Кафедра ПиП, начальное и дошкольное образование Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Формирование речевой готовности к школе у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6

1.1 Особенности
формирования речевой готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста. 6

1.2. Формы и методы
формирования речевой готовности к школе у детей дошкольного возраста. 17

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.. 23

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. 24

2.1. Роль
дидактической игры в формировании речевой готовности к школе у детей старшего
дошкольного возраста. 24

2.2 . Пример
дидактической игры в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного
возраста. 32

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 39

  

Введение:

 

В настоящее время у детей дошкольного возраста
наблюдается множество проблем с речевым развитием: отсутствуют логические обоснования
и выводы, бедность речи, неспособность грамотно и доступно сформулировать
вопрос, построить развернутый или краткий ответ, недостаточный словарный запас.

Именно в дошкольном возрасте происходит активное
освоение речи, что способствует дальнейшему благополучному обучению в школе.
Именно поэтому сейчас очень актуальным вопросом является развитие речи.

Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования, одним из главных
компонентов готовности детей к школьному обучению является речевое развитие. Требования ФГОС
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования [16]:

— ребенок владеет речью и использует ее
для выражения мыслей и чувств;

— у ребенка складываются предпосылки к
грамотности;

— ребенок проявляет любознательность и
задает вопросы;

— ребенок может выделять звуки в словах;

— ребенок проявляет творческие способности
в придумывании сказок. Речевая готовность к школе – самый
актуальный вопрос на сегодняшний день. Ведь даже незначительное отклонение у
будущего первоклассника от параметров может привести к проблемам с усвоением
школьной программы. Важность речевой готовности к школе
доказывали такие исследователи, как Ушинский К.Д., Выготский Л.С., Козлова С.А.,
Данилова Л.А. и многие другие. Тихеева Е.И. считала основными
критериями обогащения речи природу, социальную жизнь, обстановку, окружающую
детей и дидактические игры. По ее мнению обучение на специальных занятиях являются
важным средством развития речи дошкольников.

Проблема речевой подготовки дошкольников к
школе решается в следующих видах деятельности: трудовой, учебно-познавательной
и в игровой. Игровая терапия положительно
зарекомендовала себя в плане эффективности среди методов развития речи у
дошкольников.

Ведь игра – ведущий вид деятельности
дошкольного возраста, помогающий ребенку накапливать знания, общаться,
развивать мышление и воображение. Дидактическая игра – ценное средство
воспитания умственной активности, которая активизирует психические процессы,
вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания, а также является
важным средством стимулирования речи. Именно поэтому в детских садах
разнообразные дидактические игры по развитию связной речи присутствуют в каждой
возрастной группе.

В настоящее
время во главе стоит проблема необходимости развития у детей старшего
дошкольного возраста связной речи при недостаточном уровне форсированности у
них речевой активности.

 Именно создание игровой обучающей среды
посредством дидактических игр помогает в формировании речевой готовности к
школе у детей старшего дошкольного возраста.

ЦЕЛИ Цель данной работы – проанализировать
способы и методы формирования речевой готовности у детей старшего дошкольного
возраста посредством дидактических игр. Объектом исследования выступает процесс
формирования речевой готовности к школе. Предметом исследования являются дидактические
игры как средство речевой готовности у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ В
соответствии с целью, были определены следующие задачи:


изучить особенности формирования речевой готовности к школе у детей старшего
дошкольного возраста;


выявить средства, формы и методы формирования речевой готовности к школе у
детей старшего дошкольного возраста;


проанализировать роль дидактической игры в формировании речевой готовности у
детей старшего дошкольного возраста;


разобрать на примере дидактическую игру.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дидактические игры по развитию речи как форма
обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие
варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра на развитие
речи является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической
игры по развитию речи и её завершающим концом является результат,
которой определяется дидактической
задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой
воспитатель предвидит, используя ту или
иную игру.

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение
для коррекции и формирования фонетической стороны речи и
её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой
структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе
одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы, в
результате в сознании детей образовывается
стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

Несомненно, дидактические игры являются
мощнейшим средством для развития речи у
детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования не только в
дошкольных образовательных учреждениях, но и в домашних условиях родителями.

Проведение дидактических игр не требует
особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Используя рекомендации известных педагогов О. С. Ушаковой, Г. А. Тумаковой, можно развивать у детей дошкольного возраста тягу
к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют
родной речью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогами отмечено, что формирование речевой готовности к школе – основной
показатель сформированности познавательных процессов, успешный фактор обучения,
познания окружающего мира.

Речевая готовность к школе – это итог работы по формированию речевой
готовности на протяжении пребывания дошкольников в дошкольном учреждении.

Проблема формирования речевой готовности к школе была, есть и будет
оставаться главной и открытой проблемой.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую, методическую и
лингвистическую литературу по проблеме формирование речевой готовности к
обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, можно прийти к следующим
важным выводам.

1. Проблема формирования готовности ребенка к школе была
и остается актуальной в дошкольной педагогике, психологии и практике работы
детского сада и школы. Готовность к обучению в школе является комплексной
характеристикой ребенка, которая раскрывает уровни развития психологических
качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в
новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

2. В речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
наблюдается совершенствование звукопроизношения, фонематических процессов,
смысловых компонентов речевой деятельности: связности, последовательности,
логичности речевых высказываний. Развитие речи происходит взаимосвязано с
развитием мышления. Формирующиеся речевые качества соотносятся с выбором
языковых средств, с уровнем коммуникативной компетентности, с развитием
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи в
дошкольном возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи
взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

3. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается
процесс овладения речью:

— к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также
предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается
обучение чтению и письму;

— развивается звуковая сторона речи. Старшие дошкольники начинают
осознавать особенности своего произношения, но у них все еще сохраняются и
предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно
произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс
фонематического развития;

— развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие
закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение
грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют
им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

4. Речевая подготовка дошкольников, по мнению А.Н.
Леонтьева, – это «процесс совершенствования речевых навыков, необходимых и
достаточных для успешного школьного обучения». Основными показателями речевой
готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению являются:

— более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое
высказывание;

— завершается процесс фонематического развития;

— достаточно развит лексико-грамматический строй речи;

— обогащен словарь;

— достаточный уровень словесно – логического мышления.

5. Наиболее успешным методом для формирования речевой
готовности к обучению в школе является словесная дидактическая игра.
Дидактические речевые игры – это игры обучающего характера, с помощью которых
можно обогащать словарный запас детей, развивать фонематический слух,
грамматический строй речи, формировать выразительную, образную связную речь.
Речевые игры помогают усвоить ребёнку навыки словообразования и словоизменения,
учат анализировать слова, предложения, доступные тексты. Участвуя в речевых
играх, ребенок учится чувствовать себя более уверенно в кругу сверстников. Это
тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он становится способен
предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку
зрения. Дидактические игры основаны на осознанности процесса. Самостоятельность
в игре проявляется только в том случае, когда дети чувствуют интерес к игре,
когда выполняют все установленные правила. Тогда дети с удовольствием в них
играют. Задача воспитателя – вызвать интерес и заинтересованность в игре.
Подобрать такие игры, в которых дети смогли бы обогатить свой словарный запас.
Ведь дидактическая игра – широко распространенный метод словарной работы с
детьми дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности формирования речевой
готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста

В литературе вопросам
этапов формирования речи уделяется достаточно много внимания. В монографии
Гвоздева А.Н., в работах Розенгард-Пупко Г.Л., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н.,
Швачкина Н.Х., Бельтюкова В.И. подробно описано становление речи у детей,
начиная с самого раннего детства.

Эти авторы с разных
позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, Гвоздев
А.Н. подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи,
структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от
этого он предлагает свою периодизацию. Розенгард-Пупко Г.Л. рассматривает 2
этапа формирования речи: до 2-х лет — подготовительный; от 2-х лет и далее —
этап самостоятельного становления речи.

Леонтьев А.Н.
устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1. подготовительный этап – до 1 года;

2. преддошкольный этап – первоначальное
овладение языком до 3 лет;

3. дошкольный этап – до 7 лет, для этого
этапа характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения
языковых фактов;

4. школьный этап – связан с овладением
ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

В подготовительном этапе особенно важны условия, в которых формируется
речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
Преддошкольный этап представляет собой первоначальное овладение языком. На
дошкольном этапе у ребенка формируется контекстная речь, а на школьном
происходит сознательное усвоение речи.

Формирование речи
детей дошкольного возраста — это сложный и многообразный процесс. Дети не сразу
овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием,
звукопроизношением и слоговой структурой. Одни языковые группы усваиваются раньше,
другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях формирования речи у
дошкольников одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – лишь частично.
Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования
лексико-грамматического строя русского языка.

Важнейшим условием
умственного развития ребёнка дошкольного возраста является формирование и
обогащение речи.

Развитие речи это
процесс овладения видами речевой деятельности, механизмами речи и различными
языковыми средствами.

Речевая готовность ребенка – набор базовых
умений, которые формируются в дошкольном возрасте, а именно сформированность [6]:

1. фонематического слуха и восприятия;

2. грамматического строя;

3. звукопроизносительной стороны речи;

4. лексического запаса;

5. связной речи в целом.

1. Сформированность фонематического слуха и
фонематического восприятия. Фонематический слух необходимо
развивать у ребенка с самого рождения – это способность слышать и различать
звуки родного языка. К 7 годам ребенок должен на слух различать и
воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по
акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости,
звонкости-глухости и акустически близкие.

Фонематическое восприятие включает в себя следующие
процессы:


фонематический анализ – умение
ребенком выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в
предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове, ударный
слог, определять позицию звуков в слове, линейную последовательность звуков в
слове, позицию звуков по отношению к другим звукам, уметь давать характеристику
звукам, осуществлять звуковой разбор слов с помощью символов;


фонематический синтез – это
умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов,
слова из звуков.

Если фонематический анализ и синтез не будут в полном
объеме сформированы у ребенка к первому классу, то возникнут проблемы с
процессами овладения чтением и письмом.

2. Грамматический строй речи. О
сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень
развития следующих умений:


умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам;


умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других
частей речи;


умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно
простые предложения с однородными членами, с предлогами, сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения, видеть связь слов в предложениях;


умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и
исправлять допущенные ошибки;


составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам;


составлять схемы предложений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы