Курсовая теория на тему Формирование самооценки у детей в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Психологические особенности младших школьников
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
1.2. Понятие
самооценки и ее особенности у младших школьников
Глава 2. Основы
формирования самооценки в младшем школьном возрасте
2.1. Понятие
самоконтроля как фактора самооценки
2.2. Условия
формирования самооценки и самоконтроля.
Введение:
Актуальность
темы работы. Среди индивидуальных свойств личности
принято выделять основные базовые свойства, в частности самооценку,
темперамент, характер и способности человека. Такие базовые свойства,
представляющие собой сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и
социализации черт, которые влияют на формирование определенного стиля поведения
и деятельности личности.
Младших школьный возраст
занимает важное место в изучении педагогической и возрастной психологии. В это
время протекает освоение учебной деятельности, формирование произвольности
психических процессов, возникновение рефлексии и самоконтроля, действия
начинают соотноситься с внутренним планом.
Основной деятельностью в
младшем школьном возрасте становится учебная, которая выступает одним из важных
факторов, влияющих на формирование самооценки детей. Поэтому является
необходимым понимание условий, факторов и обстоятельств, которые оказывают
влияние на формирование самооценки младших школьников в условиях современного
педагогического процесса.
Степень
изученности темы исследования. Само понятие самооценки
было введено в педагогическую науку такими зарубежными исследователями как К.
Роджерс, У. Джеймс, Р.Бернс, а также отечественными учеными И.С. Коном, Б.Г.
Ананьевым и Л.И. Божовичем.
Проблема самооценки, как одного из наиболее сложных аспектов психологии
личности, была объектом изучения сравнительно немногих психологов. Свой вклад в
исследование проблематики самооценки и ее влияния на успешность обучения
сделали П.К. Анохин, П.П. Блонский, М.И. Боришевский, Л.Н. Деркач Л.В.
Долинская, И.О. Зимняя, М.Г. Гаспарова, А.А. Леонтьев, К.П. Мальцева, С.Ю.
Николаева, Г. Салливан, В.И. Селиванов, Б. Скиннер, Г.П. Якобсон и др.
Целью курсовой работы является изучение
особенностей формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Определить основные психолого-педагогические особенности детей
младшего школьного возраста.
2. Изучить понятие самооценки и особенностей ее формирования в младшем школьном
возрасте.
3. Выявить особенности самоконтроля младших школьников.
4. Охарактеризовать способы формирования самооценки в младшем школьном
возрасте.
Объектом курсовой работы является самооценка
как психологическая особенность личности.
Предметом выступают условия формирования
самооценки у детей младшего школьного возраста.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Самооценка
относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие
дифференцированной адекватной самооценки – не просто способ сделаться
счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь.
Поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем
школьном возрасте.
Самооценка
младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности
ребенка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать
трудности. Это проявляется в поведении обучающегося в образовательном процессе,
а также в его социальной адаптации.
Самооценка
является мощной стратегией обучения. Обучающиеся, которые могут оценить свое
обучение, являются более эффективными учениками. Они более мотивированы и
вовлечены, имеют большую уверенность в том, что могут добиться успеха, и могут
адаптировать свой подход, если обучение не работает. Оценка способных младших
школьников показывают более высокие достижения. Хотя долгосрочная самооценка
способствует самостоятельному обучению младших школьников, успешная самооценка
требует значительных усилий со стороны учителей. Требуется постоянное прямое
обучение тому, как это сделать, и последующая поддержка. Учителя также должны
установить правильные условия в классе, чтобы ученики не подвергались угрозам.
Самооценка младших
школьников включает в себя описание и оценку процессов и продуктов их обучения.
Младшие школьники оценивают работу, которую они произвели, и размышляют о
процессах, действиях и действиях, которые способствовали производству работы.
Самооценка младших школьников может помочь им регулировать свое собственное
обучение, требуя от них следить за тем, как они работают, и побуждая их
изменить свой подход, если что-то работает не так, как могло бы. Самооценка
также может повысить самоэффективность младших школьников (уверенность ребенка
в том, что он способен добиться успеха в выполнении заданий) и поддержать
владение учебой.
Способность к
саморегуляции связана с более высокими достижениями, а также с улучшенной
мотивацией и вовлечением. Младшие школьники с адекватной самооценкой склонны
оценивать качество своей работы более регулярно, чем учащиеся с заниженной или
завышенной самооценкой, а также могут лучше использовать доказательства из
других источников для оценки своего обучения. Самооценка является ключевой характеристикой
для обучения в начальной школе, когда ее отражение в процессе обучения
используется для улучшения обучения самого ребенка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологические особенности младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников
школьников
Младшим школьным
возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период,
соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать
относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития [1].
В данном возрасте
происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент
развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит
постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими
словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [6].
По мнению одного из
исследователей В.В. Давыдова, младший школьный возраст является особым периодом
жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой и
общественно оцениваемой учебной деятельностью.
Отметим, что в 6-7-летнем
возрасте у ребенка происходит первая крупная перемена, которая характеризуется
решительными изменениями деятельности ребенка, его общения и отношений с
другими людьми в связи с переходов в школьный возраст. В этот период времени
происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, и сами
отношения с окружающими становятся новыми [6].
Ведущей деятельностью
младших школьников становится обучение, в результате которого происходит
возникновение новых психических образований. При этом новый вид деятельности
характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.
Следует так же указать,
что наличествуют изменения и в биологическом отношении. Так, у младших
школьников замедляется рост и заметно увеличивается вес, скелет при этом
подвергается окостенению. Протекает интенсивное развитие мышечной системы. С
развитием мелких мышц кисти проявляется способность выполнять тонкие движения,
посредством чего ребенок может овладеть навыками быстрого письма. Значительно
возрастает сила мышц, а все ткани детского организма находятся в состоянии роста
[20].
Для младшего школьного
возраста характерно совершенствование нервной системы, интенсивное развитие
функций больших полушарий головного мозга, усиление аналитической и
синтетической функции коры. Отмечается, что вес мозга в младшем школьном
возрасте практически достигает веса мозга взрослого человека. При этом
происходит быстрое развитие психики ребенка, наблюдаются изменения
взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, когда процесс торможения
становится более сильным, однако преобладающим остается процесс возбуждения.
Так же повышается точность работы органов чувств.
Отметим, что можно
наблюдать дисгармонию в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, сказывающуюся
на временном ослаблении нервной системы. Для данного возрастного периода характерна
повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении [8].
Поступление в начальную
школу имеет важное значение для ребенка, поскольку приносит изменения во всем
укладе его жизни. С началом обучения также связано изменение социального
положения детей как в семье, так и в коллективе сверстников. Процесс обучения
приобретает основную и ведущую форму деятельности в жизни младшего школьника,
притом, что у детей появляется важная обязанность, которая заключается в
приобретении знаний в процессе учебы. Такая обязанность ставит перед ребенком
важную задачу, которая выдвигает в свою очередь требования, заключающиеся в
наличие организованности, дисциплины и волевых усилий.
Одной из важных
особенностей, характерной для данного периода, выступает то, что правильное
отношение к обучению у детей младшего школьного возраста формируется не сразу,
поскольку оно опирается на наличие сформированных волевых усилий детей, включая
мобилизацию внимании и интеллектуальной активности, при наличии некоторого рода
самоограничений. Поэтому если ребенок не привык себя ограничивать и проявлять
волевые усилия, у него может появляться разочарование и тем самым
сформироваться отрицательное отношение к учебе [16].
Изначально в процессе
обучения у младших школьников происходит формирование интереса к самому
процессу учебной деятельности, но ребенок не осознает еще ее значение. Что же
касается формирования интереса к содержанию учебной деятельности и появление
желания приобретать знания, то оно связано с появлением интереса к полученным
результатам собственного труда в процессе обучения. Отметим, что такая основа
выступает как благоприятная почва для эффективного формирования у детей
целенаправленного мотива получать знания [4].
Следует заметить, что
формирование интереса к содержанию учебной деятельности и получения знаний
напрямую зависит от того, как младшие школьники переживают чувство
удовлетворенности от своей деятельности и полученных результатов. В связи с
этим одобрение и похвала педагога позволяет подкрепить чувство удовлетворения
от своих достижений, способствуя тем самым формирования чувства гордости и
подъем сил, вызывая желание продолжать процесс обучения.