Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование социальной мобильности у старшеклассников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 6
1.1 Характеристики социальной мобильности 6
1.2 Факторы, влияющие на социальную мобильность 13
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 26
2.1 Психолого—педагогическая характеристика старшеклассников 26
2.2 Особенности формирования социальной мобильности у старшеклассников 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

 

  

Введение:

 

В наше время, когда происходит социально—экономическая трансформация, резко растёт разграничение населения, происходит всё усиливающаяся социально—статусная дифференциация, затрагиваются ключевые интересы, как отдельных людей, так и целых групп, складываются новые социальные структуры, формируется новый состав региональных, политических и предпринимательских элит. В это время вопросы равенства шансов в социальной мобильности и в социальных перемещениях старшеклассников приобретают особую актуальность.
Актуальность темы заключается также и в том, что социальная мобильность является частью культуры в любом современном демократическом обществе. Старшеклассники, закончив школу становятся совершеннолетними и отдельными индивидами общества. И формирование социальной мобильности у них очень важно для их дальнейшей жизни.
Изучение этого представляется сложным, так как социальная стратификация российского общества еще окончательно не сложилась, она нестабильна.
Специалисты по социологии молодежи фиксируют рождение мифов о молодежи, мифов, прежде всего, негативно представляющих жизнь и идеалы нынешнего молодого поколения. Вместе с тем нужно осознавать, что для прогнозирования молодежной политики, необходимо знание реальной картины интересов, жизненных планов и поведения различных слоев, нынешнего молодого поколения россиян, что тоже показывает высокую актуальность темы.
Приоритеты в постановке проблем социальной мобильности в объективном плане, когда мобильность рассматривается как внешняя свойство присущее логике развития социальных структур и динамике социальных процессов, и субъективном, когда исследуется внутренняя, психологическая, мобильность, в социологии ХХ в. принадлежат П. А. Сорокину. Над этой темой работал еще немецкий социолог М. Вебер. В отечественной и зарубежной литературе рассматривались проблемы социальной мобильности, понимаемой как стратификационное перемещение.
Отечественной литературе с проблемой социальной мобильности работали Г. Е. Зборовский, М. С. Комаров, В. И. Лукина, Г. П. Орлов, Г. В. Осипов, Ф. Р. Филиппов, П. А. Сорокин, М. Н. Руткевич, С. С. Фролов, Б. Ц. Урланис, а зарубежной литературе известны имена английского ученого Д. Бартоломью, немецкого скульптора Р. Бенедикс, американских социологов П. Блау, С. М. Липсет. Исторический взгляд на социальную мобильность есть в работах Р. Громова, Е. М. Аврамова. Над этой темой работали еще О.Шпенглер, А. Тойнби, Б. Рассел, М. Шелер, А. Бергсон, А. Шопенгауэр, А. Щюц и др.
Ряд исследователей (Л.В. Горюнова, Ю.Ю. Дворецкая, Т.И. Заславская, А. Кугель, А.А. Маркова и другие) указывают, что социально—профессиональная мобильность является механизмом, позволяющим личности адаптироваться в быстро меняющихся условиях социальной среды [7, с. 200].
Цель исследования – изучение формирования социальной мобильности у обучающихся старших классов в образовательной организаций.
Предмет — социальной мобильность у обучающихся старших классов в образовательной организаций.
Объект — формирование социальной мобильности у обучающихся в старших классах в образовательной организаций.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «социальная мобильность».
2. Изучить характеристики социальной мобильности.
3. Выявить факторы, влияющие на социальную мобильность.
4. Изучить психолога—педагогическую характеристику старшеклассников.
5. Изучать особенности социальной мобильности у старшеклассников.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения и списка используемой литературы. Во введении мы обосновываем актуальность работы, определяем цель, объект, предмет, задачи. В первой главе мы рассматриваем понятие, характеристики и факторы социальной мобильности. Во второй главе мы изучаем формирование социальной мобильности у старшеклассников. В заключении представлено основные выводы по теме.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение данной курсовой работы на основании заявленной цели и поставленных задач сделаем краткие выводы.
Концепция социальной мобильности и связанные с ней аспекты отвечают интересам многих отечественных и зарубежных исследователей. Социальная мобильность рассматривается вместе с социальными, экономическими и политическими проблемами и другими важными социальными проблемами нашего общества.
Социальная мобильность — это сложное понятие: в современной интерпретации это не только процесс перемещения индивида внутри социальной структуры, но и определенный ресурс для реализации индивидом своих возможностей, качества его состояния в результате перемещения, а также своеобразный критерий для реализации личного потенциала индивида.
Социальная мобильность включает в себя наличие определенных «социальных лифтов», которые позволяют человеку преодолеть планку своего собственного социального положения и подняться по лестнице или нескольким ступеням в социальной лестнице. «Социальный подъем» — понятие двойной природы: с одной стороны, это означает объективную возможность индивида изменить свой статус, с другой стороны, подразумевает наличие субъективных условий для его мобильности. Субъективные педали обусловлены объективными факторами: наличие в обществе благоприятных условий для продвижения индивида вверх по социальной лестнице, формирует уверенность членов общества в собственных возможностях изменения своего статуса. В этом случае общество становится более открытым и динамичным.
В случае успеха в обществе «социальных лифтов» увеличивается плотность среднего слоя, уменьшается социальная поляризация. Однако ни одно исследование сегодня не подтверждает постепенное развитие среднего уровня российского общества [2; 4].
Важно отметить, что квалифицированные специалисты, интеллигенция, которая должна составлять основу среднего слоя, все еще находятся на внешней стороне. Исключениями являются высококвалифицированные специалисты, работники негосударственного и частного секторов, малый бизнес.
Обобщая исследования российских социологов, мы определили, что каналы социальной мобильности проходят через социальную практику и социальные институты, а их механизмы носят двоякий характер, охватывая взаимозависимые механизмы социального движения («социальный подъем») и социального контроля («социальное сито»). Это позволяет выявить социальные институты, способные играть роль трансформаторов социальной мобильности: семью, образование, вооруженные силы, политические партии, имущество, иерархию и разделение труда, систему административных и судебных санкций, средства массовой информации.
Систематический анализ данных учреждений социальной мобильности подтверждает разнообразие социальной практики перемещения и способность назначенных учреждений действовать в качестве инструментов управления такой практикой посредством присутствия различных регуляторных органов.
Институты социальной мобильности, как субъекты социального управления, являются инструментами управления. Это один из сложных и многомерных социальных процессов, охватывающий все перемещения отдельных лиц и социальных групп в текущую иерархическую структуру социальной системы и динамические изменения в самой социальной структуре в результате ее развития и изменения, а также субъективное восприятие отдельных лиц, групп и общества в целом всех аспектов этой социальной динамики [5].
Процесс совершенствования управления практикой и социальными институтами возможен только путем оптимизации управления этой практикой и институтами в качестве единого комплекса [6].
Новый фактор социальной мобильности — это развитие рынка труда, но он все еще формируется и, естественно, вынужден. Образование как фактор социальной мобильности продолжает играть позитивную роль, однако в этой области также наблюдаются негативные тенденции. Труднодоступность высшего образования для малоимущих является препятствием для роста социальной и профессиональной мобильности.
Субъективные факторы, такие как мотивация работы, ценностные направления и жизненно важные потребности, играют важную роль в изменении ориентации социальной мобильности. Социальные и политические факторы можно считать негативными: неравномерная возможность продвижения во властных структурах, ограниченная доступность жизненно важных активов. Отсутствие в современном российском обществе успешных социальных лифтов в виде образования и конкуренции приводит к резкому снижению субъективных условий социальной мобильности: члены общества перестают доверять «открытым» каналам социальной мобильности, образуя предвзятость в отношении них. Такая ситуация приводит к апатии, снижению мотивации членов общества к повышению их социального статуса.
В процессе преобразования социальной структуры общества в социальную мобильность происходит разделение независимых друг от друга критериев.
Таким образом, материальное положение, образование, вступление во властные структуры, престиж профессии не всегда связаны с изменением статуса специалиста, определением его места в социальной структуре общества.
Поскольку социально—профессиональная мобильность влияет на формирование социального статуса в обществе, изменение общего состава социальной структуры может привести к дезорганизации общества.
Чтобы этого не произошло, необходимы изменения в государственной социальной политике в области:
баланса заработной платы специалистов;
создания новых рабочих мест для профессионалов рынка труда;
более продуманной политики цен и налогов государственных структур;
возвращение к общедоступному высшему образованию и более эффективное использование навыков специалистов.
Все это должно способствовать изменению характера и ориентации вертикалей социальной мобильности специалистов от снижения до восходящего уровня.
Единственный эффективный способ стимулирования социальной активности людей — дать членам общества уверенность в том, что только лучшие будут вознаграждены и что это вознаграждение будет реализовано в виде улучшения социального статуса.
В связи с этим создание объективных условий для действий «социальных лифтов» представляется выходом из стагнации, в смысле мобильности, состояния современного российского общества.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

1.1 Характеристики социальной мобильности

За последние годы наука, изучающая социальную мобильность,
сделала большой шаг вперед. Вместе с тем социальная мобильность
остается для статистиков явлением очень сложным и трудно поддающимся анализу.
Сначала дадим определение понятии мобильность. В разных словарях это слова определяются немного по—разному. Но в целом, по существу, этот термин связан с понятием движение.
Слово мобильность от латинского языка (mobilis—подвижный) это подвижность, возможность к передвижению.
Существуют несколько видов мобильности. Один из них — это этническая мобильность, которая представляет собой целенаправленную деятельность, направленную на этническое самоотвержение и самоопределение.
Следующим видом мобильности можно называть трудовую мобильность. Она определяется как готовность способность населения к изменению места работы, места жительства, образа жизни в целом.
Еще одним видом мобильности является профессиональная мобильность. Это способность и готовность человека очень быстро и успешно овладеть новой техникой и технологией, получить новые знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.
В течение своей жизни индивиды могут менять профессию или сферу деятельности. За экономическим ростом следуют преобразования в структуре профессий, из—за чего многие люди вынуждены менять род занятий. Такая профессиональная мобильность была очень высокой в пятидесятые и особенно в шестидесятые годы.
Мобильность бывает еще социальной. Именно этот вид мобильности мы

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы