Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование стрессоустойчивости у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ… 8

ФОРМИРОВАНИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ.. 8

1.1. Понятие
стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной литературе  8

1.2. Особенности
формирования стрессоустойчивости подростков. 13

Выводы
по первой главе. 17

ГЛАВА
II. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ.. 18

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ.. 18

2.1
Методы формирования стрессоустйчивости у подростков. 18

2.2
Формирования стрессоустойчивости подростков в социально педагогическом
тренинге. 28

Выводы
по второй главе. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 33

  

Введение:

 

В последнее время
жизнь современного человека, стала напряженной и беспокойной. Большое
количество информации дает ему возможность больше знать, а это значит больше
поводов для волнений и тревог. Тревожные ситуации порождают различные опасные
случаи и конфликты. Частые конфликты и внутреннее напряжение вызывают сложные
психические и физические изменения в организме, эмоциональное напряжение все
это приводит к состоянию стресса. Стресс –это обычное и частое явление, которое
является неотъемлемой частью человеческого существования, с которым далеко не
все могут совладать [26, 144]. Стресс оказывает
одинаковое воздействие на детей и взрослых. Взрослые в силу опыта реагируют на
многие ситуации более адекватно и спокойно. Современных подростков стресс
окружает со всех сторон: в семье, на улице, в школе [30]. В школе
подростков волнуют отношения с учителями и одноклассниками, особенно их волнуют
экзаменационные оценки. Частые эмоциональные взрывы (не важно эмоции
положительные или отрицательные) могут приводить к нервному истощению. А это
приводит к: • снижению
иммунитета и учащению простудных заболеваний; • начинаются
проблемы со сном; • ухудшается память, страдает внимание,  повышается 
рассеянность; • возникают
проблемы с пищеварение и даже болезни

желудочнокишечного
тракта; • могут начаться проблемы с аппетитом (от
нежелания есть до чрезмерного потребления пищи); • могут начаться нервные расстройства, депрессия,
и другое. Актуальность проблемы
формирование стрессоустойчивости подростков посредствам социально
педагогического тренинга как необходимого компонента здоровья подростков. Если
подросток успешно борется со стрессом, то со временем возникает своего рода
иммунитет на внешние раздражители, и он начинает более спокойно реагировать на
различные жизненные ситуации. Это бережет его нервы, нервы окружающих и
позволяет спокойно решать проблемы, которых возникает в жизни не мало. Слово «стресс» в переводе с английского
означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году
канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как
приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов
[19,208]. Необыкновенная популярность как самой концепции, так и самого понятия
«стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить многие
явления нашей повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные
ситуации, неожиданные события. Понятие «стресс»
уже прочно вошло в повседневную жизнь людей. Стресс — это состояние, которое
далеко не всегда наносит ущерб. Также в литературе отмечается, что стресс
необходим — поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.
Стресс-это универсальная реакция мозга и тела, которая помогает преодолевать
любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, спортивное соревнование или
важное деловое интервью [33]. Стресс обычно воспринимается как
отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность
(попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.).  Но это только один из видов стресса. На самом
деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями
(например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и
др.) [32]. В настоящее время
термин «стресс» используется для обозначения целого ряда явлений: • сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее
на организм воздействие; • сильная неблагоприятная для организма
физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; • сильные, как благоприятные, так и
неблагоприятные для организма реакции разного рода; • неспецифические черты (элементы) физиологических
и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него
воздействиях, вызывающих интенсивные появления адаптационной активности; • неспецифические черты (элементы) физиологических
и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма
[17, 200]. В связи с особенностями раздражителя
принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический
(физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный) (Т.
Кокс) По 
классическому  определению  Г. 
Селье,  стресс  – 
это  неспецифический ответ организма
на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение
организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление
к возросшим требованиям [23, 387]. Путь к психическому здоровью– это
путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов,
сомнений, неуверенностью в себе. В подростковом возрасте происходят серьезные
изменения личности. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода –
личностная нестабильность [8, 257]. Стрессоустойчивость –
это важное качество для каждого человека. В подростковом возрасте оно поможет
перенести этот непростой период и физического и психологического созревания.
Именно благодаря выработанной устойчивости к стрессу старшеклассник не будет
скатываться к абсолютному безразличию или чрезмерно нервничать по любому
поводу. Благодаря
способности спокойно преодолевать стресс старшеклассник сможет по-прежнему
радоваться жизни, преодолевать возникающие трудности и идти к своей цели [31]. Данной проблемой занимались такие
ученые как: А.П. Катунин, Л.А. Китаев- Смык, Р. Лазарус, Ш. Мельник, Р.
Розенфельд Г. Салье , Дж. Эверли и др. Цель 
исследования:  углубить и
изучить теоретические вопросы струссоустойчиваости подроствков.

Объект исследования: стрессоустойчивость подростков. Предмет исследования: процесс
формирования стрессоустойчивости подростков. Гипотеза исследования: формирование
стрессоустойчивости подростков будет эффективным, если: • подросткам будет предоставлена объективная

информация о проблеме
стрессоустойчивости подростков; • информация и ее источники будут подобраны с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков;

• Задачи исследования: 1.Теоретически
обосновать проблему формирования стрессоустойчивости подростков. 2. Выявить особенности формирования
стрессоустойчивости у подростков.

3. Обозначить методы формирования
стрессоустойчивости у подростков. Методы исследования: • анализ научной литературы; • изучение и обобщение сведений • изучение и обобщение сведений Практическая
значимость: подобранная информация и методики формирования
стрессоустйчивости могут быть использованы в работе педагогов — психологов,
учителей, социальных педагогов. База исследования : Структура
исследования: выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух
глав, выводов по главам, заключение, список использованной литературы и
электронных ресурсов. Во введении
представлена актуальность проблемы исследования, цель, объект, предмет,
гипотеза, задачи и методы исследования. В первой главе «Теоретические основы
проблемы формирования стрессоустойчивости подростков посредством
социально-педагогического тренинга» раскрыто понятие стрессоустойчивость,
описаны особенности стрессоустойчивости подростков и способы формирования
стрессоустойчивости. Во второй главе информация «по
формированию стрессоустойчивости подростков» описана.

Список использованной
литературы и электронных ресурсов представлен

33 источниками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Стресс — это часть нашей жизни, нам нужно знать, как с ним
справиться, а не как избежать его. Постоянное "избегание" стресса —
это не побег, не панацея от него. Необходимо помнить, что стресс может
"повредить" не только психическому здоровью человека, но и физической
стороне нашего тела. [15, 44]. Формирование стрессоустойчивости в подростковом возрасте
является значимым процессом, во время его формирования происходит осознание
себя, своих ценностей, самореализация и самосовершенствование, что в дальнейшем
влияет на достижение хорошего самочувствия в деятельности. При формировании
стрессоустойчивости необходимо учитывать особенности личности, которые
позволяют человеку управлять стрессом, используя его положительные возможности,
это позволяет сохранить здоровье [6, C. 30]. Проведя теоретический анализ проблемы формирования
стрессрезистентности подростков социально-педагогического образования, можно
сделать вывод, что "стрессрезистентность" в различных психологических
исследованиях интерпретируется по-разному. Все они согласны с тем, что
стресс-сопротивление — это совокупность качеств или свойств человека, которая
обусловливает успешное достижение целей. К таким качествам относятся: иммунитет к стрессовым
факторам, способность сдерживать негативные эмоции и владеть поведением в
сложных ситуациях, интеллектуальная и эмоциональная составляющие [7,

324]. При формировании стрессоустойчивости у детей подросткового
возраста необходимо учитывать многие особенности. К психологическим
особенностям можно отнести необходимость самостоятельности, самоуважения,
самореализации, самопознания, психологической и социальной независимости с
акцентом на собственную личность [11, 1136]. Отсюда следует, что подросткам
будет актуальной помощь в самопознании и адекватном представлении себя, своих
возможностей и способностей. Одним из способов управления стрессом является управление
личностью над собой в стрессовой ситуации. Для этого необходимо принять решение
и взять на себя ответственность за все, что происходит [17, 200]. Это означает
отказ от вины за внешние обстоятельства, в которых находится человек. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение является
результатом всех стрессов, которым подвергается организм в течение всей жизни.
Одним из факторов стресса является его эмоциональная интенсивность, которая
выражается в изменениях в эндокринной системе человека. Говоря о стрессе, следует напомнить, что одним из его
факторов является эмоциональное напряжение, которое физиологически выражается в
изменениях эндокринной системы человека.

Согласно теории стрессоустойчивости все люди делятся на 4
группы:

Стрессоустойчивость: характеризуется максимально возможной
жесткостью по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое
поведение и адаптироваться к внешнему миру. Их установки и понятия незыблемы.
Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность
в будущем для них — это стресс.

Стресс-тренированные: они готовы к переменам, но не
глобальным и не мгновенным. Они пытаются преобразовывать свою жизнь постепенно,
естественно, безболезненно, а когда это невозможно по объективным причинам, они
становятся раздражительными или подавленными. Однако при повторении примерно
одинаковых по содержанию стрессовых ситуаций "обученные стрессу"
привыкают и начинают более спокойно реагировать на стрессы.

Стресс-тренированные: они характеризуются жесткостью
жизненных принципов и мировоззрений, однако достаточно спокойны по отношению к
внезапным внешним изменениям. В принципе, они не готовы к постепенным изменениям,
но могут быстро и однократно изменить ту или иную сферу своей жизни, например,
резко сменить работу. Если стрессы следуют один за другим, и особенно вялый
характер, то они постепенно теряют присутствие ума и контроль над своими
эмоциями.

Стойкость к стрессу.

Стрессоустойчивость — это готовность относительно спокойно
воспринимать любые изменения, независимо от того, как долго или мгновенно они
происходят. Напротив, все стабильное и предопределенное является чуждым и
ироничным из-за общей нестабильности. Терпимость к стрессу — это способность
эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохая
приспособляемость к работе в организациях с устоявшимися традициями. [5]

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ

1.1. Понятие
стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной литературе Стресс запускает цепь
физиологических процессов, которые могут спровоцировать практически любое заболевание-от
инфаркта до рака.

Как утверждал Селье,
" стресс-это не только зло, не только катастрофа, но и большое благо,
потому что без стрессов различной природы наша жизнь была бы скучной и
однообразной."

Слово "стресс"
впервые упоминается в 1303 году в строках поэта Р. Мэннинга "…эта мука
была манной небесной, которую Господь послал людям, которые пришли в пустыню на
сорок зим и находились в большом напряжении."

Кэннон-первый
исследователь, который назвал реакцию организма на стресс реакцией "бороться
или бежать". Столкнувшись с опасностью лицом к лицу, тело готовится
сражаться, чтобы победить или убежать. [30]

Слово "стресс" в
английском языке означает давление, напряжение, усилие, а также внешние
воздействия, которые создают это состояние. Предполагается, что английское
слово "stress" происходит от латинского "stringere" —
подтягивать. Понятие "стресс" со временем изменилось и стало шире.
Слово "стресс" стало обозначать не только физические, но и чисто
психологические воздействия, а слово "стресс" стало реакцией не
только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие
негативные эмоции. Термин "стресс" первоначально был обозначен Г.
Селье, который показал независимость процесса адаптации от природы раздражения
или стресса. Несмотря на то, что взаимодействия могут быть разными, все
приводит к цепочке однотипных изменений, обеспечивающих адаптацию [29].

Центральным элементом
стресса является реакция организма, которая имеет свои собственные
закономерности развития. Физиологические и биохимические изменения,
происходящие при стрессе, являются защитной реакцией, или, как ее еще называют,
"реакцией боя и бегства". Эта реакция мгновенно активировалась у
наших предков при минимальной угрозе, обеспечивая мгновенную мобилизацию всех
компонентов организма, необходимых для борьбы с врагом или для бегства от него
[28].

Стресс — это
психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни.
Избежать его в условиях нашего существования невозможно, оно не всегда
необходимо, так как стресс обладает способностью закалять психику человека и
готовить ее к трудным ситуациям в будущем [24, 368].

Стрессоустойчивость-это
самооценка и способность преодолевать экстремальные ситуации, связанные с
ресурсным или резервным потенциалом человека по различным
структурно-функциональным характеристикам, обеспечивающим общие взгляды на
жизнь и конкретные формы поведения, реакции, адаптации и т. д.

Развитие теории стресса
привело к изучению такого явления, как стрессоустойчивость, по мнению Е. С. Жарикова-это
способность к психической адаптации.

Б. Х. Варданян определяет
стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической
деятельности, в том числе и эмоциональной. Он пишет, что стрессоустойчивость
"… можно более конкретно определить как свойство личности,
обеспечивающее гармоничную связь между всеми компонентами психической
деятельности в эмоционально-стрессовой ситуации и тем самым способствующее
успешному осуществлению деятельности" [9, 542-543].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы