Курсовая теория на тему Формирование советской правоохранительной системы 1918-1941 гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
Глава 1
1.1 формирование и правовое регулирование деятельности государственных органов обеспечения общественного порядка на протяжении означенного этапа истории нашей страны
1.2 правовые документы, регламентирующие формирование органов охраны порядка и реорганизацию их структуры, и причинно-следственные связи их принятия
Глава 2
2.1 особенности нормативных документов как правовой системы государственного регулирования общественного порядка
2.2 правовая база создания и структурной реорганизации органов охраны правопорядка как части общей системы государственного строительства
2.3 особенности правового регулирования кадровой политики
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение:
Актуальность темы исследования. Задачи государственного строи-тельства, совершенствования органов государственной власти и управле-ния принадлежат к числу наиболее важных в жизнедеятельности любого социума. Их решение составляет приоритетное направление в деятельно-сти современного государства. При этом особое место здесь занимает за-дача формирования и организации работы органов, занимающихся во-просами обеспечения законности и правопорядка. Демократическое устройство предполагает, что эффективная работа органов внутренних дел выступает в качестве неотъемлемой характеристики регулирования обще-ственных отношений. Состояние дел в данной сфере является одним из наиболее существенных показателей жизнеспособности любого государ-ства, в котором должный уровень правопорядка складывается из адекват-ной современным требованиям деятельности исполнительной власти по обеспечению прав человека.
В данном контексте особый интерес представляет исторический опыт реформирования правоохранительной системы и обеспечения правопо-рядка в условиях перехода от чрезвычайной политики периода граждан-ской войны в сложные и значимые периоды истории страны. В современ-ной ситуации смены концепции управления обществом эта тема становится все более важной: поскольку переходный период всегда связан с отсут-ствием социальной стабильности и ухудшением криминальной обстановки, изучение историко-правового опыта деятельности государственных струк-тур в подобных обстоятельствах ближайшего прошлого является жизнен-но необходимым.
Органы внутренних дел входят в структуру исполнительной власти государства и занимают одно из центральных мест в системе правоохра-нительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонаруше-ний. Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвлен-ную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов милиция, внутренние войска, следственный аппарат и др. На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя со-держание этой области государственной деятельности исторически меня-лось.
Историография. Историографический анализ проблемы позволяет выделить два основных периода развития отечественной историографии, отличающихся особыми качественными характеристиками: первый -1920-1980-е годы, второй — 1990-е годы — начало нынешнего столетия.
В рамках первого периода, уже в 20-30-е годы вопросы формирования и деятельности органов внутренних дел являлись предметом пристального внимания современников, прежде всего, функционеров РКП (б), непосред-ственно занимавшихся их организацией и повседневным руководством и, соответственно, рассматривавших их в контексте текущих задач государ-ственного строительства. Как правило, авторами публикаций по пробле-мам реорганизации НКВД выступал относительно ограниченный круг лиц, так или иначе, профессионально связанных с работой этих органов. В них рассматривались, хотя и фрагментарно, различные аспекты формиро-вания, компетенции, порядка обеспечения и деятельности органов НКВД.»
В дальнейшем, в 1930-1950-е гг. исследования истории правоохрани-тельных органов, в т.ч. НКВД, по известным причинам фактически пре-кратились. Вновь активизация деятельности по их изучению отмечается со второй половины 1950-х гг. Это было связано с общим оживлением иссле-дований периода нэпа.
При этом по настоящему переломным моментом в развитии историо-графии милицейской проблематики стала середина 1960-х годов. В это время определились основные типы публикаций по интересующей нас проблематике: общие труды справочного характера и очерки истории
В 1970-1980 гг. указанные блоки исследований составили основу оте-чественной историографии деятельности министерства внутренних дел страны.
Отмеченный период характеризуется также ростом количества защи-щенных диссертаций.
Таким образом, анализ существующих публикаций приводит к выво-ду, что история формирования правовой базы организации деятельности государственных органов по охране общественного порядка в 1918-1941 годы практически не изучена. Совершенно не получили освещения такие важные проблемы, как необходимость и обоснованность проводимой структурной реорганизации милиции и ее правовой базы, недостаточно раскрыта история формирования кадров, полностью отсутствует анализ их правового статуса и правовой базы системы подготовки (в том числе и профессиональной), правовое регулирование работы различных служб милиции (административно-надзорной, уголовного розыска) и другие. Следовательно, целостная картина функционирования ОВД не сформиро-вана, что позволяет считать эту тему практически неисследованной и рас-сматривать в качестве самостоятельной проблемы.
Объект – советская правоохранительная система.
Предмет — формирование правовой базы деятельности государствен-ных органов милиции по обеспечению общественного порядка в 1918-1941 годы.
Цель — исследовать историко-правовой аспект организации деятельно-сти государственных органов и милиции по обеспечению общественного порядка в 1918-41 годы,
Задачи:
— показать формирование и правовое регулирование деятельности гос-ударственных органов обеспечения общественного порядка на протяжении означенного этапа истории нашей страны;
— выявить правовые документы, регламентирующие формирование ор-ганов охраны порядка и реорганизацию их структуры, и причинно-следственные связи их принятия;
— раскрыть особенности нормативных документов как правовой систе-мы государственного регулирования общественного порядка;
— определить правовую базу создания и структурной реорганизации органов охраны правопорядка как части общей системы государственного строительства;
— выявить особенности правового регулирования кадровой политики.
Хронологические рамки исследования.
При определении хронологических рамок автор руководствовались тем, что они охватывают весьма значимый период: от момента законода-тельно оформленного образования советской милиции до организационно-правовых изменений в первые месяцы Великой Отечественной войны, ставшей особым этапом в истории страны и ее правоохранительных орга-нов.
Нижняя граница – 1918 год (утверждение инструкции «Об организа-ции Советской Рабоче-Крестьянской милиции).
Верхняя граница – 1941 год (начало Великой Отечественной войны).
Заключение:
После Февральской революции 1917 г. и ликвидации полиции на всей территории бывшей Российской империи стали стихийно возникать обще-ственные структуры, основной задачей которых была охрана правопоряд-ка. Их возникновение и деятельность не регламентировались правом, а были инициированы возросшим в постреволюционный период правосо-знанием населения. В условиях разгула преступности стала очевидной необходимость создания постоянного штатного правоохранительного ор-гана.
Первоначально в качестве источника права применялись понятия «ре-волюционная законность» и «революционное правосознание трудящихся». В дальнейшем, с укреплением государственных органов, правовую основу РСФСР составляли законодательные акты, которые должны были способ-ствовать обеспечению законности и правопорядка.
Однако в период последующего развития государства правовая поли-тика строилась исключительно на основе политической целесообразности и зависела от особенностей политического курса, избираемого партией и правительством. К концу 1920-х гг. в практику правоприменительной дея-тельности вновь возвратились принципы времен Гражданской войны и по-литики военного коммунизма – «революционная целесообразность» и «ре-волюционная законность».
Милиция как часть государственного аппарата наряду с ВЧК–ОГПУ не только концентрировала функции надзора и принуждения, но и начала осуществлять непосредственное подавление выступлений противников по-литической системы.
После формирования Советского государства был взят на вооружение дореволюционный опыт привлечения населения к охране правопорядка. Первым общественным формированием, задействованным в охране пра-вопорядка и получившим законодательную регламентацию, стал институт сельских исполнителей.
В последующий исторический период роль населения в правоохрани-тельной сфере увеличилась, что было связано с укоренением в обществен-ном сознании представлений о том, что советские граждане, обладая высо-кой степенью правосознания, могут и должны оказывать активное содей-ствие правоохранительным органам. В это время деятельность граждан и их объединений в сфере охраны правопорядка стала неотъемлемой частью советской правовой действительности и правоприменительной практики.
Можно отметить, что в период с 1918 по 1941 гг. Советское государ-ство прошло большой самостоятельный путь в построении детально структурированной, иерархичной системы органов управления по защите общественного порядка, как в центре, так и на местах.
Фрагмент текста работы:
С первых послереволюционных месяцев борьба с преступностью, унаследованной от свергнутых режимов, превратилась для Советской вла-сти в задачу первостепенной жизненной важности. В социалистической Республике обострилась криминогенная ситуация, развернулся один из напряженнейших фронтов с предельным накалом противостояния и оже-сточенностью преступного мира.
Проблемы новорожденного пролетарского государства возникали и вследствие почти полного отсутствия у него сложившегося действенного механизма правоохранительных органов, а также собственной норматив-но-правовой базы.
Потребность в кратчайшие сроки создать органы советской милиции, суда, прокуратуры, а также подготовить и запустить в действие оптималь-но необходимый массив законодательного материала стала для страны и ее правительства делом исключительной значимости.
Появившиеся «Перечень уголовно наказуемых деяний и наказаний, применяемых советскими судами» (ВЦИК) и «Наказ судьям по примене-нию уголовного права» (Наркомюст), а также целый ряд других законода-тельных документов уже прямо указывали на серьезный посыл к усилению правотворческой деятельности государства на этом направлении.
Серьезным фактором, инициировавшим работу, стало принятие в июле 1918 года первой советской конституции. Разработка на ее основе и издание в сентябре и декабре того же года первых кодексов (об актах гражданского состояния, о брачном, семейном и опекунском праве, о тру-де) — убедительное тому подтверждение.
Событием большой правовой и политической значимости было так-же и принятие в ноябре 1918 года постановления VI Всероссийского Чрез-вычайного съезда Советов «О революционной законности». Призывая всех граждан Республики к строжайшему соблюдению советского законо-дательства, это постановление указывало на недопустимость его наруше-ния, санкционируя строгие меры ответственности. В частности, особенно жестко законодатель определял меры противодействия контрреволюцион-ным и уголовным элементам. Здесь, по его мнению, допускалось «приня-тие экстренных мер, не предусмотренных действующим законодатель-ством или отступающих от него» .
Развернувшаяся к концу лета 1918 года гражданская война, спрово-цированная коалицией ряда западноевропейских стран вкупе с Японией и США, не только многократно умножила перечень проблем, нависших над Республикой, но и безмерно обострила их. Декретом ВЦИК от 2 сентября 1918 г. страна была объявлена военным лагерем, что свидетельствовало об экстремальности складывавшейся обстановки и определяло самые суровые требования к уровню и адекватности мер противодействия, принимаемых Советским государством. В первую очередь это адресовалось законодате-лю, от которого требовалось точное и оперативное сопровождение норма-тивными актами мероприятий, организуемых властями на наиболее про-блемных направлениях.
Законодательство принимает чрезвычайный характер. 5 сентября 1918 г. появляется постановление Совета народных комиссаров (СНК) «О красном терроре», внедрившее в уголовное право институт заложничества и очень тесно увязывавшееся с декретом об объявлении Республики воен-ным лагерем. Накладывая на все свой отпечаток, война очень жестко кор-ректировала усилия законодателя. Особенно это ощущалось в сфере уго-ловного права. Реагируя на обнаруживавшиеся новые, наиболее опасные болевые точки, война настойчиво направляла внимание законодателя по продиктованному под прессом меняющихся обстоятельств курсу.
В частности, заметным событием и одним из таких фрагментов было принятие 3 марта 1919 г. Советом рабочей и крестьянской обороны поста-новления «О мерах борьбы с дезертирством». Документ этот послужил своеобразной точкой отсчета в разработке такого раздела уголовного права, как воинские преступления. Путь дальнейшего развития уголовно-правовой отрасли обозначился изданием Наркомюстом 12 декабря 1919 г. Руководящих начал по уголовному праву РСФСР (далее — Руководящие начала).
Сформулировав теоретические положения уголовного права и воз-ложив на себя роль Общей части пока еще отсутствовавшего уголовного кодекса, документ восполнил заметно ощущавшийся до сих пор в этой сфере правовой вакуум, стал своеобразным вектором последующего про-цесса кодификации данной отрасли права. Руководящие начала признава-ли принцип целесообразности в качестве одной из основ советского уго-ловного права.
В данном документе с предельной четкостью очерчивается и акцен-тированно утверждается законодателем принцип классовости подхода к оценке преступного деяния, определению санкции и т. п.
Важной стороной, помимо правотворческой, была работа властей по формированию государственного механизма правоохранительных учре-ждений, на который ложился тяжелый груз проведения в жизнь воли зако-нодателя.
На съезде председателей губсовдепов и заведующих Губернскими отделами управления, состоявшегося 1 августа 1918 года, была принята резолюция «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции»., которая постановила, что съезд считает необходимым создать милицию как штатный орган. Началось создание рабочего аппарата советской ми-лиции.
12 октября 1918 г. НКЮ РСФСР и НКВД приняли «Инструкцию об организации советской рабоче‐крестьянской милиции». Инструкция обо-значила правовую базу милиции. Отмечалось, что советская милиция сто-ит на страже интересов рабочего класса и крестьянства. Основной задачей являлось охрана революционного порядка и гражданской безопасности. Одной из главных особенностей было закрепление ее классового характе-ра, что и нашло отражение в названии — «рабоче‐крестьянская» .
С переходом к мирному хозяйственному строительству, проходив-шему изначально под знаменем НЭПа, встала необходимость создания и поддержания социалистической законности с целью охраны собственности и привлечения иностранного капитала с целью восстановления народного хозяйства. 28 мая 1922 г. ВЦИК утверждает «Положение о прокурорском надзоре», которое возложило на Государственную Прокуратуру «осу-ществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти путем возбуждения уголовного преследования против ви-новных и опротестования нарушающих закон постановлений» .
Кроме вполне понятных забот о создании учреждений прокуратуры, системы органов милиции, особое внимание было обращено на судебную систему.