседы, эти упражнения усложняются и приобретают элементы анализа, наблюдения. Все это развивает необходимые условия для формирования связной речи, такие как: внимание, логика, познавательная активность.
Формирование навыков связной речи – одно из необходимых условий развития полноценной личности. Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов — научить детей свободно выражать свои мысли. Планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе приемов и методов, описанных в данной работе, обеспечивает решение задачи.
Фрагмент текста работы:
1 ЧАСТЬ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1.1.Классификация речевых типов
Речевая деятельность представляет собой один из наиболее сложных видов деятельности по всем параметрам. Во-первых, речевая деятельность практически никогда не выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности. Обычно речевая деятельность включается в деятельность более высокого порядка. Во-вторых, речевая деятельность принадлежит к типу наиболее сложных и по характеру представленных в ней мотивов и целей.
Речевая деятельность является объектом изучения различных наук. Психолингвистика выделяет четыре различных типа речи:
● Аффективная речь. Под этим видом понимают восклицания, междометья, привычные речения и т.д.
● Устная диалогическая речь. Эта форма речевой деятельности. В ней «исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного из собеседников, из которого исходит ответ второго собеседника»
Диалог – одна из естественных, классических форм человеческого речевого общения. Основная особенность диалога заключается в чередовании реплик одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Для диалога характерно сопровождение мимикой и жестами, богатым интонированием. Речь в диалогическом процессе может быть неполной, сокращенной. В диалоге используется разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость. Для диалогической речи характерны паузы, использование простых и бессоюзных предложений, частое функционирование клише и стереотипов, а также устойчивых формул общения, которые привычны и прикреплены к определенным положениям и темам разговора.
Связность диалога обеспечивается благодаря обоим собеседникам, степенью их знакомства и знания особенностей речи друг друга, а также совместными воспоминаниями.
● Устная монологическая речь-наиболее распространенный вид устной речи, принятый психолингвистами за основной.
Монолог – это связное, логически последовательное высказывание, которое протекает относительно долгое время и не рассчитано на немедленную реакцию слушателей. По сравнению с диалогом, монолог является более сложно организованным речевым видом. Так как монолог – это высказывание одного человека, он имеет более полное и развернутое высказывание, которое предполагает внутреннюю подготовку и предварительное обдумывание. В монологе приветствуются неречевые выразительные средства, такие как мимика, жесты, эмоциональность и образность высказываний. Для монолога характеры: литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическое построение, синтаксическая оформленность. Связность монолога обеспечивается одним говорящим.