Курсовая теория на тему Формирование системы социального этикета в период Петровских реформ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Возникновение и развитие этикета в России в период Петровских реформ 7
1.1 Формирования этикета в российской культуре начала XVIII в. 7
1.2 Специфика формирования системы социального этикета при Петре I 12
Глава 2. Основополагающие черты отечественного этикета со времен Петровских реформ 16
2.1 Особенности создания отечественного этикета на русской «почве» 16
2.2 Французские традиции в этикете русского общества в период правления Петра I 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена интересом к про-блемам повседневности, которые позволяют без модернизации рекон-струировать эпоху, получить более объективное представление о событи-ях, процессах, людях.
Сам термин «этикет» берет свое начало в Италии XIV в., хотя при-нято считать, что он зародился во Франции времен Людовика XIV и означает определенные правила поведения людей в обществе, которые в данном обществе считаются подобающими. Отсюда, придворный этикет – это строго регламентируемый порядок и формы обхождения в монаршем обществе.
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры. Роль эти¬кета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в об-ществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами. Этикет как свод общепризнанных правил, касающихся внешности и обра-за действий в обществе, способен доставлять радость общения. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, иде-алу прекрасного, вызывая своим поведением позитивное эстетическое пе-реживание и способствуя тем самым эстетическому развитию общества, формированию эстетики чувств. Этикет базируется не только на фор-мально-организационной основе, но, на наш взгляд, в первую очередь на основе морально-нравственной, то есть этике. Этическую первооснову имеют все правила этикета.
Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутрен-нее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличност-ном общении.
Отличительной особенностью этикета является и то, что он всегда подчинён сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикет-ные нормы — значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчи¬ниться сложившимся культурным ценностям. Поэтому изучение русского этикета неизменно приводит к осознанию культурной идентичности России. Необходимо рассмотреть истоки ста-новления этикета, его развитие и современное состояние, так как это по-могает проследить традиции и современные тенденции этикета, что явля-ется неотъемлемым для понимания культуры определённой нации в це-лом. Формирование этикетных правил связано с эволюцией нравственных отношений и норм. Некоторые стереотипы поведения, которые можно рассматривать как зачатки последующих нравственных отношений и эти-кетных норм, стали складываться в эпоху первобытной культуры: подчи-нение старшим, почтительное отношение к женщине (матери), запрет на убийство сородичей, запрет кровосмешения, иници¬альные обряды, захо-ронение покойников, соблюдение племенных обычаев.
Этикет древнерусской, а затем великорусской народности форми-ровался как часть се этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, язы¬ческого мировоззрения. Языческие ду-ховные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздей-ствие на всё развитие русской культуры раннего Средне¬вековья.
Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не име-ла кон¬тактов с восточными и европейскими странами. Тем не менее, во времена Киевской Руси (первая треть XII в.) в города проникли христиан-ские нормы жизни из Визан¬тии, вытеснявшие языческие и скандинавские. В пору своего государственного ста¬новления Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складыва-лась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влия¬нием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Русь не просто копировала эти чужие влияния и безоглядно заим-ствовала их, но и применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружаю-щего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах рус-ской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, постоянным пре-ломлением в абсолютно русском стиле .
Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная ре-лигия, кото¬рая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдалённых частях Руси, особенно на се-веро-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двой¬ственность в духовной жизни обще-ства, в народном быту.
В период феодальной раздробленности (XII — конец XV вв.), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 гг., проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и г.д. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (XVI-XVII вв.).
Первые письменные правила поведения были даны в «Поучении» Владимира Мономаха. Позже, в первой половине XVI в., в России была написана книга, называ¬емая Домостроем, которая содержала в себе по-лезные сведения, поучения и настав¬ления. Эта книга охватывала все сто-роны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домаш-нее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты .
Жизненный уклад России начал резко меняться в эпоху Петра I. По-ставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни России.
После Петра I возврат к прежнему неторопливому быту был уже невозможен. Боярские нравы были преодолены, ведущим сословием в России было дворянство. Правила этикета в России обрели националь-ную окраску и передавались потом из поколения в поколение.
Изучением вопроса этикета в заявленный период занимался ряд российских исследователей. Говоря о них, мы можем выделить И.В. Иванскую со статьей «Французский этикет и русское общество эпохи Петра Первого». В ней рассматривается насаждение европейского этикета русскому обществу, влияние нововведений на молодежь, развитие новой культуры в России. Нельзя не упомянуть и Е.В. Лаврентьеву, которая в книге «Повседневная жизнь дворян пушкинской поры. Этикет» рассмат-ривает важные аспекты придворной жизни XIX в., затрагивая многие ас-пекты жизни дворян. Также нельзя не назвать С.С. Царикаеву, написав-шую статью «Рождение дворянской благовоспитанности и домашнее вос-питание русского дворянина в XVIII – XIX вв.». Она рассматривает про-блемы воспитания дворянских детей, перемены в домашнем воспитании детей с приходом к власти Петра I, показывает разные стороны воспита-ния российского дворянства в течение XVIII в.
Предмет исследования. Формирование системы социального этике-та в период Петровских реформ
Объект исследования. Этикет в социокультурном пространстве России.
Цель исследования:
— рассмотреть специфику европеизации системы социального этикета в период правления Петра I.
Задачи исследования:
1) формирования этикета в российской культуре начала XVIII в.;
2) специфика формирования системы социального этикета при Пет-ре I;
3) особенности создания отечественного этикета на русской «поч-ве»;
4) французские традиции в этикете русского общества в период правления Петра I.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании про-анализирован и обобщен теоретический материал по вопросам изучения особенностей формирования системы социального этикета в период Пет-ровских реформ.
Практическая значимость исследования. Настоящее исследование может быть полезно студентам вузов и ссузов при изучении истории, культурологии и других смежных наук.
Основой для материала исследования стали учебные и научные издания разных лет, материалы специальной периодической печати.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследо-вания и включает в себя: введение, две главы, заключение и список лите-ратуры.
Заключение:
Проблема возникновения этикета являлась актуальной во все вре-мена, вначале этикет определялся как соблюдение порядка поведения, по-строенного на благопристойности, учтивости и при¬ятности обхождения.
Российский этикет складывался как своеобразное сочетание русских обычаев и традиций с европейскими поведенческими правилами.
Подводя итоги исторического обзора формирования и развития отечественного этикета в период правления Петра I, выделим, что его эпоха — время фор¬мирования и развития дворянского этикета.
Внутри данного этапа развития социального этикета в России про-исходили значитель¬ные изменения, существовали различные социальные направления, главной сутью которой являлись отраже¬ние и защита инте-ресов правящих групп/классов.
Социальный этикет в России впервые был введен Петром I как под-ражание культуре, обычаям европейских государств. Петр впервые поз-воляет женщинам присутствовать на официальных приемах и торжествах, это было поистине революционным событием, не имевшим аналогов в русской истории допетровского времени.
Также были установлены определенные правила обращения муж-чин с женщинами, то есть их начали принимать в светское общество того времени. Так, например, было оговорено приветствие в случае неожидан-ной встречи на улице – обе кареты, с мужчиной и с женщиной, останавли-вались, и кавалер обязан был выйти и поцеловать дамскую руку, невзи-рая на внешние обстоятельства.
Во времена правления Петра I начали активно распространяться дуэли как способ разрешения различных конфликтов. Кроме прочего, особое внимание уделялось принятию иностранных послов при дворе. Порядок аудиенции был тщательно прописан и включал в себя описание всей процедуры встречи, а затем и провода посла.
Прописано было и то, как и где обязаны ожидать сопровождающие посла во время самого приема. Петр I вводит в дворянском обществе ба-лы и различные празднества, которые были названы ассамблеями, где тоже были разработаны специальные правила. Было прописано, что зи-мой они начинались у государя, а заканчивались у обер-полицмейстера. Летом же балы проводились в Летнем саду. Проходили по строгому ре-гламенту: с 5 часов дня и до 10 часов вечера [Этикет в Петровское время]. Также обязательно вводилось изучение французского языка, появлялись термины и выражения, заимствованные у французов.
Во времена правления Петра изучение и использование языка было обязательным. Главной чертой развития придворного этикета в начале XVIII стало непринятие дворянами насаждаемых правил. Петр I, насаж-дали правила этикета принудительно так, как это виделось им, невзирая на недовольство аристократии.
Развитие этикета шло постепенно, и он не переставал совершенство-ваться после его введения.
Современное понимание слова «этикет» близко к первоначальном) и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние прояв-ления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведе¬нии в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Возникновение и развитие этикета в России в период Петровских реформ
1.1 Формирования этикета в российской культуре начала XVIII в.
Появление этикета в России неразрывно связано с проведением ре-форм Петра I. Без изменений быта, нравов, культуры поведения русского человека невозможно было соответствовать стандарту европейского об-щества, вписаться в экономическую, политическую и культурную жизнь Европы.
Пётр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три цели: приучение высших классов русского обще¬ства к формам обхожде-ния, приобщение женщин к общественной жизни, слияние различных классов и их смешение с иностранцами .
Создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуаци-ях.
В 1717 году вышло в свет первое пособие по этикету «Юности чест-ное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от раз-ных авторов» . Книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в светском обществе, чтобы иметь успех при дворе.
Впоследствии появляется множество книг по этикету, затрагиваю-щих многие стороны социальной жизни, но все книги, описывающие пра-вила и формы поведения, опирались на христианские основы .
Число предпринятых Петром I акций по введению новой культуры в России было велико. Правила этикета внедрялись в жизнь соответствую-щими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение.
Следует отметить, что изме¬нения сказались в основном на несемей-ной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным подчинением старшему мужчине.
Придворный быт был строго регламентирован и сопровождался сложными церемониями. Каждый день во дворце проходили торжествен-ные выходы членов императорской фамилии, приёмы иностранных по-слов, аудиенции частным лицам.
Особое место в светской жизни вообще и в придворной в частности занимали балы.
Балы были введены в России Петром Великим после его возвраще-ния из-за границы в 1717 г. Следствием этого стал в 1718 г. указ о собра-ниях-ассамблеях, который заложил основные формы делового общения. Обратим внимание на то, что записано в Указе: «… собрание или съезд учиняется не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и по всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава» . Забава на последнем месте.
Пётр I сам составил правила организации ассамблей и правила по-ведения на них гостей по французскому примеру. Бальная культура ста-новится составной частью формируемого светского общества.
Реформы Петра I сделали немало для внешней европеизации семей-ного уклада дворян, но внутренняя жизнь подавляющего большинства семей всех сословий изменилась мало .
В провинции даже внешняя европеизация распространилась лишь к концу XVIII в., а в семьях поместного дворянства по-прежнему сохранял-ся патриархаль¬ный уклад. Разница внешнего вида, введение в обиход дворянства иностранных языков и иноземных правил этикета со временем привели к тому, что крестьяне стали воспринимать дворянство как чуж-дый, иноземный народ.