Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование стрессоустойчивости медработников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости медработников 6

1.1. Понятие «Стресс», виды стресса 6

1.2. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников 12

ГЛАВА 2. Практические аспекты формирования стрессоустойчивости 19

2.1. Методы стрессоустойчивости медработников 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Нарастающие требования в медицинских организациях обусловливают появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм само разрушающего поведения. Отсутствие социально-адаптивных стратегий поведения у медицинских работников диктует необходимость поиска современных подходов, обеспечивающих снижение психоэмоционального напряжения, и способов совладения с профессиональными стрессами.

В условиях значительной психоэмоциональной напряженности в современном российском обществе, а также в ситуации высокой социально-экономической неопределенности проблема исследования стрессоустойчивости становится особо актуальной. Нарастающие требования в трудовых организациях обусловливают появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения. Остро стоит проблема неудовлетворенностью профессиональной деятельностью среди медицинских работников, подверженных риску развития негативного отношения к своей профессии, обусловленному постоянным хроническим стрессом, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда. Выгорание означает определенный функциональный стереотип поведения профессионала, заключающийся в дозировании и экономном расходовании имеющихся энергетических и личностных ресурсов. Могут наблюдаться и дисфункциональные сдвиги, при которых выгорание негативным образом влияет на выполнение профессиональных обязанностей. «Выгорание» — отчасти функциональный стереотип, эмоционального, чаще всего профессионального поведения, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Формирование профессионального выгорания у медицинских работников может привести к негативным последствиям, как для самого медицинского работника, так и для пациентов, поскольку снижается качество не только профессиональных манипуляций, но и ухудшается психологический контакт с пациентом. Именно поэтому очень важны меры по профилактике профессионального выгорания. Следовательно, существует объективная потребность в научном осмыслении психологических факторов риска в деятельности медицинских работников, которые трудятся в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузок, с тем, чтобы осуществлять адекватные меры профилактики психоэмоционального напряжения, снижать риск неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью.

Отсутствие социально-адаптивных стратегий поведения у медицинских работников диктует необходимость поиска новых подходов и современных моделей совладания с профессиональными стрессами. Недостаточно разработанными до настоящего времени являются существующие модели, основанные на социально-поддерживающих ресурсах среды. Обеспечение эффективности медицинской помощи является в настоящее время одной из приоритетных реформ не только в социальной сфере, но и в области здравоохранения. В этой связи возрастает необходимость введения технологических новаций, организационных мероприятий, призванных обеспечить высокую эффективность профессиональной деятельности посредством обеспечения оптимального психоэмоционального состояния.

Объект исследования: стрессоустойчивость в профессиональной деятельности медицинских работников.

Предмет исследования: специфика повышения стрессоустойчивости медицинских работников.

Цель исследования: изучение особенностей стрессоустойчивости и профилактики эмоционального выгорания медицинских работников.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ понятий «стресс», «стрессоустойчивость», охарактеризовать виды стресса.

2. Описать специфику синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

3. Проанализировать современные методы, способствующие повышению стрессоустойчивости медработников.

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические: теоретико-методологический анализ научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Практическая значимость данного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в практической деятельности, которые могут быть востребованы для разработки социально-психологических, реабилитационных мероприятий и программ, ориентированных на снижение уровня стрессоустойчивости медицинских работников. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема исследования формирования стрессоустойчивости медицинских работников чрезвычайно актуальна в настоящее время.

В нашем исследовании мы проанализировали, обобщили, систематизировали представления отечественных и зарубежных исследователей об исследуемой проблеме. Мы изучили основные подходы к определению понятия «стресс», «стрессоустойчивость», «синдром эмоционального выгорания»; выявили факторы, влияющие на формирование синдрома профессионального выгорания у медицинских работников; проанализировали основные методы по повышению стрессоустойчивости медицинских работников.

Стресс – термин для обозначения обширного круга состояний. Профессиональный стресс – это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.

Стрессоустойчивость – это совокупность личностных качеств, которые позволяют работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без негативных последствий для деятельности и здоровья.

Эмоциональное (профессиональное) выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

В качестве внутренних предпосылок к снижению стрессоустойчивости медицинских работников выступают: исчерпание эмоционально-энергетических ресурсов; фрустрация значимых мотивов профессиональной деятельности; большое количество эмоционально насыщенных личностных контактов; и т.д.

Обобщая современные достижения медико-психологической науки и практики, следует отметить, что для повышения уровня стрессоустойчивости в профессиональной деятельности медицинских работников необходима эффективная организация психоэмоциональной разгрузки, для чего активно применяются такие методы и средства, как тренинги, антистрессовые программы, техники релаксации; модели восстановительного обучения; методы психорегуляции и психического самоуправления; цветотерапия и музыкотерапия; аутогенная тренировка; фармакологические средства; аудиовизуальная психокоррекция; комнаты психоэмоциональной разгрузки; центры оздоровления; методы ситуативно-образного моделирования и др.

Вся совокупность методов способствует преодолению физического и психологического утомления после физических и эмоциональных нагрузок, одновременно решаются задачи повышения функциональных возможностей организма, предупреждаются последствия профессионального стресса.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости медработников

1.1. Понятие «Стресс», виды стресса

В современной научной литературе опубликовано много исследований, специально посвященных психологической проблематике стресса и стрессоустойчивости, либо так или иначе касающихся ее. В последние годы все больше работ посвящаются психологической проблеме стресса. Ранее публикации, посвященные проблеме стресса, были направлены на физиологические и медицинские аспекты.

Стресс – термин для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры [32, С. 653]. По Лазарусу, стресс – это дискомфорт, испытываемый при отсутствии равновесия между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами [15, С. 142]. С этой точки зрения происходит оценка человеком степени стрессогенности какой-либо ситуации. Профессиональный стресс — это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию [22, С. 276].

Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее в какой­то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Г. Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объективный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с позиции их психологической сущности. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие эмоциональных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс» [31, С. 19].

Г.Н. Кассиль, М.Н. Русалова, Л.А. Китаев­Смык и некоторые другие исследователи под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями [21].

Ю.А. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса- с его прорывом. Учитывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, стресс определяют как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции [2, С. 112].

Р. Лазарус характеризует психологический стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою деятельность [15, С. 289]. В таком контексте между эмоцией (отрицательной по своей модальности) и эмоциональным стрессом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмоционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно­поведенческие реакции.

Психологический стресс рассматривается как функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности) [5, С. 298].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы