Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Формирование светского государства в РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ПРИНЦИП СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА  КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ.. 5

§ 1. Сущность светского характера государства. 5

§ 2. История становления и развития светского
государства в России. 9

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЕТСКОГО
ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 15

§ 1. Конституционное закрепление принципа
светскости государства в Российской Федерации. 15

§ 2. Проблемы реализации принципа светскости
государства в современной России и пути их решения. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

  

Введение:

 

Россия относится к государствам, в конституциях
которых закреплен их светский характер. Светское государство в нашей стране
также закрепляется в Конституции России, в ст. 14. Российская Федерация
является светским государством. Никакую религию недопустимо устанавливать в
качестве обязательной или государственной религии. Религиозные объединения
отделяются от государства и являются равными перед законом.

В отечественной истории Конституция России 1993 г. впервые провозглашает
Россию светским государством. Согласно декрету СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви
от государства и школы от церкви» было провозглашено лишь отделение церкви от
государства, а кроме того школы от церкви. Было закреплено равенство граждан вне
зависимости от их принадлежности к какому-либо вероисповеданию. В Постановлении
ГК по просвещению от 18 февраля 1918
г. «О светской школе» был закреплен нейтралитет
государства относительно религии, то есть государство не становилось на сторону
ни одного вероисповедания, не связывало с ним никаких особенных преимуществ или
прав, не поддерживало морально или материально ни одно из них. Отсутствие
провозглашения России светским государством будет находить свое отражение во
всех советских конституциях, которыми вслед за данным Декретом будет
закрепляться только отделение школы от церкви и  церкви от государства.

В сегодняшней Конституции России положение о светском
государстве закреплено как конституционный принцип: «Российская Федерация —
светское государство» (ч. 1 ст. 14). Являясь конституционным принципом,
светскость государства не только констатирует реальность, а имеет нормативный
характер, утверждая тем самым общую ориентированность конституционно-правового регламентирования
социальных отношений.

Конституционный принцип светского государства имеет
все признаки нормы права, а кроме того обобщает, аккумулирует самые важные, общественно
значимые процессы и явления духовной и материальной жизни общества, оценивает и
вводит их в рамки принимаемых в стране нормативов.[1]
 Данными соображениями обусловливается
актуальность темы данной курсовой работы. Объектом курсовой работы выступает совокупность социальных
отношений, которые возникают относительно формирования и деятельности
религиозных организаций в России. Предметом курсовой работы выступают нормы
права, которые посвящаются регламентированию данной сферы правоотношений, доктринальные
и учебные источники.

Целью курсовой работы является рассмотрение формирования
в российском государстве принципов светского государства. В соответствии с целью в работе предполагается решить
ряд следующих задач:

— рассмотреть сущность светского характера
государства;

— изучить историю становления и развития светского
государства в России;

— изучить основы конституционного закрепления
принципа светскости и гарантий свободы вероисповедания;

— проанализировать основные проблемы реализации
принципа светскости в России и пути их решения.

Методологическую базу исследования составили
общенаучные (синтез, анализ, индукция, дедукция, сравнение, классификация и пр.)
и частнонаучные (формально-юридический анализ, сравнительное правоведение,
историко-правовое исследование и пр.) методы юридического познания.

Структура работы обусловлена поставленными в ней
задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы,
заключение и список литературы. [1] Лучин
В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2010. С. 11.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в заключение данной
курсовой работы можно сделать следующие выводы. правления императора Петра I и
учреждения им Святейшего правительствующего Синода не представляется возможным
говорить о симфонии светской и церковной власти. В этот период государство
стремилось максимально подчинить церковное управление для достижения своих
прагматических целей. Конституции СССР и РСФСР не закрепляли
«светскость государства» в качестве характеристики общественного строя. Впервые
этот термин появился в конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
(хотя Закон СССР № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» от 01
октября 1990 года и Закона РСФСР от 25 октября № 267-1 «О свободе
вероисповеданий» использовали термин «светскость» для описания государственной
системы образования).

В советский период
нормативные акты, не употребляя термин «светскость», формально закрепляли
светский характер государства. Вместе с тем, в реальности государство было
атеистическим и в отдельные периоды принимало жесткие меры репрессивного
характера в отношении деятельности религиозных организаций (1917-1920 – первые
расстрелы духовенства и массовые грабежи церквей, 1921-1923 – кампания по
изъятию церковных ценностей, 1929-1931 – «раскулачивание», 1937-1938 – массовый
террор, 1958-1964 – антирелигиозная кампания Н.С.Хрущева).

В настоящее время самой
важной гарантией реализации свободы вероисповедания выступает конституционный
принцип светскости государства. Несоблюдение  принципа светскости государства дезавуирует
как определенные разновидности гарантий свободы вероисповедания, так и совокупность
гарантий в целом.

Кроме того, несоблюдение принципа светскости
государства подрывает основы конституционного устройства России и формирует
предпосылки для массовых нарушений человеческих прав.

Видится целесообразным развернутое понимание и
толкование принципа светскости государства, утверждаемого в Конституции России,
в качестве мировоззренческого нейтралитета, в Конституции и федеральном законе.

Теоретические противоречия по проблемам
свободы вероисповедания, которые существуют между юристами и религиоведами различных
государств, сформированные в связи с историческими традициями и объективными
закономерностями, обрели юридическое оформление в разных системах права, каждая
из которых разрешает данную проблему согласно целевым установкам, потребностям
и интересам конкретного общества, утверждениям объемом демократических свобод и
прав. Такова действительность настоящего времени.

Любые попытки перенести идеологические
и теоретические противоречия в сферу политики, межгосударственных отношений уничтожают
доверие между государствами и существующими общественными системами,
разъединяют людей согласно религиозным признакам, сужают сферы взаимопонимания
и сотрудничества. Терпимость к другим мировоззренческим представлениям и ценностям
является важным компонентом  нового формирующегося
мышления.

Сегодня отношения
государства и религиозных организаций находятся, с одной стороны, в состоянии
стабильного развития и понимания, присутствует конструктивный диалог, с другой
стороны, за поддержку государства «традиционные» религиозные организации платят
лояльностью по отношению к внутренней и внешней политике государственной
власти. В итоге приводит к некоторому перекосу в отношениях и вызывает
необходимость дальнейшего поиска оптимальной модели отношений с учетом
светского характера государства.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРИНЦИП СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА  КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

§
1. Сущность светского характера государства

Ст. 14 Конституции России говорит о том, что Россия
является светским государством. Никакую религию недопустимо устанавливать в
качестве обязательной или государственной религии. Религиозные
объединения отделяются от государства и являются равными перед законом.

Необходимо отметить особо, что эта статья содержится
в гл. 1 Конституции России, называющейся «Основы конституционного строя» и включающей
в себя фундаментальные начала (устои) в сфере прав человека, государственного строя
и организации деятельности органов власти, взаимоотношений человека, государства
и общества.

Следовательно, принцип светскости государства, вместе
с другими основами конституционного устройства являются фундаментом для других
глав Конституции России, и занимает значимое место в системе конституционного
права.

Но, фактически в ст. 14 Конституции РФ не содержится
определения светскости государства. Одновременно с тем, вопрос содержания и определения
принципа светскости государства выступает ключевым для осуществления свободы
совести (ст. 28).

И в самом деле, сегодня сложно представить принципы
свободы вероисповедания и светскости государства отдельно друг от друга, вне
взаимной зависимости и связи.

Большая часть российский исследователей (Барменков А.
И., Кириченко М. Г., Клочков В.В., Мозговой С. А. Персиц М. М., Розенбаум А.
Ю., Рудинский Ф. М. и др.) в своих трудах касаемо данной проблематики
относят принципы отделения церкви от государства к одной из наиболее важных
гарантий свободы вероисповедания.

Ф.М. Рудинский справедливо полагал в свое время, что отделение
церкви от государства говорит о том, что государство не осуществляет
вмешательства в религиозную, внутреннюю жизнь церкви и не поручает ей выполнять
какие-либо функции государства, а церковь не осуществляет вмешательства в государственные
дела. Это самая важная гарантия свободы вероисповедания, поскольку освобождение
совести от государственной принудительной опеки дает ему право решать вопрос о собственных
убеждениях самостоятельно. Религиозные организации становятся частными обществами,
которые не могут пользоваться властью против неверующих или инаковерующих.[1]

Сегодня, с точки зрения А.С. Ловинюкова, принцип
равноправия неверующих и верующих является весьма важным структурным компонентом
свободы вероисповедания, без которого она почти немыслима. Он также абсолютно
обоснованно говорит о том, что собственно принцип равноправия предполагает
определенные гарантии, поскольку в обратном случае он будет являться формальной
декларацией. Мы считаем, что гарантией действительного равноправия может и
должна становиться невозможность для государства вмешиваться  в свободу вероисповедания. Исторический опыт свидетельствует
о том, что обладая такой возможностью, государство никогда не откажется от
особых ограничений и контроля мировоззренческой области.

Предоставление государству особых полномочий относительно
регламентации этой сферы неминуемо приводит к произвольной ее трактовке (согласно
личным конфессиональным предпочтениям и групповым идеологическим интересам
государственных чиновников) и, как результат, к столь же неминуемым
злоупотреблениям со стороны государственной власти.

Как раз в данном контексте особенную значимость
обретают конституционные принципы государственной светскости и равенства
религиозных организаций, которые закрепляются в ст.14 Конституции России.

Но общего мнения относительно правового содержания
светскости в кругу исследователей-правоведов не существует.

В контексте истории социальной мысли выделяют три важнейшие
трактовки светского государства как: антирелигиозного; секулярного (не
религиозного); мировоззренчески нейтрального (внерелигиозного).

Притом две первые трактовки предполагают конфликт
сосуществования религиозного и светского, поскольку опираются на субъективное,
идеологическое восприятие, выступают вторичными производными и зависимыми от
юридически неопределяемого «религиозного».[2]

Конечно, вышеупомянутые два первых подхода будут
юридически некорректными относительно светскости государства и не могут являться
гарантией реализации свободы вероисповедания. С конституционно-правовой позиции
предельно корректным видится определение светского государства в качестве
безоценочного, мировоззренчески нейтрального, 
то есть не предоставляющего предпочтения вообще никакому мировоззрению. К
тому же, правового определения «религиозного» и «религии» нет. [1] Рудинский Ф. М.
Закон, религия, правонарушения. Волгоград. 1971. С. 36. [2] Лебедев С.Д. Религиозная
и светская культуры как типы систем социального знания. Белгород: Изд-во БелГУ,
2013. С. 7.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы