Курсовая теория на тему Формирование самооценки младших школьников при обучении в малых группах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Самооценка как психолого-педагогическая категория 6
Выводы к главе 1 15
2. Особенности работы в малых группах 17
Выводы к главе 2 20
3. Педагогические условия воспитания самооценки первоклассников в малых группах 22
Выводы к главе 3 28
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность исследования педагогических технологий формирования самооценки младших школьников обусловлена изменениями требований общества к образованию и личности в образовании, фрагментарной разработанностью, отсутствием в образовательных организациях системного и комплексного подхода к использованию педагогических технологий формирования самооценки младшего школьника в учебной деятельности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соизмеряться с внутренним планом.
Учебная деятельность является одним из главных факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста. Учителю начальных классов нужно знать, какие педагогические технологии влияют на формирование адекватной самооценки младших школьников.
Степень разработанности проблемы. Пути и средства формирования и развития самооценки младших школьников подробно рассмотрены в работах многих авторов. Р. Б. Юсупова и В. И. Долгова, Н. В. Цветкова и О. И. Кузнецова рассматривали особенности формирования самооценки у детей 6-7 лет. О. И. Зотова и И. К. Кряжева рассматривали самооценку как аспект социально-психологической адаптации личности. О. А. Кондратьева и В. Е. Соколова разрабатывали пути психолого-педагогической коррекции самооценки школьников.
Е. В. Артюшенкова, М. А. Абдулаева и Н. М. Омарова исследовали связи между возрастными особенностями и учебными показателями младших школьников, их влиянием на самооценку обучающихся. Т. В. Калинина и М. А. Матвеева изучали связь между особенностями внимания младших школьников и развитием самооценки. О. А. Белова, Г. В. Карпачева и Н. В. Лейкина занимались вопросами влияния психофизиологических особенностей на формирование младших школьников и на становление их самооценки, в том числе.
А. С. Гайнанова описывала связь между возрастными особенностями и низкой успеваемостью младших школьников, а также пути решения этой проблемы и ее влияние на формирование и характер самооценки младших школьников.
Педагогический опыт по формированию самооценки младшего школьника представлен работами современных авторов. Так, М. Ю. Плешакова и Е. Н. Бондарева приводят опыт формирования самооценки в начальной школе. М. Н. Андреева смоделировала систему педагогического стимулирования самооценки младших школьников. Э. В. Витушкина представляет формирование самооценки младших школьников, как фактор достижения личностных результатов образования, а О. В. Танью – как личностный результат. О. В. Блохина изучала эффективность формирования самооценки во внеурочное время.
Н. Л. Захарина описывала опыт формирования самооценки младших школьников в условиях ФГОС, а Н. В. Ерзикова уточняет специфику формирования самооценки в ходе изучения русского языка. А. Б. Ларина конкретизирует психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников
Заключение:
Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие. Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Самооценка личности разделяется на ложную или правильную, относительно низкую или высокую, общую или частную, неустойчивую или стабильную, конфликтную или бесконфликтную, адекватную и неадекватную. (В. И. Долгова, Н. В. Цветкова, О. И. Кузнецова, А. Б. Ларина, Р. С. Немов, Н. Б. Ползикова). Выделяется три основных уровня самооценки: высокий, средний и низкий (Н. Б. Ползикова).
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет. Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Главная особенность младших школьников в том, что в этом возрасте происходит первичное осознание позиции школьника через обучение выполнению новых обязанностей. Острое желание стать успешным в учебе совмещается с сильным переживанием каждой неудачи, в особенности, если ребенок не понимает ее причин. Начало школьного образования сопровождается сильными эмоциями: удивлением, растерянностью, радостью, напряжением, восторгом, тревогой и т.д.
По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.
Существует много различных педагогических технологий формирования самооценки. Педагогическая технология формирования самооценки младшего школьника – это совокупность психолого-педагогических средств, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.
Анализ психологической литературы показал, что самооценка является важным компонентом в структуре самосознания и формирования личности. Именно она
Фрагмент текста работы:
1. Самооценка как психолого-педагогическая категория
В основе личности лежит самооценка человека, которая во многом определяет жизненный статус человека, его уровень самоутверждения, всю систему оценок. Самооценка, по общепринятому мнению, влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Иными словами, самооценка во многом определяет мотивацию и направление развития субъекта [6].
Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности человека и на степень выраженности стремления к личностному росту. Обладание навыками самооценки предполагает качественную оценку своих знаний, умений, навыков и в целом своих сильных и слабых сторон, позволяющую рационально строить свою учебную деятельность [2].
По теории С.Л. Рубинштейна, основные направления развития самооценки как компонента самосознания состоят в следующем: «Развитие самосознания проходит … через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении самого себя ко всё более углублённому самопознанию, соединяющемуся затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания, -пишет он, — самооценка переходит от отражения случайных черт к осознанию своеобразия своей личности в целом».
Психолого-педагогический аспект исследования самосознания неразрывно связан с философским, но предполагает раскрытие специфики самосознания как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе эмоционально-ценностного отношения к себе, с учётом влияния процессов воспитания и обучения.
Исследования роли самооценки в познавательной